Оригинал статьи Необходимое предисловие. Увидев статью про советские автомобили на Petrolicious я подумал, что это должно быть очень любопытно. Увы, в процессе перевода я обнаружил, что автор как-то слабо владеет материалом. Например, он плохо представляет, какие страны входили в СССР. Да и про ручной бензонасос на ВАЗ я услышал впервые. Но, раз уж начал, не бросать же. Просто имейте в виду - статья не моя, претензии по содержанию - к автору. Претензии по переводу - мне, постараюсь учесть. :)
Текст: Алессандро Ренезис
Всё началось с кофе-брейка в хорватском Книне после посещения военного музея в Карловаце. Несколькими часами ранее мы были вынуждены развернуться на границе с Боснией и Герцоговиной. Вежливо но бесцеремонно пограничник на ломанном английском сказал нам: "Нет, разворачивайтесь", потому что мой товарищ по поездке забыл страховку, которая необходима для пересечения границы.
Пару часов спустя в уже упомянутом кафе где-то в хорватской глуши, где все-таки нашелся Wi-Fi, мы, погуглив и изучив страницы букинга обнаружили, что в балканские страны нам въезд закрыт. Ближайшим интересующим нас местом оказался Будапешт.
Еще через 24 часа я уже ездил на Lada Riva, принадлежащим девушке, которую я только что встретил.
Чтобы выяснить ответ на вопрос из заголовка, я ездил на Украину, в Сербию, Словакию и богом забытую глушь Венгрии, Румынии и Хорватии. Я ездил на Lada Riva, UAZ Patriot, Moskvitch 408 и других советских машинах. Вкратце, ответ "нет". Но...
Давайте поговорим об этом.
А начнем с Lada Riva. Riva базировалась на Fiat 124, который для своего времени был довольно продвинутой машиной, но русские решили внести несколько изменений тут и там. Они заменили оригинальные дисковые тормоза барабанными, оригинальный топливный насос был заменен на ручной, автомобиль был оснащен ручной стартовой рукояткой и кузов изготавливался из более тяжелой стали.
Результат получился волнующим: автомобилем, который немного тяжелее 124, оснащенный 65-сильным двигателем, практически невозможно управлять в современном трафике. И он очень медленный. Пересечение на нем исторического моста Сечени я бы назвал "академическим". Дело в том, что столица Венгрии - современный, но застрявший в прошлом город. Это означает, что он, как и любой крупный город Европы, наводнен Porsche 911 и убер-седанами Mercedes, а значит, если вы едете на Lada и тормозите поток, то ненависть просто физически ощутима.
Теперь откиньтесь, наденьте Ushanka и налейте стакан Kvass, потому что список автомобилей, сделанных в бывшем СССР - это настоящая сага.
Он включает Lada, потом Zastava (сербско-хорватское слово "флаг"), FSO, Moskvitch и длинный список названий, оканчивающихся на AZ, типа GAZ, UAZ, ZAZ и, конечно, Trabant, который производился в Восточной Германии.
История автомобильной промышленности в советском блоке полна автомобилестроителей, которым казалось, что это хорошая идея - взять совершенно приличную европейскую машину и, преднамеренно или случайно, сделать ее хуже.
Например, Moskvitch 408. Он был представлен на английском Earl’s Court Motor Show в 1964 и позиционировался как ответ СССР на Ford Cortina, который был тогда невероятно популярен.
С одной стороны он был очень дешев - всего 679 фунтов. А "декадентский и капиталистический", как его окрестил Джейм Мэй, Ford Cortina - целых 680.
Очевидно, что не все советские автомобили были такими. Ибо как в 1945 сказал Оруэлл: "Все животные равны, но некоторые ровнее".
И это подводит нас к огромной двери GAZ Chaika. Выпуск Chaika был ограничен 144 штуками в год. Очевидно, что ни один из этих 144 автомобилей не мог попасть в руки простого рабочего. Chaika предназначалась для КГБ и высших чинов правительства.
Как у лучших американцев у нее был мотор спереди и задний привод. Её 5,5-литровый V8 выдавал всего 220 л.с. и был объединен с трехступенчатой трансмиссией. А весила она две тонны. Легко понять, что она была комфортной и весьма небыстрой.
Итак, народные автомобили не были хороши, но даже люксовые марки не были идеальны. Даже когда дело касается внедорожников, дела не становятся лучше. UAZ Pariot, например, который до сих пор продается, это среднеразмерный SUV, тормоза которого мощны, как армия Андорры, руль невероятно тяжелый но нечеткий, трансмиссия - эдакая коробка предположений, сцепление очень тяжелое... Да еще и педаль выскальзывает из под ноги.
И наконец... Есть один автомобиль, производившийся в Советском Союзе, который до сих пор довольно хорош. Это Lada Niva. Маленький, дешевый, без излишеств, производился, практически без изменений, с 1977. Но он очень честный.
Надо отметить кое что еще. Все эти автомобили с механической коробкой и практически без электроники, что означает, что их легко чинить. И да, они могут иметь миллион недостатков, но среди современных однотипных, неотличимых друг от друга автомобилей, у них хотя бы есть характер.
Итак, возвращаясь к вопросу в заголовке - производили ли в Советском Союзе приличные автомобили? Не совсем, но они пытаются ими быть. И когда вы увидите такой на парковке у Старбакса или Apple Store вы, как минимум, улыбнетесь.