Автор: Джоэль Кларк
Оригинал статьи Ле Ман породил множество икон скорости. Довольно сложно выбрать что-то одно из них...
Итак, первыми из списка откинем автомобили, про которые и так все знают. Различные воплощения 917, 956, GT40 и т.д. Вторыми- спонсорские машины Gulf, Martini, Rothmans. Они давно и успешно спонсируют гонки, от года к года выступая на машинах с почти неизменной ливреей. Безусловно, легендарные и ливреи и машины, но сейчас не о них.
Вместо них я решил вспомнить о автомобиле, который далеко не сразу приходит на ум при упоминании Ле Мана: BMW M1. У этого автомобиля долгая история - 8 лет гонок в Ле Мане в 80-х.
За эти 8 лет из 22 стартовавших машин только 7 финишировали. Это должно говорить о больших проблемах с надежностью, но все таки было как минимум две победы в классе среди череды аббревиатур DNF.
Но это не имеет значения, потому что я заинтересован в другом: как он выглядит. У М1, без сомнения, потрясающий дизайн. Хотя я помню, что когда впервые увидел его, то подумал "задние фонари прям как у 7 серии".
Его ливрея никогда не имела особого значения. Это низкое и широкое купе от Джуджаро имело такой грозный, но по-немецкому сдержанно-агрессивный вид, что вы просто могли забрызгать его краской и сказать: "Работа закончена!". Я не говорю про M1 Pro Car (с заводскими полосками M-Sport, которые я обожаю) и про арт-автомобиль Энди Уорхолла и Фрэнка Стеллы. И я не имел в виду авто Уорхолла, когда говорил про "разбрызгать краску", я люблю этот автомобиль и никакая спонсорская ливрея не может соревноваться с арт-авто. Это как сравнивать костюм индивидуального пошива с купленным в GAP.
Автомобиль, который я решил описать, это авто команды Sauber под спонсорством BASF.
Sauber M1 - не тот автомобиль, про который вы подумаете, говоря о легендах Ле Мана. Но как только вы увидите его на фото, вы скажете: "Эй! Да я его знаю!". Для определенного поколения (35-40-летних) компакт-кассеты играли важную роль в их молодости. Вы видите автомобиль с изображением того, чем когда-то владели, а не в цветах нефтяной или табачной компании, о которых даже никогда не слышали. Лично я всегда предпочитал чистые кассеты BASF совершенно мусорным TDK.
BASF M1, одновременно культовая и заметная машина, выглядела как гигантская коробка из-под кассеты, что нарезала круги по треку (когда не стояла сломанная в боксе, конечно же). Она настолько совершенна, что я даже не представляю, можно ли было ее еще улучшить.
Спираль на старом логотипе компании как бы кричит: "нарисуй меня по всей машине, как можно крупнее и жирнее!", выделяя машину на треке так же, как и кассета BASF в перчаточном ящике выделяется среди своих безымянных сородичей.
Ныне крупнейший химический концерн, в прошлом BASF создавал и потребительские продукты, которые и рекламирует этот M1. Более того, в этой компании инженер Фриц Пфлеймер первым создал магнитную пленку в 1928 году. И они же построили первую фабрику для производства магнитной пленки, изготавливали аудио и видео-кассеты, другие носители информации и печатные формы.
Сейчас же осталось мало свидетельств тому, что химический концерн производил потребительские товары. Если только вы не найдете коробку с кассетами в подвале своего дома.
Не так то просто нанести логотип компании на автомобиль: эта спираль должна была где-то закончится, а еще и совпадать по всем сторонам автомобиля. Не сказать, чтобы это был подвиг, но что-то героическое в этом есть. :)
Этот логотип трудно применить к автомобилю не только потому, что круги на машине с трудом подчеркивают как скорость, так и агрессивность. Никто не хочет услышать про гоночнй автомобиль "он выглядит так, словно стоит, даже когда проносится мимо!". 1982 Sauber SHS C6 Prototype прекрасный пример этого, возможно потому, что у него большая площадь кузова. Успех М1 в том, что получилось совместить агрессивный клиновидный силуэт BMW с логотипом BASF. Это как Lancia Stratos в ливрее Alitalia - идеальное сочетание автомобиля и его цвета. Если приокрыть коробку кассеты - вы получите клиновидный силуэт. И если у вас хорошо развито воображение, то эта коробка и напомнит вам эту ливрею из 80-х.