Забытые имена: Лидия Зверева

Jun 25, 2022 18:11

Первые лётчики для нас сейчас стали людьми-легендами. И называли их в те времена авиаторами, мужчин. А женщин называли авиатриссами. И первой русской авиатриссой была Лидия Виссарионовна Зверева.



Родилась она в 1890-ом году в семье генерала русской армии, героя войны на Балканах 1877-1878 годов Виссариона Ивановича Лебедева. Окончила, по одним сведениям Мариинское женское училище, по другим - Белостокский институт благородных девиц, вышла замуж и должна была стать светской дамой, но...

Её отец, Виссарион Лебедев, служил в крепости Осовец, и там Лидия впервые поднялась в воздух - на аэростате. Видимо тогда она и влюбилась в небо.

Лидия рано овдовела и в 20-ть лет в 1910 году поступает в только что открывшуюся авиашколу "Гамаюн" в Гатчине. Школа помимо военных принимала и гражданских учащихся. В июле 1911 года Зверева впервые совершила самостоятельный полет, а 23 августа получила диплом пилота № 31. Таким образом, она стала первой среди женщин.

Лидия выполняла демонстрационные полеты, эффектно пропагандировала авиацию - и как это обычно бывает, неоднократно попадала в серьёзные аварии, но отделывалась только царапинами и ушибами. Известный лётчик Константин Арцеулов, учившийся вместе с ней в авиашколе, впоследствии вспоминал: «Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на её мастерские полёты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все рисковали подниматься на большую высоту».

В 1913 году Лидия Зверева со своим вторым мужем Владимиром Слюсаренко организовала в Риге, которая тогда была одним из центров русской авиации, свои мастерские по ремонту и постройке самолётов и одновременно - небольшую лётную школу, в которой супруги сами обучали полётам. С началом Первой мировой войны Владимир Слюсаренко, получив субсидию военного ведомства, перебазировал своё предприятие, называвшееся теперь заводом, в Петроград. Если верить вики, то за последующие два года, до 1 августа 1916 года, завод сдал военной приёмке 40 самолётов: «Фарман-XXII бис» - 15 экземпляров, и «Моран-Парасоль» - 25 экземпляров. За эти же два года было выпущено восемь самолётов «Фарман-VII» и десять самолётов «Фарман-IV», строилось несколько экземпляров «Моран-Ж» 14-метровых и был заказ на 20 самолётов «Лебедь-XII».

Лидия Зверева умерла 2 (15) мая 1916 года от тифа. Похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Во время похорон первой русской женщины-авиатора над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома.

История стремительной смерти Зверевой вызвала подозрение у её мужа, Владимира Викторовича Слюсаренко. Интересно, что после её смерти бесследно исчезли чертежи новых самолётов, над которыми работала Зверева. Слюсаренко был убеждён, что Лидия была убита агентами германской разведки, хотевшими, во что бы то ни стало уничтожить талантливую молодую женщину-авиаконструктора. Но власти не придали значения ряду странных обстоятельств смерти Лидии Виссарионовны Зверевой и признали её смерть естественной...

Завод, основанный супругами, работал вплоть до революции 1917 года. Впоследствии Владимир Слюсаренко эмигрировал в Австралию. Работал механиком в пригороде города Брисбен. Был членом строительного комитета Свято-Николаевского храма в Брисбене(1933). Автор одного из проектов строительства храма.

Умер в 1969 году.

Хоть имя Лидии Виссарионовны Зверевой не на слуху, но в её честь названы улица в Приморском районе Санкт-Петербурга и одна из улиц микрорайона Аэродром в Гатчине. А в сквере имени Льва Мациевича на бывшем Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге установлен бюст лётчицы Лидии Зверевой.
#летовместе #10постовпроекта

забытые имена, XX век, история, судьбы, #10постовпроекта, #летовместе

Previous post Next post
Up