Не хотела писать второй пост, но посмотрела в Чек-лист, а там написано: 17 января - День детских изобретений.
Интересно, а почему или отчего начинают люди изобретать? И не важно, взрослый это или ребёнок. Ну правда, что их заставляет это делать? Любопытство? А может быть скука?
Прочитала у Лили Град:
Скука почти всегда связана со страхом или неумением расширяться в познании, в интересе, в неизведанном навыке.
Она же рождает то разочарование, в котором собственную ограниченность наряжают в парадный костюм всезнайства и мнимую неспособность ничему удивиться.
А ведь подлинная горечь человеческой жизни заключается как раз в том, что даже самому пытливому долгожителю недостаточно его времени, чтобы по-настоящему узнать хоть крошечную частицу того, что здесь есть...
Чем больше знаешь, тем больше понимаешь, что ничего не знаешь - сократовскую истину не опровергнуть.
Скука, которую ничем не заполняют, или заполняют без разбору готовым чужим варевом, довольно легко трансформирует психику человека до хронического недовольства жизнью, до обострения исключительной критичности, до отключения его от себя и подключения к напряжённому мониторингу за тем, как живут другие.
Так, например, начинается токсичная жизнь в комментариях, где можно сутками сидеть и сливать на кого-нибудь яд, так стартуют все человеконенавистнические игры в поиски врагов, так включается унылый автопилот равнодушия к себе и к близким, так часто зарождаются предпосылки для депрессии и сложных неврозов, так незаметно ускользает всё светлое и радостное, и так утрачивается природный интерес любоваться жизнью, бережно узнавать её и ценить.
Несомненно, каждый решает сам, по какой дороге отправиться, что считать правдой, где искать подходящее для себя, и это хорошо.
Но есть вещи, которые, собственно, не зависят от выбора.
Они всегда одинаковы.
Так вот, затянувшаяся скука совсем небезобидна. Это неизменный для всех сигнал к тому, что имеет смысл оглядеться получше и дать себе труд знания и дела.
Знаете, вывод мне нравится. Ведь когда совмещаешь знания и дела, то есть большая возможность что-то изобрести...
А вообще, я собиралась сделать пост про русского художника Билибина Ивана Яковлевича (1876-1942).
Его работы до сих пор не оставляют людей равнодушными и уносят в чудесный сказочный мир.
художник Б.Кустодиев. Портрет И.Я.Билибина. 1901г.
Сын военно-морского врача Иван Яковлевич по настоянию отца должен был стать юристом, закончив полный курс юридического факультета Петербургского университета, одновременно занимаясь в Рисовальной школе при ОПХ, в мастерской А.Ашбэ в Мюнхене и в школе М.К.Тенишевой у И.Е.Репина.
Получив диплом юриста Билибин начал сотрудничать с журналом "Мир искусства": оформлять полосы и участвовать в выставках издания.
В 1901 году Иван Билибин работал над книгой Экспедиции: написал иллюстрации к сказкам «Марья Маревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка». В следующем году художник закончил «Княгиню на теремной башне». В картине Билибин впервые применил прием разных точек зрения: зритель видел башни города и корабли сверху, а саму княгиню - как если бы находился снизу. Художник обрамлял иллюстрации в декоративную рамку: по краям листа были широкие полосы с геометрическим узором. Книга сказок, выпущенная Экспедицией заготовления государственных бумаг, сделала Билибина знаменитым.
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». 1904
Билибин выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название "билибинский", сделался популярным и породил немало подражаний. Сам художник перенёс его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари...), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах, тем более что Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины. Помимо декораций художник рисовал и театральные костюмы, однременно продолжая иллюстрировать литературные произведения. В 1910 году Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила самое известное издание художника - "Сказку о золотом петушке". Всю серию зарисовок сразу же приобрела Третьяковская галерея. А также несколько раз в неделю Иван Билибин вёл занятия по графике в школе Общества поощрения художеств, в которой в юношестве учился сам...
В коротком посте сложно рассказать подробно о том наследии, что осталось после художника и о его жизни. Скажу только то, что, прожив 16 лет в эмиграции Иван Яковлевич в 1936 году вернулся уже в Советский Союз, жил и работал в Ленинграде: преподавал в графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры. Сотрудничал с театрами: он рисовал декорации для Театра оперы и балета им. Кирова и Театра драмы им. Пушкина. В 1937 году художник выпустил серию иллюстраций к роману Алексея Толстого "Петр I", а спустя год - к "Песне про купца Калашникова" Михаила Лермонтова.
Архангел Михаил. 1919-1920
В сентябре 1941 года должна была открыться персональная выставка Ивана Билибина. Но... началась Великая Отечественная война. Художник отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда. Из осажденной крепости не бегут, ее защищают. Так он считал.
Билибин Иван Яковлевич умер от истощения 7 февраля 1942 года. Его похоронили в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.
К слову сказать, 19 января будет День хорошей памяти. Так почему бы не вспомнить замечательного русского художника.
Всем мира и добра!
#зимавместе