Чашу Грааля ещё ассоциируют с чашей из Антиохии.
Антиохийский потир - серебряный литургический сосуд, обнаруженный, согласно заявлению торговцев антиквариатом, в 1910 году в Антиохии (современная турецкая Антакья). Арабские рабочие обнаружили клад в развалинах кафедрального собора византийской эпохи - знаменитой «Золотой» церкви. Они разделили найденные сокровища между собой. Позднее весь комплект антиохийских сокровищ приобрела антикварная фирма братьев Кучакжи, имевшая свои представительства в Алеппо (нанешняя Сирия), Париже и Нью-Йорке. Салим и Константин Кучакжи потратили два года на то, чтобы собрать воедино все сокровища, находившиеся в собственности различных владельцев. Собрав все, или пости все ценности они отправили собранные предметы старины в Париж своему брату Джорджу, который нанял специалиста для очистки серебряных ценностей от слоя окисла. С началом Первой мировой войны коллекцию серебряных предметов отправили в Нью-Йорк, где она могла находиться в полной безопасности: в Нью-Йорке жил еще один брат Кучакжи - Хабиб - со своим сыном Фахимом.
В 1933 году выставлена на Всемирной выставке в Чикаго как чаша Тайной Вечери. Ибо за художественной ажурной оболочкой была обнаружена скромная серебряная чаша. С 1950 года чаша хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Чаша представляет собой небольшой овоидный кубок на круглой ножке, заключённый в золочёную ажурную оболочку с рельефными изображениями Иисуса Христа и апостолов, сидящих в креслах посреди сада из виноградных лоз с птицами и животными. В другой трактовке рядом с Иисусом изображены античные философы, в чьих трудах христианские богословы видели указание на воплощение Христа. Эту оболочку изначально сочли изготовленной в I веке специально для чаши Грааля, но более поздние исследования отвергли это отождествление и датировали чашу первой половиной VI века. И предположили, что по каким-то причинам эта чаша была просто сделана похожей на чашу Грааля…
Форма чаши позволяет предположить, что она могла быть не потиром,т.е.сосудом для христианского богослужения, применяемого при освящении вина и принятии Святого Причастия, а стационарным светильником - лампадой. При такой функции символика её украшения трактуется как образ Христа - источника света.
С этой чашей в 1963 году произошёл любопытный случай. В Пасхальное воскресенье охранник музея и ночной сторож во время утреннего обхода стали свидетелями того, как стоявшая на полке чаша неожиданно… заколебалась, а затем внезапно поднялась на высоту около 7,5-8 см! Чаша парила в воздухе на протяжении нескольких минут. Придя в себя, охранник бросился к телефону, и вскоре в здание примчался Томас Ловинг, помощник хранителя музея. Он осмотрел реликвию и предложил такое объяснение загадочному происшествию: между лампами, скрытыми внутри тумбы-основания и внутри витрины, была пластмассовая сетка, которая рассеивала лучи, шедшие от этих источников света. Система сигнализации была устроена таким образом, что в случае если грабитель захотел бы вынуть чашу из витрины с того места, на котором она стояла, специальный ориентир принимал вертикальное положение, и в помещении главного офиса раздавался сигнал тревоги. Случилось так, что именно в тот момент пластмассовая сетка обрушилась, из-за чего чаша поднялась, а в помещении зазвучал тревожный сигнал. В результате поднятия ориентира в воздух поднялась также сетка вместе с чашей.
Но охранников так и не удалось убедить в том, что левитация чаши могла произойти «по вине» системы сигнализации… Ни до, ни после этого случая чудес, связанных с этой чашей, я не нашла..