Ещё одним известным символом Нижнего Тагила являются паровозы Черепановых. Вот один из них, стоит на старом заводе в качестве экспоната.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/484172/347275178.2d/0_25dd03_e9f99243_XL.jpg)
Очень многие уверены, что Черепановы первыми в мире создали паровоз, но это не так. Черепановы всего лишь его построили по чертежам. Кроме того, к этому времени паровозы в Европе уже бегали. Но не смотря на это Демидовы оценили их заслуги, Мирон Ефимович получил вольную, а его отец, Ефим Алексеевич, к этому времени был уже свободным человеком за изобретение паровых механизмов и, как тогда говорили, служил у Демидовых главным механиком завода.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/361712/347275178.2d/0_25dcfd_928ec19a_XL.jpg)
Демидовы намного раньше советских профсоюзов поняли, что "кадры решают всё", и не жалели денег на обучение своих крепостных. Акимфием Демидовым в 1740 году была создана цифровая школа, которая потом в начале века XIX-го преоброзовалась в училище, где учились мастерству дети крепостных, кстати, оно до сих пор функционирует как горно-металлургический колледж имени Е. А. и М. Е. Черепановых.
Самых талантливых и умных в дальнейшем посылали учиться в лучшие учебные заведения Европы, там же, на предприятиях, они проходили и стажировку. Так например тот же Ефим Черепанов в 1825 году был командирован в Швецию для «просмотра машин», а 1833-ом Мирон поехал в Англию, где изучал устройство железных дорог.
Учёба и стажировка могли длиться по разному: от двух до 10 лет. Единственное, крепостные не получали на руки дипломов, а вот знания они получали в полном объёме.
И ещё скажу пару слов о паровозах. Почему они всё-таки не получили широкого распространия тогда, хотя на заводах Демидовых и бегали. Всё дело в том, что топливом для паровозов Черепановых служили дрова, а в Европе паровые машины работали на угле. Разницу понимаете? Дров требовалось много и в достаточном количестве их доставлять было затруднительно. Кроме того, леса вокруг вырубались с удвоенной скоростью, а сами понимаете, что востанавливаются они не за год - два. Например, с XVIII-го века леса вокруг Екатеринбурга были вырублены полностью трижды... Так что версия о том, что Черепановых гнобили и не давали им заниматься изобретениями не выдерживает никакой критики. Они много чего наизобретали и их машины успешно работали на металлургическом заводе, но помнят только о паровозах.
Вот так кратенько я вам рассказала о Черепановых и их паровозах, а сейчас покажу немного город.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/479032/347275178.2d/0_25dd02_7f9b5e51_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/742275/347275178.2d/0_25dd01_3743d675_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/484029/347275178.2d/0_25dd00_90506da1_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/484172/347275178.2d/0_25dcff_6d462325_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/361493/347275178.2d/0_25dcfe_8deb545c_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/484172/347275178.2d/0_25dcfc_b599c2bc_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/516848/347275178.2d/0_25dcfb_673f8c81_XL.jpg)
В следующий раз отправимся на старый завод. Продолжение следует...