Рассматривая картины: "Стефан Баторий под Псковом."

Feb 20, 2017 08:01

Я Вам рассказывала о событиях 1581 года, когда рассматривали картину Брюллова «Осада Пскова...»

Но не менее интересен взгляд той, другой стороны. И сегодня я представляю картину Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом», написанную в 1872 году.




Эта картина наглядно иллюстрирует, как можно исказить историю. На ней изображены псковичи, стоящие на коленях перед Стефаном Баторием и передающие польскому королю, осадившему Псков, чуть ли не ключи от города…

Первые этюды к картине Ян Матейко сделал в 1869-ом. Три года спустя работа была завершена. К этому времени художник был широко известен, принят Европой, о чём говорят вполне убедительно две золотые медали и орден Почетного легиона в Париже. В 1874-ом Матейко выставляет своего "Батория..." в столице Франции. Результат: восторженный приём картины, а также избрание Матейко членом Institut de France и практически сразу за этим - членом Берлинской академии искусств.

Русские художники, современники Матейко, отзывались о его творчестве очень хорошо. Например, Репин, впервые увидевший "Стефана Батория под Псковом" и тогда же высоко его оценивший на Всемирной выставке в Вене в 1873-ем, год спустя писал об этой картине из Парижа П. М. Третьякову: " Матейко тоже красуется (венская его вещь "Стефан Баторий"), интересная вещь и серьезная, но французы ее не понимают, называют ковром гобелена".

Понятно, что движимый чувством патриотизма, польский художник выдавал желаемое за действительное. Пытался воспроизвести некий альтернативный вариант развития событий.

Центральная фигура картины сам Стефан Баторий, восседающий на походном троне, поставленном на шкуру медведя. (Ох, чувствую я, что придётся писать об этом человеке, ибо довольно интересная личность.) Справа от короля - в полный рост фигура канцлера Яна Замойского, когда-то выделенного Баторием среди краковского дворянства, обласканного почестями и наделенного огромной властью: канцлерской печатью, гетманской булавой, а также рукой племянницы монарха Гризельды.

В центре горизонтального холста - выразительная фигура папского легата Поссевина, который при содействии иезуитов прилагал немалые усилия для распространения в России влияния Ватикана. Создаётся впечатление, что всё действо, как справа, так и слева, происходит вокруг именно Поссевина. В одной из своих статей В. В. Стасов назвал работу Матейко "Иезуит Поссевин уговаривает зверообразного Стефана Батория выслушать русских послов, просящих мира".

Со стороны "просящих мира" выделяются два персонажа - коленопреклоненный владыка полоцкий Киприан, в богатом, шитом золотом облачении, на дорогом плоском блюде протягивающий польскому королю хлеб, видимо, символизирующий просьбу о пощаде и мире. Несколько в стороне от владыки Киприана, скорее с трудом, по-стариковски, приседающий, нежели падающий на колени, - Нащокин.

А теперь небольшая историческая справка, если ошибусь, то знающие люди меня поправят.

Григорий Афанасьевич Нащокин не раз выполнял дипломатические поручения. Со Стефаном Баторием он встречался в Литве в 1580 году. Заметьте, что это было за год до осады Пскова.

Киприан, архиепископ Полоцкий и Великолуцкий, проявил себя во время осады Полоцка в 1579 году. Когда воеводы выслали неприятелю переговорщиков о сдаче города, Киприан не согласился с этим решением. Он вместе с другими воеводами намеревался взорвать крепость, но когда это не удалось, то они при вступлении в город неприятеля закрылись в церкви Святой Софии и объявили, что их могут взять только силой. 11 августа 1579 года архиепископ Киприан был взят в плен. О дальнейшей его судьбе неизвестно.

Вот, как-то так... Ну и ставлю Вам в ленту Рену Рольску, раз речь сейчас шла о поляках.

image Click to view



image Click to view



история, судьбы, музыка, живопись, Псков, XVI век

Previous post Next post
Up