"Мы с тобой и Аронофски - Эллючка Людоедка и Вандербильдиха" (с) ХНН
Остап увлекся и Остапа понесло.
И я, конечно, о кино.
Этот год судя по всему сулит быть плодотворным на достойные кинопремьеры, что не может не радовать.
А порадовать и приятно впечатлить меня уже успели с начала этого года две кинокартины: «Черный Лебедь» Даррена Аронофски и «Не отпускай меня» - дебютный игровой полнометражный фильм Марка Романека.
Между прочим, в этом году также ожидаются премьеры аж целых двух (!) новых фильмов Дэвида Кроненберга и что-то долгожданно новое от не менее обожаемого Педро Альмодовара (надеюсь последний не разочарует как Полански своим «Призраком»). А в самом ближайшем будущем - долгожданная премьера на большом экране «Мастера и Маргариты» Юрия Кары 1994 года. Для жаждущих: с 7 апреля фильм идет в КЦ «Родина» - если смотреть экранизацию Булгакова, то только там. Очень интересно заново увидеть этот фильм и тем более на большом экране в (надеюсь) достойном качестве по сравнению с получерновой версией, которую я видела до этого.
Также многие в нетерпении ожидают уже на протяжении пары, а то и тройки лет выхода экранизации «Generation П». Виктор Пелевин входит в число почитаемых во всех смыслах слова мною писателей, но если честно, я смутно себе представляю, как можно экранизировать Пелевина настолько блистательно, чтобы получилось в достойно равной мере сильно и образно, и информативно, посему меня на данный момент «терзают смутные сомнения», но поживем-увидим.
Привлек мое внимание отечественный проект «Эксперимент Five» пяти режиссеров нашей «новой волны» (в т.ч. Звягинцев, Волошин, Попогребский): альманах мистических короткометражек о двойственности реальности. Интересно будет увидеть, что из этого получится (фильмы уже доступны в сети, осталось заценить). Кажется, моя излюбленная тема вошла в обиход, пора взять и себя в руки и закончить наконец пару своих работ, отснятых уже энное время назад.
Кажется, Кино начинает оживать в прямом смысле слова - как фильм Ю. Кары с запылившихся полок, и это не может не вдохновлять и не радовать.
Все же пару слов по горячим и уже немного остывшим следам.
Марк Романек входит в число моих кумиров-клипмейкеров. Очень ждала его дебютный фильм - было интересно, что это будет. Его первый полный игровой метр кажется совсем иным, чем его мьюзик видеос. Но это не так. В этой настолько простой, не нарощенной спецэффектами и космическими бюджетами, но пробивающей до глубины костей драме есть Романек с большой буквы (не только потому, что это имя собственное. Это имя достойное). Очень грамотный ход для дебютной картины -экранизация, потому что есть возможность сосредоточить все силы конкретно на режиссуре. Несмотря на то, что история также ни раз эксплуатировалась в кинематографе, простой на первый взгляд фильм Романека - очень страшный. Страшный в своей простоте, создающей ужасающее ощущение достоверности. После просмотра невозможно оставаться в нормальном психическом состоянии духа и чувствуешь, как ты, по-Станиславски, Веришь. Фильм, после которого выходишь из кинотеатра и долго размышляешь - это достойный фильм, вне всякого сомнения.
«Черный Лебедь» посмотрела ровно 2 месяца назад и так и не смогла ничего сказать по этому поводу. Да и что говорить, если фильм - шедевр! Великолепная драматургия, великолепная режиссура. Художественные образы, избранные в качестве метафор повествования, по-истине впечатляют. Справедливости ради должна сказать, что до сего момента к Аронофски я относилась весьма прохладно. Все вокруг с закатанными к потолку глазами восхищались «Фонтан, Фонтан!,,.». Я смотрела фильм «Фонтан», ничего выдающегося я в нем не нашла. Фильм меня не впечатлил. А не менее известный «Реквием по мечте» хорош исключительно саундтрэком и великолепной игрой актеров, в частности моей любимой американской актрисы Дженнифер Коннелли, которая, на мой взгляд, достигла в этой роли пика своего актерского мастерства (который Коннелли, справедливости ради надо заметить, усердно развивала на протяжении длительного времени).
Но «Black Swan» перевернул на 360 градусов мое отношение к Д.Аронофски. До последнего кадра находишься в полнейшем напряжении (кстати, игра слов в названии фильма очень удачна), саспенс брызжет слюной из всех углов экрана прямо на зачарованного зрителя (да позволит мне великий Хичкок сее изречение), а единственная и при этом ошеломляюще яркая по своей образности сексуальная сцена отнюдь не несет функцию примитивного эротического эстетизма, это интригующая образная метафора - прогрессирующий акт раздвоения личности в виде полового акта, доминирующая и рецессивная часть сознания, просто великолепно. Хулио Медем со своим примитивным и бессмысленным 2х часовым лесбийским траханьем может смело отсосать у Аранофски за одну его 3х минутную однополую сцену. (Поклонники Медема могут не комментировать этот пост, я все равно остаюсь при своем мнении).
Но все же, опять же справедливости ради, должна заметить, что сюжетная линия «Черного Лебедя» до неприличия напоминает давно забытый итальянский фильм 1988 года «Etoile» («Звезда»): основа сюжета этого фильма не психологического, а больше мистического характера, повествует о юной балерине, приехавшей покорять Рим, которую сыграла 18 летняя Дженнифер Коннелли (опять же), и режиссера-колдуна, желавшего поставить на сцене свою версию «Лебединого озера», в финале которой Одетта погибает, и балерина погибает также на сцене (некое жертвоприношение злому гению), находясь под действием магических чар. Режиссура конечно не столь блистательна (имя итальянского режиссера мне до сих пор малоизвестно), художественные образы бедноваты, но тем не менее фильм-сказка по-своему красива, и именно юная Коннелли задолго до Н.Портман в образе Черного Лебедя передала в «Звезде» тот самый мотив двойственной, «темной стороны». Хотя по фильму ее героиня была заколдована. (У Аранофски психологическое изменение личности конечно впечатляет больше). Кстати, Коннелли, как и Портман, также некогда обучалась балету и также в фильме исполнила часть танцевальных номеров самостоятельно (тоже на крупных планах, отвлекающий маневр от техники).
Помню давным-давно мне очень полюбилась эта история и тогда же у меня появилась музыкальная шкатулка с музыкой Чайковского и танцующей балеринкой.
Д.Коннелли, "Etoile", 1988
Н.Портман, "Black Swan", 2009
И на десерт в виде булки с компотом: второй фильм Дункана Джонса (сына Дэвида Боуи), который уже успел сделать себе имя в мире кино своим дебютом «Луна» (при этом успев заманить на главную роль обожаемого мною Сэма Рокуэлла). После просмотра «Исходного кода» могу сказать точно одно: сынулька Зоуи упал совсем недалеко от яблоньки-папульки:) Очень грамотный режиссерский подход: перерабатывать под новым соусом с вкусной приправой чужие идеи давно ставшие классикой. Первый пирожок был со вкусом «Соляриса» Лема, второй пирожок с известным вкусом «Взлетной полосы» Маркеса, а также прочих «Дней сурков». Но это язвлю с нежностью, конечно:) На самом деле для начинающего режиссера это самый выгодны ход. Кто не повторяет? Да все. и я конечно в том числе, и все мои кумиры в частности повторяют друг за другом. Главное - найти свой индивидуальный стиль и развивать его. Дункан кажется его нашел и уже во втором фильме он ощущается, так чо Джонс младший молодец. Молодец вдвойне, ибо уже на свой второй фильм нашел бабла достойный мешок, это пожалуй немаловажный факт:) Удивительно что не дал подзаработать папочке - чем не достойная подработка на пенсии в виде саундтрэков для фильмов сынули.
После десерта позвольте откланяться в виде двух моих любимейших музыкальных клипов Марка Романека.
Кстати, в одном из них "Jump The Say" (аж далекого 1993 г.) все те же известные аллюзии на культовый фотофильм "Взлетная полоса".
(это к слову о повторениях:)
Click to view
Click to view