Если следовать норманской версии. Да, не больше и не меньше, но такое божественное происхождение как-то наших патриотов не прельщает.)
И так, в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами. Поэтому сторонники норманской версии считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии. К слову сказать, что в варяги в принципе принимали и славян...
Потом нам говорят, что имя Рюрик происходит из прагерманского языка, который является предком скандинавских языков. И действительно, из скандинавского эпоса и хроник известны носители этого имени. Нас же интересуют всего двое. Это Хрёрик Метатель Колец - датский конунг 7 века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира, и Рёрик Ютландский - датский викинг 9 века, часто упоминающийся в хроника.
Оба эти Рёрика происходили из одного рода Скьёльдунгов. Это легендарная королевская династия народа данов, предков современных датчан. И идёт эта династия от древних богов. Часть их "мифический" генеалогии можно проследить на примере «Саги о Хервёр», которая рассказывает о событиях V-VI веков нашей эры. В саге рассказывается история берсерков, согласно мифу произошедших от сына бога Одина Сигрлами. Подобно другим сыновьям Одина, Сигрлами являлся, на минуточку, королём Гардарики... Так даны называли Русь. О представителях этого славного рода наверно сделаю другой пост, но позже.. Сейчас отвлекаться не буду.
И так, хоть и жили наши два героя в разные временные промежутки, некоторые специалисты их почему-то объединяют. Лично я не поняла, почему они это делают, поэтому дальше разговор пойдёт только о Рёрике Ютландском.
Очень занятная личность, скажу я вам. Как бы сейчас его назвали, человек без определённого места жительства, которого никто особо не ждал и не приглашал. Рёрик же на это не обращал внимание и приходил сам куда хотел. Это был один из наиболее успешных датских конунгов на службе у Каролингов. Упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841-873 годы. В Ксантенских анналах к нему прилагается прозвище «язва Христианства».
Точно не известно, кто был отцом Рёрика, известен дядя, по другим источникам брат, ютландский конунг Харальд Клак. Вместе они были изгнаны из Ютландии и жили грабежом фризских берегов. Затем они выступили на стороне Лотаря против его отца Людовика Благочестивого, и после смерти Людовика были вознаграждены уделами в земле фризов.
В 844 году Рёрик с дядей/братом были обвинены Лотарем в измене и брошены в темницу, где Харальд скончался (по другим источникам он прожил до 852 года). Рёрик же бежал из заточения во владения Людовика Немецкого и после нескольких лет, проведённых в земле саксов, подался в пираты и прославился набегами на северные берега Лотаревой державы.
"Рёрик, Харальдов племянник, недавно бежавший от Лотаря, набрал целое войско норманнов и множество судов, после чего опустошил Фризию и остров Бетуве и другие места в окрестностях, плывя вверх по Рейну и Ваалу. Лотарь, будучи не в состоянии одолеть его, принял его в свои вассалы и дал ему Дорестад и другие графства."
Во время правления Рёрика в Дорестаде и Утрехте там продолжала чеканиться монета с профилем Лотаря, что говорит о вассальном положении Рёрика по отношению к франкскому императору. Пределы его владений в эти годы установить довольно сложно. Из источников следует, что Рёрик господствовал в Кеннемерланде, в Гендте на Ваале и на Зеландских островах.
В 854 году, по сообщению Бертинских анналов, Рёрик с Готфредом приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. Причиной этого источник называет то, что Лотарь передал всю Фризию своему сыну. Вмешательство в датские дела было неудачным. Три года спустя анналы сообщают об его новом вторжении в Данию. На этот раз, с одобрения Лотаря, ему удалось занять земли за пограничной рекой Айдер - возможно, до самого фьорда Шлее.
Завоевания Рёрика в Ютландии не были долговечными, ибо в течение десяти лет они вернулись под власть датского конунга. Между тем остров Бетуве вместе с Дорестадом и Утрехтом был атакован датскими викингами - возможно, как возмездие за нападение Рёрика на Хедебю. В 863 году датские драккары были пропущены Рёриком вверх по Рейну в Рейнланд, где они разграбили и выжгли старинные города Нойс и Ксантен. Хронисты винят в этом нападении Рёрика.
Реймсский архиепископ Хинкмар откликнулся на события 863 года двумя посланиями. В письме к Рёрику он призывал его не давать приюта фландрскому графу Балдуину I, который сбежал с королевской дочерью. Во втором послании, адресованном утрехтскому епископу, Хинкмар советовал ему наложить на Рёрика епитимью за сотрудничество с варварами. Из этих писем следует, что к тому времени Рёрик уже принял христианство. Кстати, известно, что варяги легко принимали христианство, если им сулили хорошее вознаграждение, и также легко переходили обратно в язычество. Прогматичные люди были.)
В 867 году во Фризии разгорелось восстание местных племён, вынудившее Рёрика на время покинуть её пределы. Известий об этом восстании практически не сохранилось. Известно лишь, что в 870 году Рёрик вновь правил Фризией как «король варваров». За год до этого умер Лотарь II, и Рёрик поспешил в Нимвеген для переговоров с унаследовавшим его земли Карлом Лысым. В 872 году они вновь встречались, на этот раз в Маастрихте. О содержании переговоров хронисты не сообщают.
Последнее сообщение о Рёрике связано с тем, что в 873 году он принёс присягу на верность Людовику Немецкому. В Маастрихте его сопровождал Рудольф Харальдсон - предположительно племянник. В следующие за тем годы хронистами упоминается один только Рудольф. О том, что Рёрик умер до 882 года, можно судить по тому, что в этом году Фризия была передана под управление другого датчанина - Годфрида Фризского.
Первая научная попытка отождествления данных исторических деятелей была сделана пастором Г. Голлманом, опубликовавшим в 1816 году в Бремене работу «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт». В 1836 году Фридрих Крузе, профессор Дерптского университета, также отождествил Рюрика с Рёриком Ютландским.
В 1929 году эту гипотезу воскресил и заново аргументировал Н.Т.Беляев, русский учёный-металлург и историк. В пользу этой гипотезы приводят аргумент о хронологических лакунах в описании его деятельности во Фризии (в 863-870 годах упоминаний в источниках о Рёрике нет), соответствующие упоминаниям о Рюрике Новгородском в русских летописях. Более весомым аргументом можно считать близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги времени Рюрика.
Среди современных российских учёных за отождествление Рюрика с Рёриком Ютландским высказывается Анатолий Кирпичников, на протяжении многих лет возглавлявший археологическое исследование Старой Ладоги. Надо сказать, что у этой версии достаточно много сторонников.
Продолжение следует...