У уважаемого
to4et прочитала
пост о горе Благодати, что находится рядом с уральским городом Кушва. История интересная и местами противоречивая, поэтому пошла я к Гуглу и вот, что я там нашла).
И так, в этой истории меня сразу заинтересовал памятник некоему вогулу Степану Чумпину.
Все фото я нагло стырила у
to4et за что и выражаю свою благодарность..
Есть в Свердловской области город под названием Кушва, история которого началась с мая 1735 года, когда в приёмную "главного горного командира" Василия Никитича Татищева поступили сразу три заявки на одно и то же место - "…гору, коя притягивает к себе всякия железныя вещи и сколь угодно держит их…". Все три заявки были поданы практически одновременно, а все заявители были "вольными рудознатцами" из числа ясашных вогулов, что промышляли в тех местах. Татищеву такое единодушие показалось подозрительным и он велел взять всех троих под караул "…и с ними дознание учинить по всей строгости и с усердием"
В ходе допроса выяснилось, что "…ясашной Ярцов гору ту описать и показать не хочет, ибо гора сия у ясашных почитается жилищем духов их, и ходить туда просто не мочно…", "…ясашной рудознатец Яков Ватин признал, что про гору сию лишь слышал от других вогулишек, а сам в том месте был, но до горы не дошёл и магниту на той горе не ведал…" Третий вогул - Степан Чумнин (по другим источникам Чумпин) - рассказал на допросе, что гору ту магнитную нашёл ещё отец его - строгановский рудознатец Анисим Чумнин. Но Строганов чем-то обидел старого вогула, и тот гору от хозяина утаил, но показал сыну. Также выяснилось, что Анисим задолжал Ватину «осемь рублёв с полтиною», а тот после смерти Анисима решил вернуть себе должок, заявив гору как своё открытие. В довершении всего Степан Чумнин выразил готовность «гору сию указать хошь сей день».
Главный горный командир распорядился принять заявку Степана Чумнина, а другим соискателям посулил батогов «за облыжный наговор, буде таков ещё раз учинён». В скором времени Татищев в сопровождении Чумнина и главного надзирателя лесов Куроедова выехал на место для осмотра находки...
Гора, к которой они пробирались полдня через болота, бурелом и каменные завалы, произвела на Василия Никитича Татищева сильное впечатление, ибо огромные глыбы магнитного железняка притягивали и удерживали всё железное: лопату и топор, захваченные им с собой, молоток вогула и саблю Куроедова. Больше того: подошвы сапог, подбитые гвоздями, с трудом отрывались от камней, по которым Василий Никитич взбирался на вершину. Так было открыто одно из богатейших месторождений магнитного железняка на Урале…
…Первооткрывателя чудо-горы тут же одарили: Татищев двумя рублями, Куроедов - 2 рублями 70 копейками. Больше просто не нашлось в карманах горного начальства. По воспоминаниям Куроедова, Татищев сказал следующее: «Я, друг мой, казну с собой не вожу. Но коли ты приедешь на неделе в Катеринск, то получишь всё сполна. Хотя и ста рублёв за сию гору по моему разумению будет мало дать». И пообещал увековечить имя Чумнина для потомков.
Слово своё Василий Никитич сдержал. Через неделю Степан Чумнин получил положенные ему за открытие деньги. Многие называют сумму, ссылаясь на архивы, в 20 рублей серебром. Но другие источники говорят, что в те годы казна платила за каждое открытое месторождение по 48 рублей с копейками. И зная честность Татищева (взятки он не брал, от слова совсем) сомнительно, что вогулу была выплачена только часть денег. Кроме того известно, что некоторую сумму Татищев выдал Чумнину сверху - из личного кармана.
Дальнейшая судьба Степана Чумнина неясна. Одни источники утверждают, что на обратном пути из Екатеринбурга Чумнин был убит другими вогулами, якобы за то, что он привёл на священную гору чужаков, и что тело его было сожжено на вершине горы. Другие источники говорят о том, что Степана Чумнина убил и ограбил Яков Ватин. Но известно, что по распоряжению Татищева слухи об убийстве Чумнина проверялись, но не нашли подтверждения. Опрошенные вогулы показали, что Чумнин, опасаясь за свою жизнь, ушёл на север, в леса, жить охотой…
Открытую гору Татищев решил назвать «Благодатью»: «…видя, что оное сокровище подлинно можно благодатию Вышнего назвать того ради самую высшую гору назвал Благодать, которое значит собственно имя Ее Императорского Величества…» то есть именем царствовавшей в те годы императрицы Анны Иоанновны, ибо имя «Анна» по-еврейски означает «благодать».
Проведённые первые опыты с новой рудой показали, что «…со ста пуд оной руды доброго железа выходит по 55 и до 57 пуд». И можно сказать, что открытие Гороблагодатского месторождения магнитного железняка стало значительным событием для уральской и российской металлургии. Татищев начал расчищать площадку под заводские постройки и прокладывать дороги к будущим заводу и руднику уже в первых числах сентября 1735 года, не дожидаясь на то царского благословения.
Построенный завод в 1739 году особым манифестом императрицы был передан в частное владение барону Шембергу. И в этом же году на Кушвинском заводе была задута первая доменная печь. Шемберг владел заводом три года. В 1742-м сенатская комиссия установила, что барон поставки в казну не выполняет, хозяйство ведёт разорительно, налоги и пошлины не платит. В марте 1742 года гора и заводы были возвращены в казну. Да, тогда государство очень ревностно следило за состоянием финансовых дел заводов и рудников, даже если они и находились в частных руках.
12 лет спустя производство вновь отошло в частные руки. И с 1754 по 1763 годы заводы и рудники находились в собственности графа Петра Ивановича Шувалова…
Интересно, что Демидовы долгое время пытались установить контроль над Благодатью. Но Демидовы не смогли найти общего языка ни с Анной Иоанновной, ни с Елизаветой Петровной. Бирон и Иван Иванович Шувалов путали им все карты. В итоге Демидовы смирились с тем, что и гора с её богатейшими запасами, и завод, который со второй половины 18-го века являлся одним из самых оснащённых на Урале, им не достанутся...
Как я уже написала, Татищев пообещал увековечить память вогула Степана и установил на горе столб, но, как говорят, позже этот столб утеряли, а на его месте в 1826-ом был установлен памятник Степану Чумнину. Он представлял собой столб, отлитый из гороблагодатского чугуна. Позднее рядом воздвигли ещё и часовню Преображения Господня. Постепенно, в результате активной добычи руды, памятник оказался на вершине двадцатиметрового останца, наверх к огороженной площадке вела деревянная лестница. Ещё нашла инфу, что ранее вокруг памятника Степану Чумпину был сооружен деревянный помост, и стояли столики - видимо для приезжающих посетить гору Благодать и памятник. Можно было попить чаю.))
Кстати, на памятнике написано, что вогул якобы был сожжён соплеменниками здесь в 1730 году. Есть легенда что здесь вогулы приносили жертвы своим божествам, и озлобясь на Чумпина, за то, что он указал русским их священное место, они сожгли его живого на этой самой горе, но документально это не подтверждается,
В Советское время по одним источникам памятник был передвинут на другое место, по другим был свален и разбит, но колона чудом уцелела... Сейчас памятник отреставрирован, изготовлена новая чаша с пламенем, и установлен в другом месте. Выглядит он также как и сто лет назад...
В 1920-е была уничтожена часовня Преображения Господня вместе со 100 метровым железным фундаментом...
Сейчас на том месте, где стояли памятник с часовней находится карьер. Гору срыли не моргнув глазом ещё к концу 19 века почти на 2/3 и добыча пошла вглубь, карьерным способом, и продлилась ещё почти сто лет. В настоящее время диаметр чаши карьера составляет почти километр, а глубина - 315 метров.
Интересно, что по официальной версии специалистов Кушвинского городского краеведческого музея гору Благодать открыл Семен Ярцев, а Татищев почти четыре месяца не мог поверить в существование чудо-горы, и никак не хотел ехать её смотреть, а вот Степан уговорил...
Вот такая нынче история получилась...