When in Adua

Jan 25, 2013 21:28



 

 



Наконец-то ручки дошли. Прочитала все три штуки недели за две, что для меня в последнее время быстро.
Чувства противоречивые. С одной стороны - аааа, где раньше были мои глаза, оно же прекрасное. С другой - лично для меня в повествовании было несколько нюансов, на которые при всем восторге закрыть глаза не получается.
Под катом сумбурная спойлерная простынка.

Для меня в фэнтези все-таки важен мир, а из Аберкромби (пока, по крайней мере) миростроитель то ли ленивый, то ли не очень удачный. У меня не получилось поверить в его мир - он очень-очень простой и не очень логичный. Здесь у нас арабские стереотипы, здесь викинго-варварско-шотландские (которые называются северяне, живут на Севере и говорят на северном языке), а тут что-то вроде Римской Империи. При этом среди всех этих замечательных людей какое-то подобие системы верований и религии есть только у арабских стереотипов. Вот хоть убейте, не верю я, что в триста раз упрощенный раннесредневековый мир населен прагматичными атеистами. Никаких причин этому тоже не вижу - магии в мире есть мало, науки нет (а какая есть, та почему-то деградирует), а денежные отношения, кажется, только начинают возникать.
Может, это потому, что цикл у автора первый. Но мир написан очень топорно, и потому происходящие события смотрятся как война в песочнице, а великие интриги сводятся к "он меня лопаточкой по голове. а я втихаря запытал его маму ведерко притащил и ему по кумполу".
Упоминаются какие-то легенды, мифы, песни, но все три книги пересказывается и дополняется по сути одна и та же простая история о мироустройстве в некие "темные времена". История мира сводится к именам трех королей, все остально было в "далекие темные времена".
Северяне выглядят как кучка вечно сражающихся брутальных великанов, которые додумались до строительства укрепленных городов, но, кажется, не додумались до строительства замков. Зато их отличают от прочих несколько раз в страницу повторяющихся идиоматических выражений. Щастье.
Короли избираются за три минуты, послы вешаются за две, войска противника перемещаются телепортацией. Все три книги сражения описываются по одному сценарию и кончаются роялями в кустах, и имеются аж четыре осады. В следующий раз при описании осады хочется посоветовать Аберкомби почитать, как надо описывать осады, чтобы интересно и душераздирающе, а не утомительно:

Не очень понятна роль инквизиции и вообще успешность государства, в котором все проблемы можно решить пытками противодействующей стороны. Как-то, по-моему, великую силу пыток автор несколько преувеличил.

Тут можно сказать, что главное в книгах у Аберкромби - это персонажи, а не мир, но те тоже страдают от общей алогичности, и как-то выправляются только к концу.
Ну разве что кроме Глокты, который в третьей книге окончательно замучил своим ОБВМом и курсивом. Да-да, тут я в меньшинстве :)
Лично мне из всех персонажей полюбились Логен и Джезал я люблю неудачников, да и те могли бы быть выписаны куда лучше.
Про женщин в трилогии я вообще молчу - Ферро раздражала во всех своих сценах, Арди Уэст фееричная дура, которую нам преподносят почему-то как умную женщину.
Для великого кукловода Байаза окружают какие-то уж слишком непредсказуемые для него люди и обстоятельства - словно он свой великий план по захвату мира тяп-ляп сварганил.
Но как Гендальф наоборот чудесный :)


Вот что очень понравилось - это концовка. Вот тут Оля когда-то давно спрашивала у себя в ЖЖ, хороший конец или плохой по мнению читателей. Оля, я тебя люблю, но у меня конец хорошим назвать не поднимаются пальцы :)
У меня впечатление было примерно такое, особено после прочтения последней сцены Уэста:



Потом я посидела, подумала, поплакала и решила, что конец прекрасный. Хороший разве что у Глокты (объясните мне, ЗА ЧТО вы его так все любите, а?), но прекрасный. Логена жалко, но у него просто не могло быть другого финала, и здесь тема конца-начала разыграна очень хорошо. Джезала тоже было очень жалко - он дурак, конечно, но ему авторской любви не досталось, ему простительно. Он ведь сломленным человеком остался, по сути. Марионеткой в декорациях, у которой вроде все есть и ничего и никого нет.
В целом да, мы поняли - в мире все повторяется, люди не меняются, в эпическом фэнтези много штампов, но растягивать поход за МакГаффином на всю вторую книгу ради доказательств было необязательно.

Мне просто в данном случае обидно, что могло бы выйти потрясающее, сильное произведение - а получилось просто хорошее развлечение, которое лет через пятнадцать автору, скорее всего, захочется Переписать Совсем. Надеюсь.
Но при этом всем бы такой дебют. Не обращайте внимание на мое нытье, бегите читать.

Все оставшиеся книги прочитаю, куда я теперь денусь.

books

Previous post Next post
Up