История ёлки. Продолжение

Jan 06, 2020 16:13

или история о том, как создавалась легенда о человеке, что вернул ёлку советским детям...



Акиншин Владимир Александрович. Первое января

Читаю в ленте: По инициативе известного партийного деятеля Павла Постышева новогодние торжества были «реабилитированы» и в Колонном зале Дома Союзов устроили ёлку для детей и молодёжи - с танцами, песнями и, конечно же, подарками.

Спросите, что не так? Ведь ёлку действительно и реабилитировали, и начали ежегодно устраивать ёлки по всему СССР... с песнями, танцами и подарками. Давайте разбираться. И начнём с самого начала.

В газете "Правда" за 28 декабря 1935 года была напечатана заметка, совсем небольшая. Она занимала всего шестнадцатую часть страницы: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Внизу стояла подпись автора: П. Постышев.
В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!

Ёлка, на которую со второй половины 1920-х годов был наложен запрет как на дикарский и поповский обычай, ёлка, с которой яростно боролась пресса, называя ее религиозным хламом, дурманом и глупым делом... та ёлка, про которую писали, что именно с неё начинается религиозность детей, - вдруг была не только разрешена, но настоятельно рекомендована. Ведь подобная заметка в главной газете страны, которая являлась органом ЦК ВКП(б), на языке тех лет означала не просто рекомендацию, а самый настоящий приказ. Да и не могла подобная заметка появиться в "Правде" случайно, она явно была одобрена сверху...

Мемуаристы и биографы описывают Постышева как профессионального революционера и истинного коммуниста, загубленного Сталиным. Постышев, который во время Гражданской войны проводил военно-полевые суды на Дальнем Востоке и, как одобрительно пишут о нём некоторые авторы, говорил при этом, что «у нас нет уложений о наказании, у нас есть классовая совесть и революционное самосознание», изображается как партийный руководитель, главной заботой которого были люди. По словам биографов особенную заботу Постышев проявлял о детях. второй дедушка Ленин И на второй день после опубликования заметки о ёлке Постышев, как сообщила "Правда", послал в Харьков срочную телеграмму: «Организуйте детям во Дворце пионеров новогоднюю елку»

Авторы мемуаров о Постышеве и его биографы, характеризуя своего героя, никогда не забывают включить в число его праведных дел возвращение советским детям ёлки. И рождаются версии, одна за другой, каждая из которых, с одной стороны, повторяет, а с другой - развивает предшествующую, дополняя её новыми деталями. Читателя убеждают в том, что именно у такого и только у такого человека могла возникнуть мысль о возвращении ёлки.

Г.А.Марягин, якобы «знавший и наблюдавший» Постышева «в течение многих лет», в книге о нём, вышедшей в 1965 году в серии «ЖЗЛ», пишет, что Постышев заговорил о возвращении ёлки «как-то на одном из заседаний», вспомнив при этом «о ёлке в Сокольниках, на которую вместе с Владимиром Ильичом приезжала Надежда Константиновна Крупская». И Марягин вкладывает в уста своего героя фрагмент из заметки, напечатанной в «Правде», превратив её в речь, адресованную партийным сослуживцам по Киеву. Вскоре после этого заседания, по версии Марягина, и была напечатана заметка Постышева в "Правде", а в газетах появились шаржи: «Идет высокий сутулый человек с хмурым озабоченным лицом, но лучистыми глазами и несет большую новогоднюю елку с пятиконечной звездой»

Т.П.Брауде, бывшая в 1930-х годах на Украине крупным профсоюзным деятелем и знавшая Постышева и по Харькову, и по Киеву, на теме «Постышев очень любил детей» делает особый упор. Фантазируя на основе всё той же заметки, напечатанной в "Правде", она приводит факты, якобы слышанные ею от самого Постышева... Советский партийный руководитель предстаёт в этих воспоминаниях в роли того самого «малютки», который, заглядевшись в окно богатого дома на разукрашенное дерево, думает: «Хоть раз бы мне праздник такой!». Сюжет о ребёнке, замерзающем под окном, в котором он видит «чужую елку», в дореволюционной рождественской литературе был одним из самых распространенных...

В мемуарах сына Постышева - Леонида (впоследствии - старшего научного сотрудника Академии общественных наук при ЦК КПСС) история возвращения ёлки излагается уже как семейная легенда. Однажды летом 1935 года, вспоминает он, отец, обращаясь к детям, вдруг произносит странную фразу: «Что-то мы все-таки не додумали…» По словам сына, все насущные проблемы Постышев всегда обсуждал со своими детьми и внимательно выслушивал их советы. На этот раз «чем-то недодуманным» оказалось запрещение ёлки. Леонид приводит речь отца, которая представляет собой вариант всё той же заметки из "Правды"...

И ещё интересный фрагмент. Перед отъездом отца в Москву Леонид тяжело заболевает двухсторонним воспалением легких. Вернувшись с пленума, Постышев сразу же идёт к сыну, ставит на тумбочку возле его постели маленькую ёлочку, включает вилку в розетку - и «засветилась десятком маленьких стеклянных свечек красивая искусственная елочка»: «Это подарок тебе и всем советским детям. С этого Нового года опять будет праздник елки!» Леонид моментально пошел на поправку: подаренная отцом ёлочка способствовала его выздоровлению. В семье так и говорили, что вылечили его не врачи, а ёлка. тут видимо надо умилиться и прослезиться ))

Вот так на основе опубликованной в "Правде" заметки была создана легенда о человеке, подарившем ёлку советским детям. В этой легенде Постышеву приписывается роль «культурного героя», что вовратил людям утраченный ритуальный объект...

А что говорят факты? Факт выступления Постышева на декабрьском пленуме ЦК ВКП(б) 1935 года о «реабилитации» елки никакими документальными свидетельствами не подтверждается. Да и вообще трудно себе вообразить обсуждение на пленуме ЦК вопроса такого уровня. Но, как говорится, нет дыма без огня. Некоторые сведения о том, что происходило в Москве в те декабрьские дни, сохранились. В мемуарах Н.С.Хрущева читаем:
Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: “Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город”. Я тотчас приехал. У Сталина были Косиор, Постышев, Любченко. <…> “Вот они, - говорит Сталин, - хотят посмотреть Москву. Поедемте”. Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. <…>

Постышев поднял тогда вопрос: “Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость - рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?” Сталин поддержал его: “Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим”. Так это и произошло. Постышев выступил в “Правде”, другие газеты подхватили идею».

Описанное здесь событие (если оно и вправду имело место), датировку которого Хрущев кстати запамятовал, могло состояться в декабре 1935 года. Вскоре в "Правде" и появилась заметка Постышева. Другие газеты подхватили, и в три дня, оставшиеся до наступления Нового года, «в школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах», как и рекомендовалось в заметке, ёлки были организованы. В срочном порядке было налажено производство ёлочных украшений, свечей и электрических лампочек, в окрестностях городов было вырублено много тысяч деревьев, для детей были подготовлены подарки - пакеты со сластями. Ёлка была возвращена, в новом качестве. Не как рождественская, а как новогодняя. И на её верхушке теперь горит не вифлеемская звезда, когда-то приведшая волхвов к Младенцу Христу, а символ советской власти - красная пятиконечная звезда. И главным атрибутом детских новогодних праздников, наряду с ёлкой, становится портрет Сталина. Ведь именно к нему дети должны были испытывать чувство благодарности за ёлку, за наступление Нового года и вообще - за счастье жить в Советской стране...

А Постышев? Роль Павла Петровича в деле реабилитации ёлки к следующему, 1937 году, была предана забвению. Да и самому ему в это время было уже не до ёлки. До предъявления ордера на его арест оставалось менее года…

26 февраля 1938 года Постышев был снят со всех постов. В ночь на 22 февраля 1938 года вместе с женой Т.Постоловской арестован на своей московской квартире. Следствие констатировало, что «Постышев П.П. на протяжении нескольких лет был членом центра право-троцкистской организации на Украине. Принимал активное участие в организации и руководстве диверсионно-вредительской работой на Украине. С 1920 года был агентом японской разведки, которой поставлял важнейшие шпионские сведения по Советскому Союзу». Расстрелян вместе с женой 26 февраля 1939 года в Бутырской тюрьме и был кремирован в Донском крематории. Сыновья: Валентин - расстрелян 26 августа 1938 года, Леонид и Владимир были приговорены к длительным срокам, реабилитированы в 1950-е годы вместе с родителями.

Вот такая вышла история, совсем не рождественская...

праздник, XX век, история, традиции, Новый Год, судьбы, Рождество

Previous post Next post
Up