Анджей Жулавски

Jul 25, 2012 19:59


В последнее время все реже удается выловить особенную «добычу»  с изысканным вкусом. Но совсем недавно со мной случился очередной катарсис, после чего  я открыла для с ебя нового любимого режиссера.
И имя ему - Анджей Жулавски.

К слову замечу,  по некой загадочной закономерности, все неожиданное и особенное в области кино или музыки открывается мне неким «параллельным монтажем»  на фоне конкретных жизненных событий.  
Впрочем, скорее всего, это вполне нормальная закономерность.
Впервые я увидела Жулавского год назад, это были  «Мои ночи прекраснее ваших дней» с возлюбленной музой маэстро Софи Марсо в главной роли. Меня сразу же заворожил - совершенно подходящий глагол -заворожил абсолютно ни на что не похожий визуально-содержательный ряд. Своеобразная энергия истории - с  такой вкусной «безюминкой», которую очень приятно разжевывать , растянув удовольствие во времени, в лучших манерах гурмана.
И послевкусие - самое важное- заставляет желать ЕЩЕ. Маленькая капля сладко-притарного отравленного сока проникает в мозг, и ты понимаешь, это уже наркотик. Ты к этому еще вернешься. 
И конечно же - вернулась. Или, скорее, маэстро Анджей Жулавски вернулся. Но с еще большей, неожиданно сильной дозой. Можно много говорить о «Достоевском Жулавского»,  как  экранизации, так и вкропленных в собственный сюжет отдельных постановок из наследия писателя в «Публичной женщине»,  о своеобразных театральных приемов в «Голубой ноте», но одно остается неизменным: будь то костюмно-исторические драмы или тотальный писходеличный сюр, Жулавски уникален своим почерком и стилем во всем, к чему прикасается - мракобесие и безумие с особенным, уникальным привкусом.  Я также могла бы много рассказывать о почти головокружительном постоянном движении в кадре, которое создает  гипнотическое ощущение perpetuum mobile, но не вижу смысла писать о том, что нужно увидеть.
Мне еще не все довелось увидеть из всей фильмографии маэстро, но тем не менее  хочу сказать о трех картинах, которые взорвали мне мозг и проникли в кровь:
«Одержимая»,  ‘81( в главной роли - совсем молодая, прекрасная Изабель Аджани, которая к слову была отмечена в Каннах за эту роль), «Шаманка», ’96 ,  и  тот самый, возможно, более легкий, но тем не менее прекрасно-безумный  - «Мои ночи прекраснее ваших дней», ’89.
Об этих фильмах можно говорить очень много, но главное -один раз увидеть, что очень рекомендую тем,  кто вдруг  еще не видел Жулавски и при это разделяет мои кинопристрастия (последнее подчеркиваю, ибо зрелище в основном не для слабонервных). 
Мне будет интересно подискутировать со всеми желающими на тему.
Но прежде, хочу все же отметить пару моментов. «Одержимую» Жулавски иногда сравнивают с «Отвращением» Полански. Удивительно здесь не то,  что оба входят в список моих любимых режиссеров. Мне удивительно, почему эти фильмы сравнивают.  Я видела и тот, и другой, и убеждена, их сравнивать не стоит.  По такому же принципу  ряд можно продолжить «Поленом» моего не менее любимого Яна Шванкмайера.  Но все же почтенным реверансом в сторону Анджея Жулавски замечу, что «Одержимая» показалась мне вершиной из всего киносюра, что я видела до селе, где настолько шедевриально показан психический и психологический распад личности.  В основе фабулы - разрыв отношений, но по сути в историю заложено куда больше. Примечательно то, что композиция циклична. История в конце возвращается в исходную точку. Собственно порожденный монстр-любовник  в финале превращается в возлюбленного, и становится понятно, что этот заколдованный круг  героям предстоит пройти еще снова и снова.  
В «Шаманку» я влюбилась в первого взгляда. Хотя этот фильм так же, как и «Одержимая», вызывает одновременно два сильных чувства: безумного восхищения и  безумного отвращения, и вкупе создают тот самый особый магнитизм. В Польше фильм (несмотря на то, что это картина 96 года) назвали порнографией и обвинили в "глумлении над христианскими ценностями" (это цитата), однако именно в «Шаманке» особенно явственно ощущаются не сколько поиски визуализации писхологизма, сколько истинного, «чистого» шаманизма и ритуально-мистических безумий. В фильме, помимо дебютантки Ивоны Петри, снялся также секс-символ польского кино Богулсав Линда.








Жулавски, кино

Previous post Next post
Up