Об оборотнях...

Mar 13, 2015 00:22

У славян есть легенды о волколаке - волке-оборотне. И многие не знают о том, какое важное место занимали оборотни в духовной жизни древней Руси.



Славяне верили, что как боги могут превращаться в животных и людей, так и некоторые люди могут при помощи магических средств принимать облик животных. До наших дней дошло немало рассказов про таких людей, которые могли превращаться в волков, медведей, кошек, собак, коров и даже сов! Древние легенды славян повествуют о целых поселениях(!), жители которых были оборотнями и могли превращаться в зверей.

В древности у славян было два тотемных животных - волк и медведь и, соответственно, два культа. Кстати, слово "тотем" в переводе означает "его род", т.е. мистическое животное-покровитель. Так вот, тайные учения этих культов настолько тщательно скрывали от непосвященных, что в итоге известно лишь одно - эти культы действительно существовали, а теперь эти знания утеряны... или нет? Но наибольшее число поверий славян про оборотней связано именно с волками.


Славяне опасались и уважали волков, старались не называть его настоящим именем, называли "серый" или "лютый". А самый морозный месяц зимы, февраль, тоже назывался "лютень", т.к. был посвящен именно волку, священному тотемному животному. Славяне верили, что нечистая сила боится волка. Поэтому волчья лапа с когтями нередко вешалась над колыбелью, а в доме была шкура волка. Древнерусские воины носили с собой волчьи клыки, которые, согласно поверьям, защищали от видимых врагов и злых духов, придавали храбрость, ловкость и силу зверя, а самые могучие воины иногда даже пили кровь волков перед сражениями. Изображения волков использовались как обереги.

Согласно летописям, это получеловек-полуволк, имеет человекообразное тело и ходит на задних лапах прямо, как человек. Задние лапы у волкодлака по строению очень похожи на человеческие ноги и обращены коленями вперед. Передние лапы тоже правильнее называть руками. Оборотни не вливаются в волчьи стаи, а держатся особняком. При этом тень оборотня и отражение в воде, как у человека. А также волкодлак имеет когти, длинный хвост и горящие красные глаза.


Если говорить про оборачивание, то, согласно вере славян, человек мог превратиться в зверя либо по своей, либо по чужой воле.

Не по своей воле оборотнями могли стать:
- дети, умершие некрещёными (наверно это один из мифов православия)
- дети, зачатые от волков или настоящих оборотней
- дети, проклятые своими родителями
- люди, нарушившие данные богам клятвы или попавшие под действие соответствующих злых чар.

Вышеперечисленные превращались в волка против своей воли, повинуясь какому-то внутреннему зову, не могли контролировать процесс оборачивания. Не в силах противостоять этому, проклятые срывали с себя одежду, превращались в волков и убегали в лес. Согласно летописям, все попытки удержать оборотня ничем хорошим на заканчивались.


При этом человек обычно не помнил отрезок времени с момента начала оборачивания до обратного возвращения к человеческому облику, т.е. в это время оборотень находился в состоянии гипноза или транса. Если человек становился оборотнем по воле колдуна , то обычно превращался лишь на определённое время и сохранял человеческие привычки: не ел сырого мяса и падал, ложась спать, устраивая себе изголовье из мха или обрубка дерева, умывал морду росой, весной греб землю лапами, будто пахал.

Порой они приходят в деревню и свистят под окнами. Говорят, охотники под шкурой убитых волков-оборотней находили человеческое тело... Когда срок колдовского заклятия истекает, волколак вновь становится человеком. Иногда при встрече с волками-оборотнями люди сами помогали им вернуть человеческое обличье - играли волкам музыку, которая звучала в момент превращения, и приговаривали: «Хватит вам ходить, людей смешить, собак дразнить. Идите-ка лучше домой». Перекидывали через волколака грабли или вилы, ударяли вилами между глаз, били цепом, набрасывали на него рубашку, давали переступить через суровую нитку, которую тут же разрывали, трижды обходили вокруг него с хлебом, называли его человеческое имя. Бывало, волки и сами просили человека: «Спаси нас, ради Христа! Обойди три раза и дерни шкуру!»

Но если проклятый в образе волка попробует сырое мясо, то он уже никогда не сможет принять человеческий облик и навсегда останется зверем.

Колдун и сам время от времени принимает волчий облик. Чтобы превратиться в волка, он кувыркается через пень или плетень, вбитые в землю осиновые колья или нож, перескакивает через речку, пролезает через хомут или дужку ведра, а также использует шкуру медведя или волка, которая была своеобразным "катализатором" процесса оборачивания. Кстати, именно из-за боязни стать зверем славяне носили шкуры волков и медведей только шерстью внутрь. Ритуалы магического оборачивания волхвы и колдуны хранили в тайне и передавали только своим ученикам.
Вот пример одного такого заговора, который, согласно преданиям, произносили колдуны: «На море на Окияне, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый; а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц - золотые рожки. Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гада, чтобы сон серого волка не брали и тёплой бы с него шкуры не драли. Слово моё крепко, крепче сна и силы богатырской».
К сожалению, немалая часть языческой культуры славян утрачена, в частности, потеряны имена многих богов и назначение многих языческих обрядов.

Меняют свой облик и животные. Так, волк может обратиться в пень или в кочку. Волчица, пять раз принесшая потомство, превращается в рысь. Если мышь съест кусочек освященного кулича, она станет летучей мышью. У ласточек, перезимовавших на дне озера вторую зиму, опадают перья, и они превращаются в лягушек. Кукушка к осени перестает куковать, обращается в ястреба и нападает на кур. Принимают чужой облик и закопанные в землю деньги и сокровища. Клад может показываться людям в виде змеи, зайца, горностая, золотого барашка, девочки. Если их ударить, они рассыплются золотом.

Оборотни не подвержены физическим заболеваниям и обладают замедленным старением благодаря постоянной регенерации тканей. Поэтому в глазах обычных людей они практически бессмертны, как и вампиры, впрочем что не мешало ревнителям веры успешно охотиться на них из века в век.

Оборотней можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение). Считается, что серебро так же смертельно для оборотня и замедляет заживление ран:
"...И выложил на стол очередной клинок.
Мне понадобилось огромное усилие воли, чтобы не отшатнуться и не зарычать. От серебряного кинжала с меленько иззубренным на кончике лезвием веяло невыразимой жутью, словно холодом из бездонного колодца, заставляя красочно представить, чем окончится более близкое знакомство и с тем, и с другим..."

Хотя по своей сущности он является зверем, но находясь в животной форме, тем не менее, сохраняет некоторые человеческие способности и знания. Такие вещи, как определенный выбор жертв, обход ловушек и человеческая хитрость становятся очевидными при расследовании дел, связанных с оборотнями.

Считается, что существует несколько способов стать оборотнем:
- посредством магии;
- быть проклятым кем-то, кому вы причинили зло.
- быть укушенным оборотнем.
- быть рожденным от оборотня. Таких оборотней еще называют "истинными". Они хорошо контролируют Зверя и не подвержены Лунному безумию.
- съесть мозг волка; сделать глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая; вкусить жареной волчьей плоти; носить одежду, сделанную из волка.

В случае классического оборотня, человек получает собственного Зверя, который нередко спит до полнолуния. Ставшие оборотнями недавно отличаются повышенной агрессивностью и склонностью к насилию, однако, особо сильные личности могут его контролировать и получают возможность использовать так называемую боевую форму Зверя. Состояние оборотня в полнолуние называется Лунным безумием......"

Славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волги Всеславовича:
А и на небе просветя светлел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славное царство Индейское,
А и синея море сколыбалося
Для-ради рождения богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича.

Многие исследователи проводят параллели, согласно которым Вольх - это киевский князь Олег, считавшийся вещим. Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий, который «...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал...» (Слово о полку Игореве).

Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» - приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе - птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя и дружину в животных.

Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка или в волчьего пастыря.

С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. К началу 20-го века вера в оборотничество угасает, хотя рассказы об оборотнях - волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России.
Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии. Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака - умыканием (насильственным уводом невесты).

Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который "гонитоблака и изъедает луну" (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи). По мнению Ф. Буслаева, "остаток этого предания доселе сохранился в пословице: "Серый волк на небе звезды ловит." В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное - да, но не в коем случае - не страшное и ужасное.


Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым: "На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц - золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской." Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, а мужчин некоторых племен называли "лютичи". Способность превращаться в волка издревле приписывалась "особо сильным" колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. "О боротиться", "обвернуться" (превратиться) нередко буквально означало "перевернуться", то есть перекувырнуться, "переброситься через себя" или через условную гр аницу.

Вся инфа из Сети. А тему подсказала пятница 13-ое и телесериал "Луна", что идет по СТС кажется до сих пор...

волки, интересно, мистика

Previous post Next post
Up