Ливрея 1975 года, которая навсегда изменила гоночные автомобили

Nov 09, 2016 16:30

Оригинал
Текст: Petrolicious Productions
Фото: BMW



Гоночные ливреи пережили два больших изменения. Первое - от одноцветных национальных гоночных цветов до спонсорских раскрасок, после того как Lotus в 1968 использовал спонсорскую ливрею. Вторая трансформация была более драматичной.

В середине 70-х на горизонте появился "идеальный шторм", который был близок к тому чтобы навсегда изменить внешний вид гоночных автомобилей. Кузов гоночного автомобиля начинал отталкиваться от его ливреи - страны, команды, спонсора, а дизайнеры получили свободу, которой у них раньше не было.

Эта окончательная трансформация произошла в Ле Мане в 1975. С того момента каждой гонке нужно немного искусства.

Требовался мостик между миром искусства и миров автомобилей. Концепт-кары, прототипы, разнообразные штуки и безумные цветовые схемы - к 1975 автопроизводители попробовали почти все, что они могли сделать с четырьмя колесами. Но на самом деле из мира искусства не пришло ничего. Дизайнеры, конечно, могли находиться под влиянием, но никто не использовал Пикассо в качестве вдохновения для окраски кузова нового авто.

Француз Герв Пулен был тем самым мостиком. Известный игрок на аукционах, со своими контактами и уважением в мире искусства, его озарила мысль: а что если использовать кузов автомобиля как полотно? А будучи пол-профессиональным гонщиком он пошел дальше: а что если этот арт-кар выставить в Ле Мане?

Пулен связался с американским художником и скульптором Александром Калдером, потому что Калдер был первым, кто заставил искусство двигаться. Он часто создавал кинетические скульптуры, которые вращались, двигались и меняли форму, предлагая зрителем в каждый момент что-то новое. Пулен, рассматривая гоночные автомобили как полотно для художника, решил, что таким образом Калдер сможет создать самую быструю скульптуру.

Какие могли бы быть проблемы? Не было автомобиля, чтобы его раскрасить.


Помогла случайная встреча с бывшим гонщиком, директором команды (а нынче - президентом FIA) Жаном Тодтом, который связал Пулена с BMW, которые быстро одобрили проект, несмотря на то что у BMW не было заводской команды в европейских гонках. BMW не только одобрила проект art-car, но и быстро начала работу над превращением 3.0 CSL в болид для Ле Мана.

Одновременно с этим Пулен предоставил модель автомобиля Калдеру, чтобы тот мог начать свою работу. И всего через несколько часов Калдер вернул модель Пулену с уже нарисованной ливреей, которая потом стала знаменитой. Это был первый арт-кар. Получив указание ничего не менять, ливрею перенесли на гоночный автомобиль.


Продолжавшийся несколько лет проект BMW Art-car под началом Пулена объединил самые известные автомобили и культовых художников того времени. После Калдера был Франк Стелла, который раскрасил другой 3.0 CSL для гонки в Ле Мане в 1976.


Рой Лихтенштейн в 1977 решил сделать ливрею, отражающую сами гонки и нарисовал виды с трассы на обеих сторонах своего гоночного "полотна"
320i. "Я хотел, чтобы линии, которые я нарисовал, повторяли дорогу, указывая путь", - говорил сам Рой.


Заключительный арт-кар стал самым культовым: Энди Уорхол расписал BMW M1 Group 4 большими пятнами краски, что до сих пор выглядит свежо.


После M1 BMW переместила свою, уже официальную, программу арт-кар на дорожные модели. И в гонках перезапустили ее только на квалификации в Ле Мане в 1999.

Гоночные автомобили сильно изменились и ливрея Дженни Хольцера для BMW V12 LMR была простой, со слоганом на всю машину, да и ту увидели только на квалификации - что вдвойне обидно, так как ливрея создавалась чтобы быть видимой весь гоночный уикэнд и даже в ночной гонке.


Последняя на текущий момент BMW M3 GT2 от Джефа Кунса вызывает улыбки у зрителей своими яркими цветами. Созданная, чтобы выражать мощь, движение и энергию в гонке, машина тем не менее сошла с дистанции в Ле Мане 2010 года из за механических проблем, к большому огорчению Кунса.


С того момента как Пуленовский арт-кар ворвался на трек, другие компании, гонщики, художники и команды представили свое видение жанра. Например в прошлом (2015) году Тобиа Рехбергер представил свою психоделическую ливрею на #97 Aston Martin Vantage GTE, которая выполнена в духе классических арт-каров Ле Мана. (C ужасом представляю, как она выглядит, когда проносится мимо. Интересно, эпилептикам можно на трибуны - такая машина вызовет приступ же!)

гонки, petrolicious, bmw

Previous post Next post
Up