Всем утра и добра!
Давно я не писала в этой рубрике, а сегодня появился повод дополнить её ещё одним постом. В этот раз будем рассматривать картину французского художника Октава Пингийя Л'Харидона (1811-1870) "Бой тридцати", написанную в 1857 году.
В оригинале название картины звучит так: The Battle of the Thirty (1350)
Художник изобразил одну, пусть и не самую интересную и значимую, из всех битв, что случились за время Столетней войны, но Бой тридцати прочно занял своё место в мировой истории, хоть и не имел никакого военно-политического значения, а также не было никаких политических последствий. Но современники ещё долго вспоминали и обсуждали это сражение, бретонцы даже сочинили балладу, благодаря которой мы знаем подробности боя и имена участников.
По сути сражением этот бой называть не совсем правильно. Скорей это был пеший поединок английских рыцарей и сквайров, а также их немецких, фламандских и бретонских союзников, с одной стороны, против тридцати бретонских, то есть французских, рыцарей и их оруженосцев с другой. Состоялся он как раз 26 марта 1351 года, потому то вы и читаете этот пост)), во время так называемой войны за бретонское наследство.
Во время очередного перемирия англичане, в очередной раз, напали на французские части. Надо сказать, что подобные стычки были регулярными и на них особо внимание не обращали ни та, ни другая сторона. Но в этот раз, то ли у командующего французским гарнизоном крепости Жослен было дурное настроение, то ли чаша терпения переполнилась, то ли просто сошлись звёзды.. Короче, Бомануар сел на коня и поехал прямиком в занятый противником замок, чтобы лицом к лицу поговорить с врагом о рыцарском кодексе и правилах войны. И у него было, что сказать противнику. Ага, это были ещё те времена, когда перед боем пытались разговаривать...
Разговор закончился тем, что была назначена стрелка встреча у дуба Ми-Вуа, то есть на полпути между замками Жослен и Плоэрмель.
Стороны договорились, что сражаться будут тридцать на тридцать, в пешем строю. Оружие любое, условие победы - все участники одной из команд должны быть убиты или взяты в плен. Сдавшиеся в плен выходят из боя и под честное слово остаются в стороне, пока не погибнет пленивший их рыцарь...
На поле сражения команды построились в две линии и по сигналу герольда сошлись стенка на стенку... Я не буду сейчас описывать детали боя, скажу только, что на стороне англичан большинство бойцов были профессиональными пешими латниками, тогда как все французы были кавалеристами...
Кстати, сражение не помешало Де Бомануару произнести речь о великих победах над сарацинами и посвятить в рыцари одного оруженосца для поднятия боевого духа бретонцев.
За турниром, длившимся несколько часов, наблюдали многочисленные зрители из числа местных крестьян. Специальные наблюдатели по сигналу объявляли начало боя, а также оказывали медицинскую помощь раненым участникам. Напомню, что времена были дикими, ну что взять со Средневековья...
Обе стороны сражались храбро. Двое англичан, включая и самого Бембро были убиты, а пятеро французов - убиты или пленены, сам Бомануар был тяжело ранен...
Неизвестно,как бы закончился бой, но французы нарушили договорённости. Трое взятых в плен французов покинули свои места для пленных и вернулись в битву,несмотря на то, что в плен их брал не убитый Бемборо, но спорить о правилах в пылу боя ни времени ни сил уже не было. Сражение длилось больше часа, люди были измотаны настолько, что едва держались на ногах. И в этот момент случился самый спорный эпизод битвы, благодаря которому она и вошла в историю.
Французский оруженосец по имени Гийом де Монтобан, видя, что французская сторона терпит поражение, покинул поле боя и сев на лошадь, обогнул ряды сражающихся и с тыла врезался в группу англичан и опрокинул их на землю. Из-за тяжелых доспехов им подняться быстро было сложно...
Бретонцы недолго думая, набросились на англичан и с большим трудом всё-таки одолели их, сбитых с ног и оглушенных. Девять англичан были убиты, остальные сдались. Пленных привезли в замок Жослен, но вскоре отпустили за символический выкуп. Французы в Бою тридцати потеряли шесть человек...
А в Европе ещё долго задавались вопросом: можно ли считать победой победу, достигнутую подлым путем?
Но давайте вспомним о правилах битвы, принятых обеими сторонами:
"Ou trois, ou cinq, ou six, ou toutz, se ilz vouloint,
Sans élection d’armes ainscin se combatroint,
En guise et manière que chascun le vouldroint
("по трое, пятеро, шестеро или все вместе; сражаться любым оружием и так, как будет угодно")
И, вроде как, Монтобан договор не нарушил, конь в каком-то смысле тоже оружие, а дух - понятие нематериальное, и каждый его трактует в силу своего разумения. В связи с этим многие сходятся на том, что это было ещё не бесчестье, но уже и не fair play.
Пока готовила пост, нашла мнение, что значение битвы таки приуменьшено по разным причинам. Я сейчас не буду вдаваться в подробности, кому интересно, тот сам всё найдёт, да и мне не хочется вас лишать удовольствия найти самому что-то интересное и новое для себя. Но хочу отдать должное в равной мере шестидесяти двум стойким и мужественным воинам.
И немного про самого художника. Октав Пенгийи Л'Харидон был офицером французской армии. После ухода с действительной военной службы в 1854 году он был назначен куратором Музея артиллерии в Париже. На этой должности он проработал достаточно долгое время. А до этого, к 1840-м годам он создавал иллюстрации для книг, в основном на бретонские темы. В 1862 году он написал и опубликовал полный каталог коллекции Музея артиллерии, в том числе отчёт о происхождении и истории самого музея.
Кстати, Л'Харидон особо нигде на художника не учился, лишь брал уроки рисования. Писал в основном пейзажи, а "The Battle of the Thirty (1350)" считается его самой известной работой.
#моявесна