В последнее время все реже удается выловить особенную «добычу» с изысканным вкусом. Но совсем недавно со мной случился очередной катарсис, после чего я открыла для с ебя нового любимого режиссера.
И имя ему - Анджей Жулавски.
К слову замечу, по некой загадочной закономерности, все неожиданное и особенное в области кино или музыки открывается мне неким «параллельным монтажем» на фоне конкретных жизненных событий.
Впрочем, скорее всего, это вполне нормальная закономерность.
Впервые я увидела Жулавского год назад, это были «Мои ночи прекраснее ваших дней» с возлюбленной музой маэстро Софи Марсо в главной роли. Меня сразу же заворожил - совершенно подходящий глагол -заворожил абсолютно ни на что не похожий визуально-содержательный ряд. Своеобразная энергия истории - с такой вкусной «безюминкой», которую очень приятно разжевывать , растянув удовольствие во времени, в лучших манерах гурмана.
И послевкусие - самое важное- заставляет желать ЕЩЕ. Маленькая капля сладко-притарного отравленного сока проникает в мозг, и ты понимаешь, это уже наркотик. Ты к этому еще вернешься.
И конечно же - вернулась. Или, скорее, маэстро Анджей Жулавски вернулся. Но с еще большей, неожиданно сильной дозой. Можно много говорить о «Достоевском Жулавского», как экранизации, так и вкропленных в собственный сюжет отдельных постановок из наследия писателя в «Публичной женщине», о своеобразных театральных приемов в «Голубой ноте», но одно остается неизменным: будь то костюмно-исторические драмы или тотальный писходеличный сюр, Жулавски уникален своим почерком и стилем во всем, к чему прикасается - мракобесие и безумие с особенным, уникальным привкусом. Я также могла бы много рассказывать о почти головокружительном постоянном движении в кадре, которое создает гипнотическое ощущение perpetuum mobile, но не вижу смысла писать о том, что нужно увидеть.
Мне еще не все довелось увидеть из всей фильмографии маэстро, но тем не менее хочу сказать о трех картинах, которые взорвали мне мозг и проникли в кровь:
«Одержимая», ‘81( в главной роли - совсем молодая, прекрасная Изабель Аджани, которая к слову была отмечена в Каннах за эту роль), «Шаманка», ’96 , и тот самый, возможно, более легкий, но тем не менее прекрасно-безумный - «Мои ночи прекраснее ваших дней», ’89.
Об этих фильмах можно говорить очень много, но главное -один раз увидеть, что очень рекомендую тем, кто вдруг еще не видел Жулавски и при это разделяет мои кинопристрастия (последнее подчеркиваю, ибо зрелище в основном не для слабонервных).
Мне будет интересно подискутировать со всеми желающими на тему.
Но прежде, хочу все же отметить пару моментов. «Одержимую» Жулавски иногда сравнивают с «Отвращением» Полански. Удивительно здесь не то, что оба входят в список моих любимых режиссеров. Мне удивительно, почему эти фильмы сравнивают. Я видела и тот, и другой, и убеждена, их сравнивать не стоит. По такому же принципу ряд можно продолжить «Поленом» моего не менее любимого Яна Шванкмайера. Но все же почтенным реверансом в сторону Анджея Жулавски замечу, что «Одержимая» показалась мне вершиной из всего киносюра, что я видела до селе, где настолько шедевриально показан психический и психологический распад личности. В основе фабулы - разрыв отношений, но по сути в историю заложено куда больше. Примечательно то, что композиция циклична. История в конце возвращается в исходную точку. Собственно порожденный монстр-любовник в финале превращается в возлюбленного, и становится понятно, что этот заколдованный круг героям предстоит пройти еще снова и снова.
В «Шаманку» я влюбилась в первого взгляда. Хотя этот фильм так же, как и «Одержимая», вызывает одновременно два сильных чувства: безумного восхищения и безумного отвращения, и вкупе создают тот самый особый магнитизм. В Польше фильм (несмотря на то, что это картина 96 года) назвали порнографией и обвинили в "глумлении над христианскими ценностями" (это цитата), однако именно в «Шаманке» особенно явственно ощущаются не сколько поиски визуализации писхологизма, сколько истинного, «чистого» шаманизма и ритуально-мистических безумий. В фильме, помимо дебютантки Ивоны Петри, снялся также секс-символ польского кино Богулсав Линда.