Основы религиозных культур и светской этики

Feb 11, 2012 13:51

Распоряжение от 28 января 2012 г. №84-р

Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»


С самого начала можно было не сомневаться, что эксперимент будет признан успешным, и данный курс будет в конечном итоге включен в образовательный стандарт. Высшими должностными лицами уже не раз были произнесены слова о том, что он имеет светский характер, и на первый взгляд вроде бы действительно всё выглядит достаточно безобидно. Родители могут выбирать из шести модулей: «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» или «Основы иудейской культуры». Как видно, на равных правах представлены основные конфессии, кроме того среди предложенных есть и познавательно-нейтральный и "атеистический" вариант (в том виде, в котором это понимают составители курса). Также заявлено, что привлекать к преподаванию предметов представителей религиозных организаций не планируется.

Но теперь давайте подумаем, так ли уж всё хорошо. Во-первых, с какой целью этот курс вообще вводиться? Инициатива изначально исходила от представителей религиозных организаций, что уже само по себе подозрительно, но, если подумать, достаточно логично. Даже если предположить, что преподавание этих предметов действительно будет происходить исключительно в светском ключе, РПЦ может рассматривать это в рамках идущего полным ходом процесса клерикализации, как ещё один плацдарм для дальнейшего наступления на образование, куда их раньше не допускали даже таким сугубо косвенным путём. Остальные же конфессии представлены, чтобы отвести подобные подозрения. В условиях абсолютного доминирования РПЦ они должны быть рады и такой роли.

Очень важно то, что преподавание этих дисциплин будет вестись для детей раздельно по выбору родителей. Казалось бы, таким образом соблюдается заявленная светская направленность, но на деле может создаться как раз противоположная ситуация. Обращу внимание на неочевидный при первом взгляде, но, по моему мнению, очень важный нюанс: в случае, когда в рамках одного учебного класса есть представители разных конфессий, детский коллектив окажется разделенным по религиозному признаку. Напомню, что дети могут быть очень жестоки и в отличие от взрослых проявляют свою неприязнь в открытых формах. А их собираются поставить по разные стороны баррикад ещё в младшей школе. Это не очень сочетается с утверждением Медведева о том, что формирование религиозной терпимости - одна из целей курса, которая, кстати, наиболее лучшим образом достигалась бы простым расширением соответствующих разделов обычных общеобразовательных предметов: истории и обществознания.

Это был по сути общий случай. Теперь возьмем частный: обычная российская школа, абсолютное большинство контингента в которой составляют русские дети с православными родителями. Можно предположить (и результаты эксперимента это вроде бы подтверждают), что большинство родителей выберет нейтральный вариант под названием "Основы мировых религиозных культур". Какая-то часть с православием головного мозга выберет "Основы православной культуры". Что касается остальных вариантов, то они будут представлены максимум в количестве 1-2 человека в каждом классе соответствующей параллели. Не очень понятно, каким образом для этих трёх с половиной человек на всю школу будет осуществлено преподавание основ их религиозной культуры. И это без учёта того, что на месте, к примеру, родителей-мусульман я бы вообще побоялся выбирать соответствующий вариант в силу того, что изложено абзацем выше.

Не нужно забывать ещё и о том, что неизбежна большая разница между тем, как задумано преподавание предмета и как оно будет осуществляться живыми людьми. Очень сложно быть беспристрастным в вопросах религии, ведь на эту тему любой человек имеет собственные убеждения. Тем более, в конечном итоге совершенно непонятно, что всё-таки под всем этим подразумевается. Если курс светский, то зачем существуют шесть его разновидностей, четыре из которых направлены явно на представителей разных конфессий? Детей из мусульманских семей будут знакомить с их религией русский преподаватель что ли? Да ещё и в светской форме, что само по себе может быть воспринято как оскорбление. Идея в данном случае принципиально противоречива. Всем сразу тут угодить невозможно. Если и нужен отдельный предмет о религии, то только как факультативный, в сугубо научном ключе. История религии детям действительно была бы полезна, ведь врага нужно знать в лицо. Поданная в правильной форме, она способствовала бы формированию научного мировоззрения, однако такой разумный подход иначе как фантастикой не назовешь.

вера и религия

Previous post Next post
Up