«Превыше всего я ценю интуицию, она объединяет мышление и чувство, и она выше, чем интеллект и эмоции, взятые по отдельности...
Не важно, откуда пошел замысел фильма - от «высокого» или от «низкого» .
«Синий бархат» родился от цветового ощущения: красный рот, зеленые глаза, пронзительный свет...»
Дэвид Линч, из книги Андрея Плахова «Режиссеры настоящего. Визионеры и мегаломаны».
Тот же А.Плахов лишь вскользь затрагивает цветовую эстетику Линча с отсылкой на постмодернизм, лишь подчеркнув отмеченные конкретным стилем «слишком зеленую траву и слишком голубую розу». Я же уделяю особое значение характерной и основной цветовой символике Линча, которая преобладает в его киноработах, а также в ряде картин.
Дэвид Линч в первую очередь - художник, закончивший 2 художественные школы и Пенсильванскую академию искусств. Мне с давних пор «ученые в профессии мужы» пытаются втолковать, что режиссер - это в первую очередь организатор, еще появился замечательное определение от уважаемого Ю.Б.Мамина: режиссер -это рассказчик. Неплохо. Но я убеждена, что режиссер должен быть и организатором, и рассказчиком и художником в равной степени. Некоторые считают, что Линч стал режиссером «случайно», я же убеждена, что лишь в кинематографе Линч полностью раскрылся как художник, причем художник и рассказчик одновременно, обладающий между прочим не дюжиной силой воли, чтобы реализовать свои самые известные кинопроекты. Если ты великолепный организатор и обладаешь силой воли, но лишен элементарных художественных «задатков», ни о каком киноязыке не может быть и речи. Пример Голливуда: на любой мейнстримовой волне появляются десятки и десятки десятков режиссеров, которые делают фильмы по идентичной «фабричной» штамповке. Другое дело, что в Америке каждый второй снимает и ставит что немаловажно на достойном качественном уровне. Мы пока и этого делать не умеем, революцию конечно произвел уважаемый г-н Бекмамбетов. Но речь сейчас не об этом, а об авторском кинематографе, который в той самой Америке на фоне мейнстрима и коммерции выделяется наиболее ярким и богемно-изысканным дымком сигареты в руке актрисы Шерил Фенн или Джерменовской музы Тильды Суинтон. К слову об ярко, возвращаюсь к цветам.
Характерная цветовая гамма Линча это черный-красный-синий.
Самый характерный символ Черного у Линчa- это темная глубина, бездна. С невыразимым мастерством художника Линч кинематографически создает целые мини истории Черного как темной бездны души. Наиболее ярким моментом с т.зрения кинематографии, которым я восхищаюсь, является сцена из фильма «Шоссе в никуда»: главный герой Фред слышит откуда-то «из бездны» голос своей жены, зовущей его. Исключительно художественной постановкой света и кадра создается блестящий кинофрагмент, когда герой уходит в странную черную пустоту, образовавшуюся в неком «пятом углу» Лавкрафта в пространстве комнаты, и возвращается оттуда «другим». Темный двойник выходит из бедны души. Та же идея присутствуют в наиболее известном проекте - втором сезоне ТВ сериала «Твин Пикс». Но это уже другая цветовая религия.
Красный.
С одной стороны, кажется, что с красным у Линча все банально: красный - это огонь, он же душа, который БОБ призывает идти за собой, красный - это страсть и похоть, красный - это накал. Но вот на сцену в прямом смысле слова выходит знаменитый красный занавес в мире людей и отражается в знаменитой Красной Комнате (Black Lodge) - неком параллельном межпространстве, «Залом ожидания» между миром людей и духов. И неким финальным аккордом в этой сюрреальной опере наконец звучит тонко, но так звучно, что все остальные струнные и духовые смолкают: Cиний.
А именно: синий на красном. Разгадка, или, скорее, подсказка к разгадке этого оригинального символа нашлась у маэстро в «Твин Пикс: сквозь огонь», где символ синей розы - это символ запредельного, алогичного и необъяснимого, на что явственно намекает герой Кифера Сазерлэнда в диалоге с Крисом Айзеком.
Синяя роза на красном платье: неуловимый мир духов в мире людей с их страстями и грехами, Эфир и Плоть.
Та же цветовая метафора представлена в любимейшом мною «Синем бархате», который, по словам того же Плахова, как ни странно, целиком и полностью «беременнен» Твин Пиксом. Героиня Изабеллы Росселини на фоне пылающего страстями, безумием и грехом красным занавесом собственной души поет о некой Blue Star - перефраз Blue Velvet -символ зла, порока и чего-то недосказанно запредельного (главный герой в роли Денниса Хоппера - ярый садист, которого возбуждает вельветовая ткань синего цвета, служащая кляпом всем его жертвам, и в первую очередь его «жертве» для садо-мазо игр - героини Расселини), символ того, что спит в тех самых недрах черной бездны души подобно Ктулху в каждом из нас и вселяется (просыпается изнутри) подобно более аллюзорному персонажу БОБу в главного героя (тоже Маклахлана). Правда, в «Синем барахате» Красный Ктулху повержен, в Твин Пиксе - он победитель.
«Синяя коробочка и синий ключ» из «Малхолланд Драйв» стали, пожалуй, уже по-настоящему культовыми символами потустороннего «ящика Пандоры», или ключа к реальности сна, либо наоборот- выхода из мира сна и мечты, трактовок масса, но тот самый внутренний, интуитивный метафоричный смысл, к которому призывает сам Линч -един.
Густав Адольф Мосса, "Сафо"
Недавно компания Dior запустила свой очередной яркий проект: рекламные мини-фильмы для каждого из четырех цветов новой модели сумочек Lady Dior. Рекламным лицом Dior стала актриса Марион Котийяр, которая сыграла в каждом из мини-фильмов главную роль. Для каждого же рекламного ролика-цвета приглашались разные режиссеры. Поскольку, «белый» еще не вышел в свет, на данный момент существует три весьма символичных проекта: черный, красный и синий. «Lady Noir» от Dior (режиссер Оливье Даан) снят в очень стильной и оригинальной подаче - некая аллюзия на фильм-нуар А. Хичкока «Боязнь сцены» с Марлен Дитрих в главной роли. «Lady Rouge» снял американский режиссер-клипмейкер Джонас Акерлунд (работавший, насколько мне известно, ранее с Мадонной, а также «леди бугага»), и, надо сказать, этот рекламный фильм на мой непринужденный взгляд менее оригинальный из всех трех. Примечательным является лишь тот нюанс, что Марион Катийяр поет в этом ролике вместе с модами из «Franz Ferdinand».
Ну а синий...достался, конечно, Дэвиду Линчу:)
Фильм состоит из двух частей и некой кинопоэмы, автором кот. также является Линч. С кинохудожественной т.зр. в кинопоэме, где Котийяр читает монолог, меня вдохновил синий дым в виде цветка для моего собсвтенного видеопроекта в постанвоке "СИЛЕНСИО!".
Просто смотрим:
Dior, не осязаемый, но ощущаемый аромат «высшей лиги» моды, Синий, Дэвид Линч и Голубая Роза в рекламном ролике для Dior „Lady Blue Shanghai“.
Click to view
Click to view
Click to view