"Тому, кто часто и долго смотрит телевизор, быть мертвым покажется совсем легко. Вообще-то и телик, и блуждание по Интернету - самая лучшая подготовка к жизни после смерти."
"Да, так нечестно, но жизнь кажется нам адом, если мы надеемся, что будем жить вечно. Жизнь коротка. И расстраиваться нет никакого смысла."
Паланик, как всегда, оригинален.
Действия книги разворачиваются в аду. Главная героиня -13-и летняя дочь кинозвезды, Мэдисон, толстая и некрасивая, одинокая и слишком умная для своего возраста, умершая то ли из-за передозировки марихуаны, о ли по досадной глупости. Вместо того, чтобы уныло прозябать в своей клетке целую вечность, Мэдисон отправляется глубины ада, обретает уверенность в себе и разворачивает масштабную деятельность по усовершенствованию ада.
Чтобы добраться до сути, придется пробираться через Озера Теплой Желчи, Пустыню Перхоти, Болото Выкидышей, Рощу Ампутированных Членов и прочих ярких образов созданного Палаником ада. Много треша, сюрра, иногда кажется, что таким образом автор защищается от неподготовленного читателя.
На самом же деле идея проста и понятна: мы сами создаем себе ад, сами выбираем страдание, самокопание и бесконечную жалость к себе вместо движения вперед. Есть даже небольшой закос в тему экологии, где ад пытаются благоустроить его неравнодушные жители:
"Скажем честно: ад - это не более чем до предела запущенный маргинальный район. Вообразите себе горящие угольные шахты, которые перемежаются тлеющими шинными свалками, добавьте туда открытые выгребные ямы и свалки опасных отходов - и неизбежным результатом станет ад, причем ситуацию явно не улучшает эгоистическая склонность местных жителей сосредотачиваться на собственных несчастьях и плевать на окружающую среду."
"Ад кажется нам адом именно потому, что мы надеемся найти тут рай"
Весь ад - это лишь продолжение Земли. Многие умершие даже могут не заметить разницы. Так и сидят в своих клетках и изводят себя сожалениями и самобичеванием.
В целом, у Паланика получилась сюрреалистичная сказка. Я бы даже сказала, добрая сказка. Сквозь цинизм и физиологические подробности проглядывает полная жизнелюбия позиция автора с ясным посылом : сделай себя сам и не создавай вокруг себя ад.
И еще цитаты:
"В аду постоянно кто-то кричит. Если вы когда-нибудь летали из Лондона в Сидней рядом с капризным младенцем, вы и так прекрасно знаете, как все в аду устроено."
"И все-таки, если вам интересно мое мнение, большинство заводит детей, когда спадает их собственный энтузиазм по отношению к жизни. Ребенок позволяет нам снова пережить радостное возбуждение, которое мы когда-то чувствовали из-за… да из-за всего. А через поколение наш энтузиазм подпитывают внуки. Воспроизводство - этакая инъекция омоложения, которая не дает людям утратить любовь к жизни."
"мама рассказывала мне, что Горан вырос в одном из детских приютов за железным занавесом, где младенцы лежат без ухода и ласк в палатах, похожих на пещеры, пока не становятся настолько взрослыми, чтобы голосовать за правящий режим. Или идти в армию."
"Самая худшая дискриминация - это дискриминация мертвых живыми. Никого так сильно не маргинализируют, как нас. Если мертвых и изображают в поп-культуре, то лишь как зомби, вампиров, призраков - тех, кто опасен для живых."
"Главное, что ты остаешься в аду, пока не прощаешь себя."
"Не многие семьи могут похвастаться такими тесными отношениями, как тюрьмы."
"Если родители и представляли себе как-то смерть, то на самом поверхностном уровне, как морщины и седину стариков, у которых скоро кончится «срок годности». Видимо, им казалось, что если регулярно заботиться о внешности и бороться с признаками старения, смерть тебя не побеспокоит. Для моих родителей смерть была закономерным и нежелательным результатом плохого ухода за кожей. Если перестаешь пользоваться скрабами, то катишься по наклонной - и умираешь.
Только, пожалуйста, если вы еще лопаете куриные грудки без кожицы (с низким содержанием натрия, полезные для сердца), если вы все такие довольные бегаете на тренажерной дорожке, не надо делать вид, что вы смотрите на смерть реалистичнее, чем мои чокнутые предки."