беда вне времени и пространства

May 31, 2014 15:08

Тут все есть, коли нет обмана:
И черти и любовь, и страхи и цветы (с).

Театр, пожалуй, тем и хорош, что способен рассказывать оригинальные, странные, фантасмагорические сказки, не просто выдавая их за реальность - но показывая их как определенную, протекающую рядом жизнь. Приходя в театр, мы словно отказывается от нашей реальности, на слово поверим шарлатанам и лицедеям в то, что все рассказанное - есть сущая правда. Иначе нельзя. Иначе театра не будет.

«Трагедия о Кориолане» ("The Tragedy of Coriolanus") - трагедия Уильяма Шекспира, основанная на античных жизнеописаниях полулегендарного римского вождя времён Республики Гнея Марция Кориолана. Основными для писателя послужили работы Плутарха и Тита Ливия. Впервые трагедия была опубликована в Первом фолио 1623 года. Однако данные о моменте её написания отсутствуют.

Источником текста послужила биография Кориолана из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. Как и в других схожих случаях Шекспир в целом следовал первоисточнику, лишь пропуская второстепенные факты и уменьшая интервалы между событиями. Таким образом предполагалось увеличить динамичность повествования. Наибольшим изменениям подвергся главный герой. Если у Плутарха он был грубым и необщительным лишенным друзей воином, то у Шекспира он окружен друзьями и пользуется уважением у горожан. В целом персонажу были приданы черты делающие его более привлекательной личностью.

"Кориолан" оказался довольно популярен как для постановок, так и для экранизаций.

Театральные постановки "Кориолана":
1682 и 1754 - Друри-Лейн.
1925 - «Лессинг-театр», Берлин. Постановка Эриха Энгеля.
1937 - Олд Вик. В роли Кориолана - Л. Оливье.
1938 - Maxine Elliott’s Theatre. Постановка Чарльза Хопкинса.
1954 - Театр «Финикс» (Нью-Йорк).
1959 - Шекспировский мемориальный театр. В роли Кориолана - Л. Оливье.
1964 - «Берлинер ансамбль» (в обработке Б. Брехта). Постановка М. Векверта и Й. Теншерта по режиссёрскому плану Б. Брехта.
1971 - Королевский национальный театр (Royal National Theatre), Лондон. Постановка М. Векверта и Й. Теншерта по режиссёрскому плану Б. Брехта.
2007 - Школа драматического искусства. Режиссёр Игорь Яцко, сценограф Вера Мартынова.
2014 - Donmar Warehouse, Лондон. Постановка Джози Рурк. постановка была заснята и транслировалась в том числе и как полноценное кино.

Среди исполнителей роли Кориолана в театральных постановках были Иэн МакКеллен, Эккехард Шалль, Тоби Стивенс, Кристофер Уокен, Ричард Бёртон, Алан Ховард, Энтони Хопкинс, ТХ

Экранизации "Кориолана":
1950 - Кориолан (французский фильм, режиссер Жан Кокто - Jean Cocteau, в роли Кориолана Жан Маре - Jean Marais)
1964 - Триумфатор (Coriolano: eroe senza patria). Производство: Италия,Франция. Режиссер - Ремиджо Дель Гроссо. В ролях: Гордон Скотт, Альберто Лупо, Лилла Бриньоне, Филипп Эрсен, Розальба Нери)
1968 - Кориолан (советский фильм-спектакль, режиссер Давид Карасик, Кориолан - Сергей Юрский)
1982 - Кориолан (советский фильм-спектакль [основан на спектакле Государственного театра имени Г. Сундукяна, получившем Государственную премию Армянской ССР], режиссеры Аркадий Айрапетян и Рачия Капланян,Кориолан - Хорен Абрамян)
2011 - Одноименный художественный фильм. Действие фильма перенесено в наши дни. Режиссёр и исполнитель главной роли - Рэйф Файнс.

В театральной постановке "Кориолана" 2014 года, сделанной Donmar Warehouse, сыграли прекрасные актеры: ТХ (Coriolanus, Mark Gatiss (Menenius), Elliot Levey (Brutus), Deborah Findlay (Volumnia), Birgitte Hjort Sørensen (Virgilia) и многие другие. Пьесу также отличал минимализм декораций - кирпичная стена, несколько стульев и лестница. Характерны и костюмы актеров - они простые и словно бы находятся вне времени, вне определенной эпохи, перенося само действие в другую, не-реальную плоскость.

Главная роль досталась ТХ. За нее он даже был номинирован на премию Лоуренса Оливье (Laurence Olivier Awards), которую, к сожалению, не получил. Хотя ТХ и сыграл свою роль просто великолепно.

Как было подмечено критиками, одна из главных способностей ТХ-актера - умение увидеть в своем герое положительные черты и продемонстрировать их зрителю. Поэтому Кориолан выходит у ТХ весьма противоречивым персонажем. С одной стороны, он молод, красив, обаятелен, харизматичен и не может не вызывать симпатию. С другой стороны, он горделив, высокомерен, резок, дерзок и любит свою славу, а потеряв ее, он отчаивается, он предает, и себя, и свой народ, людей, которые верили в него, и свою семью. но эта двойственность, неидеальность делает его живым и понятным, заставляет сопереживать ему, волноваться за него.

Эта театральная постановка "Кориолана" имела ошеломляющий успех, который был связан в первую очередь с ТХ, его игрой и умением найти подход к зрителям.


спектакль, review, play, film, tom hiddleston, Том Хиддлстон, фильм, рецензия

Previous post Next post
Up