1975 Honda Civic CVCC - искра в "темную эпоху автомобилей"

Aug 25, 2016 12:30

Увлекательное, скажу я вам, занятие, переводить разные статьи. Узнаешь кое-что новое... Ну а пройти мимо статьи о Сивике я, по понятным причинам, не мог. Да и правильно сделал - интересная статья оказалась :)

Оригинал
Текст: Brian Garrity
Фото: Rémi Dargegen



Если вы поговорите с любителями классических автомобилей о их любимой автомобильной эпохе, вряд-ли вы услышите о "славных 70-х". Потому что большинство ассоциирует это время с топливным кризисом, некомфортными и ржавыми машинами. И хотя в целом так оно и было, я бы хотел поделиться этим сногсшибающим инженерным подвигом, который оказался затерянным в автомобильном "темном времени". Но сначала давайте напомним, против чего тогда восстала автомобильная индустрия.



Темное время началось в 1970 с принятия "Поправки Маски" к американскому "Закону о чистом воздухе", которая устанавливала самые строгие ограничения на выброс вредных веществ в воздух, из всех, что мир когда-либо видел. И первым в списке ограничений, который на десятилетия придушит автомобильную индустрию, стало требование к автопроизводителям уменьшить выбросы всей линейки выпускаемых машин на невероятные 90% за всего лишь 5 лет. Дополнительной солью на рану стало требование Конгресса перевести все автомобили на неэтилированный бензин в течение того же срока. Тут важно отметить, что за предыдущие 50 лет (ну или с Первой Мировой, кому как больше нравится), практически все автомобильные двигатели работали на этилированном бензине.



Как будто этого было мало, чтобы заставить пошатнуться позиции автопроизводителей, скоро они были ошеломлены 6-месячным нефтяным эмбарго, введеным ОПЕК в 1973. Вслед за этим наступил энергетический кризис, который вызвал шок у простых американцев резким повышением цен на топливо и создал огромные очереди на заправках. Как одну из мер ответа на кризис, Конгресс принял первый закон о экономии топлива. По новым стандартам CAFE (Corporate Average Fuel Economy) автопроизводители были вынуждены или довести экономичность автомобилей минимум до 18 mpg (15,7 л/100 км) к 1978 году, или подвергнуться огромным штрафам.



В попытке справиться с нахлынувшей лавиной новых ограничений, беспрецедентной зависимости от импортной нефти и волнений на Ближнем востоке, большинство крупных игроков на американском авторынке пытались подавать петиции и лоббировать свои интересы (читай: просили и умоляли) в Конгрессе против расширения ограничений, которые практически невозможно выполнить в установленные сроки. В тоже время автомобильные инженеры и дизайнеры были заняты тем, что разрушали свои, завоевывавшие призы, шедевры для того, чтобы соответствовать новой действительности. Устанавливали катализаторы, понижали степень сжатия, уменьшая воздухозаборники и снижая число и размеры карбюраторов под капотом.



Это было одним из мрачнейших периодов для любителей автомобилей. И в то время как один автомобиль не мог спасти автоиндустрию, некий негероический герой смог осветить этот мрак искрой надежды. Это было обещанием того, что несмотря на удушающие правила, придет время новых, потрясающих автомобилей. Кто же этот негероический герой? Могучий Honda Civic CVCC! Как ранняя птичка ловит червячка, так и Хонда начала разработку более топливо-эффективного двигателя с пониженными выбросами еще в 1966. Вместо того, чтобы остаться глухим к набирающему силу движению защитников природы и намекам на будущие американские поправки, Хонда усмотрела в "Законе о чистом воздухе" новые возможности. Это была возможность стать наконец-то чем-то большим, чем просто производители мотоциклов, в глазах американских потребителей. Также это была возможность обойти своих японских конкурентов Datsun и Toyota и потрясти автомобильный мир.

Как уже говорилось выше, автопроизводители решили, что единственный способ успеть к установленным Конгрессом дедлайнам - это очищать выхлопные газы уже на выходе из двигателя, установив каталитический нейтрализатор. Хонда же, считая что он слишком дорогой и слишком ненадежный, пошла против этой массовой веры в нейтрализатор и построила первый в мире двигатель, который удовлетворял новым требованиям по выбросам без установки дополнительного нейтрализатора. Это был новый революционный хондовский двигатель CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion)



Головки цилиндров CVCC блестяще с этим справлялись. В то время как каждый цилиндр работал с традиционными впускным и выпускным клапанами, у каждого еще был миниатюрный цилиндр между свечой и основным цилиндром, оборудованный дополнительным впускным клапаном. Этот миниатюрный цилиндр получал обогащенную топливо-воздушную смесь через дополнительный впускной клапан и работал как форкамера. Когда срабатывала свеча, обогащенная смесь в форкамере поджигалась и поступала в основной цилиндр, где смешивалась с обедненной, поступившей через традиционный впускной клапан. В итоге достигалось более полное и равномерное сгорание этой смеси, которое и обеспечивало снижение выбросов.

Прочие автопроизводители, несомненно, заметили этот технологический прорыв. Но сам по себе факт, что Civic смогла соответствовать новому закону о ограничении выбросов, не используя дорогой каталитический нейтрализатор, в то время как остальные производители смогли добиться таких результатов только с ним, не сильно помог Хонде привлечь внимание американских покупателей. Хотя Хонда и вдвое увеличила свои продажи в США в период с 1974 по 1975 в основном благодаря тому, что Сивики расходились как горячие пирожки. Что же такого было в этой могучей маленькой машинке с двигателем, который сжигает топливо без остатка, что заинтриговало американскую публику? На самом деле всего понемногу.



Для начала было три характеристики CVCC, которые реально заботили публику. Первое, и, возможно, самое важное, способность CVCC медленно и качественно сжигать топливо-воздушную смесь была не только экологична, но и невероятно топливно-эффективна. Когда люди, еще не оправившееся от топливного кризиса, услышали что Сивик самая экономичная машина в стране (28 mpg в городе, 42 на шоссе (8,4 и 5,6 л/100 км. соответственно)), они начали стекаться к дилерам Хонды. В дополнение к этому CVCC можно было заправлять этилированным, слабоэтилрованным и неэтилированным бензином без риска повредить двигатель - еще один огромный плюс, учитывая доступность разного топлива на разных рынках. И, наконец, соответствие новым требованиям по выбросам без установки дорогого каталитического нейтрализатора позволил Хонде продавать Civic по весьма привлекательной цене.



Однако Civic был способен укрепить позиции Хонда как автопроизводителя в США в первую очередь потому, что это был автомобиль, который, по словам Motor Trend "любит, когда с ним пожестче" и просто "вернул нам удовольствие от вождения". Civic был нацелен на любителей автомобилей, в то время как остальные не могли предложить ничего захватывающего.

Несмотря на экологически чистый, экономичный и маленький размер этот 1,5-литровый CVCC был способен выдавать 53 л.с. при 92 НМ. Пусть эти цифры не впечатляют, но нужно отметить, что сам Civic весил всего 680 кг. Этот двигатель был помещен в маленькую, легкую машинку на спортивной независимой подвеске, от которой была в восторге автомобильная пресса, и позволил Сивику выбиться в лидеры как на американском, так и на японском рынках.



Вот, вкратце, и вся история о том, как Хонда смогла утвердиться на американском автомобильном рынке. В то время как остальные видели непреодолимые препятствия, Хонда видела возможности. Вместо того, чтобы строить очередной скучный автомобиль в попытке соответствовать новым правилам, Хонда использовала свой шанс произвести впечатление своим Honda Civic 1975 года.

Спасибо Фрэнку, члену Club Honda S-N-Z France за предоставление для фотосессии своего Honda Civic 1200, который почти такой же, как его родной брат Honda Civic CVCC




petrolicious, honda

Previous post Next post
Up
[]