"Мама, я в Чечне!"
Именно с этих слов начался разговор с домом, когда мы в очередной вечер звонили родителям, чтобы отметиться.
Поначалу мы хотели сообщить домашним о том, что мы были в Грозном, уже после того, как мы его покинем, но решили все таки предупредить. Наверное, получить такое сообщение "Мама, я в Чечне" в 90-х было сродни прощальному письму, но теперь здесь все по-другому. Грозный, как мне кажется, один из последних городов, куда хотят попасть граждане нашей страны, пусть даже и с сугубо туристическими целями. Я же - наоборот - посетил один из самых интересных для меня городов России. По необычности и, пожалуй, сложности посещения наравне с Грозным для меня остаются Калининград и Владивосток. Все еще впереди...
Сложно писать об этом регионе что-то хорошее и что-то плохое. Тем более мы были здесь всего одну ночь.
Ребятам (Сергею и Даше) которые ездили с нами кататься, необходимо было прибыть домой сильно раньше запланированного. Мы посадили их в самолет в Беслане, и из-за этого на дорогу домой у нас было в запасе 4 дня. Мы решили потратить эти дни на Чечню.
Чтобы добраться из Владикавказа в Грозный, нужно пересечь Ингушетию и все. Весь путь занимает 80 километров или полтора часа. Дорога "Кавказ" веселая и загруженная. Мы включили какое-то чеченское радио и под соответствующее настроение помчали в этот "страшный" регион.
По пути в Назрани заехали в мемориальный комплекс, посвященный важнейшим памятным датам, трагическим и торжественным событиям в истории Республики Ингушетия. Этот мемориальный комплекс настолько нов и настолько бросается в глаза среди безликой Ингушской местности, что мы испугались - вдруг впереди не будет больше ничего интересного, и решили остановиться. Ну и заодно я там дал интервью какому-то местному каналу, как единственный турист в радиусе 50 км, да и вообще как единственный присутствующий там человек (школьники и женщины не в счет - таковы устои).
Это мемориал в виде 9 башен, символизирующий 9 народов, депортированных Сталиным с Кавказа во время и после ВОВ.
Памятник командующим "Дикой Дивизии".
Больше по дороге не заезжали никуда. Да и путь прошел так быстро, что не успели опомниться, как въехали в Грозный.
Самое главное впечатление, которое мы увезли оттуда, что это государство в государстве. Регион очень сильно отличается по всем фронтам. Все дело в религии. Даже в той же Грузии, другом государстве, ощущения чего-то родного было больше. Здесь же свои законы и уставы. Если бы мне сказали, что я, например, в Азербайджане, я бы поверил. Не буду вдаваться в политическую полемику - хорошо это или плохо, но это интересно. Просто покажу вам город и выскажу свои впечатления.
Главным зданием Грозного, конечно же, является мечеть "Сердце Чечни" им. Ахмата Кадырова.
Мечеть очень красива и является самой большой мечетью в Европе.
Около нее сосредоточены главные достопримечательности и здания Чечни. Например этот парк Российского исламского университета и Грозный-Сити на фоне.
В парке пустынно, как и везде, хотя время обеденное. Возможно здесь не принято перед\ после занятий тусить проводить время в парках.
Грозный-Сити вообще показался нам местом, которого на самом деле нет. У Грозного должны быть небоскребы? Должны. Вот они и есть. Стоят сами по себе, закрытые заборчиком и ничего в них не происходит. Грозный-Сити не является каким-то деловым центром сродни Москва-Сити.
Вообще вся концепция города такова: у нас это должно быть и оно есть. Здесь все такое несуразное. Но красивое. Нужен был "Дом приемов Правительства". Вот он.
Красивое и бессмысленное.
Вот где течет настоящая жизнь, так это на главной улице города:
В Чечне очень своеобразная архитектура. Но давайте оценим все адекватно. В 90 здесь не было ничего. Абсолютно. Чеченской войной были разрушены абсолютно все здания. Все, что есть сейчас, построено в последние 10 лет.
Кто-то говорит, что Чечня - самый богатый город, самый красивый. Из-за этих стереотипов я пытался сравнить его с Казанью. Но, знаете, никакими деньгами не купишь историю. В той же самой Казани, идя по улицам, смотря на храмы, мечети и здания, ощущаешь их многовековую историю, ощущаешь "неслучайность" всего окружающего тебя, во всем есть смысл. Здесь этого нет.
Все красиво, необычно, в некоторых местах слишком роскошно, да... но как-то без души. Мне Грозный напомнил Атырау, город в Казахстане, так же отстроенный в недавнее время на нефтедоллары.
Разбомбленные в прошлом хрущевки отделали сайдингом.
В деталях, отчасти, все как у нас:
Отдельно хочется затронуть культ личности Ахмата Кадырова.
Здесь все имени Ахмата Абдулхамидовича. Рамзан Ахматович сделал многое для увековечивания имени своего отца. Это заслуживает уважения. Но в нашей истории есть пример Ленина, который спустя какое-то время всем надоел и является поводом для шуток.
За этим высоким забором, с автоматчиками по периметру и выдвижными блокираторами на дорогах, сидят главные люди ЧР. Отсюда и до резиденции Рамзана Кадырова каждые полчаса курсируют кортежи с мигалками на скорости за 150. Весь город перекрывают, на все перекрестки выбегают автоматчики. Я попытался снять кортеж на камеру, но на меня начал орать какой-то чеченец из кортежа, я труханул и постарался затеряться на улицах города не делал больше так.
Ну и еще немного деталей.
Как-то так.
Город оставил какое-то двоякое впечатление, особенно на Елене Андреевне, которая из-за светлых волос и в своей желтой парке постоянно испытывала потребность передвигаться только в машине - настолько она не вписывалась в окружающую среду. А еще мы чувствовали себя неуютно из-за того, что в кафешках представлен своеобразный рацион (все исключительно по халялю, альтернативы нет вообще, как будто ветчина - это запрещенное вещество), а возле унитазов стоят кувшины для мытья жоп. И еще наверное по причине того, что, например, в городе принципиально нет Макдоналдса (Мак не пожелал заменять свинину на говядину и ставить бидэ в туалетах, и не вошел на рынок). В номерах гостиниц обязательно присутствие бидэ. Перед заселением нас в номер необходимо было поменять постель и девушки-горничные не заходили в номер к нам русским без сопровождения администратора-мужика. Сам администратор попросил нас вести себя корректно, не распивать спиртные напитки, не ругаться матом, выходить из номера с закрытыми руками и ногами: "Выже понимаете, это Чечня, у нас так положено". Да и все люди ходят во всем черном и в общем и целом в воздухе висит серая "атмосфера". Так живут эти люди, и нам некоторые вещи не понять. В 4 утра мы проснулись в гостинице от плача ребенка, как показалось сначала, который позже прояснился в молитву за стеной. Мы не стали раздумывать, прыгнули в тачку, смели с лобового стекла сантиметр пыли, которую надуло за ночь, и укатили прочь. Стоит отметить, что за пределами Грозного все не столь радужно и ново, да и в самом городе расслоенность населения очевидна хотя бы по отсутсвию автомобилей среднего класса, есть лакшери, и есть ведра, передвигающиеся на 80 бензине, никаких средненьких иномарок.
P.S. Зато в Грозном нет бомжей, алкашей и ни одного ларька с пивком и сигами. И наверное это самый безопасный город в стране.