Как люди принимают решения

Jul 16, 2022 15:44


Решил опубликовать еще одну модель. Во первых, рано или поздно justavortex ее у меня вытянет ж). А во вторых, она необходим для финализации социальных моделей.

Естественно расписана будет не вся модель, а только ее часть необходимая для прикладного понимания. Большая часть данной модели родом из конца 90, и с такими темпами до чего-то более свежего ( Read more... )

базовые понятия, человек, мозг

Leave a comment

tvrjert July 18 2022, 08:24:49 UTC
Вообще две половины симметричны - разница чисто программная. Далее, за счет пластичности мозга разница будет нарастать- просто потому, что участки коры, которые функционально более загружены утолщаются, количество связей в них растет, а границы функциональных зон тоже изменяются - более нагруженные зоны растут за счет менее нагруженных.
Т.е. можно представить так. Изначально имеем двух близнецов. Но одного держим в клетке и заставляем читать и решать задачи, а другого наоборот читать не учим а учим бегать и прыгать.
Через некоторое время морфологически строение разных зон мозга у них будет заметно разным, как следствие пластичности.
Так вот, подкорковые структуры это эквивалент нашего тренера - одна половина коры тренируется по одной программе, а другая по другой. Т.е постепенно появятся и физические различия, т.к тренеры разные.

Движение каждой половины управляется достаточно автономно

У нормальных людей изначально главный планировщик движений один, и он в ведущем полушарии - соотв движение не ведущей руки будет планироваться и осуществляться с меньшей точностью.

А на счет автономно- мозг распределённая структура и тот факт что главный планировщик 1 не означает, что обработка другого уровня не осуществляется локально в конкретной зоне- полушарии.

Соотв тоже относится к сенсорным областям - есть ведущий глаз, и ведущее ухо.

Естесвенно назначение первичных сенсорных зон и моторной коры одинаково в полушариях (хотя и там например проекции скажем большого пальца в одной половине будет чуток другим чем в другой, т.к опыт связанный с обучением у рук разный - одна например держала, пока другая точила), а далее назначение зон тоже относительно симметрично, но вот их функционал различается за счет разного обучения.

Reply

grnsta July 18 2022, 09:05:58 UTC
Как считаете, могут ли глубокие слои (нравится-не нравится, страшно-приятно) формироваться во внутриутробном периоде ?

Reply

tvrjert July 18 2022, 09:17:43 UTC
Базовые мотивационные типы - т.е. эгоист- альтруист и т.д.
Несомненно генетически обусловлены + любое воспроизведение генов, тем более мозга подвержено шуму, т.е. есть некая вариативность просто внутриутробного развития, не обусловленная генами.

Эти базовые типы выступают аквариумами, для локального обучения и формирования конкретной личности.
Через механизмы проецирования эйдосов на подкорковые структуры, и через формирование поверхности принятия решений (ПР).

Сам горизонт планирования и конкретная форма ПР результат обучения и соотв жизненного опыта конкретной личности.

Т.е при тех же генах, но при разных жизненных опытах личность будет отличатся, но наклонности будут те-же, хотя и могут быть, или не быть, скорректированы, или наоборот усилены.

Reply

grnsta July 18 2022, 09:36:46 UTC
Я вот о чем.
Например - плод слышит мелодию и мать слышит ее же.
У матери выделяются гормоны, кровяной поток у них общий.
Что нравится матери, то нравится и плоду.

Reply

tvrjert July 18 2022, 09:52:53 UTC
Это так напрямую не работает.
Вопрос сразу - на какой стадии беременности все происходит?
В реальности например, прорастают определенные тракты под действием химических маркерных пептидов, которые соотв выделяются под действием генетической программы. Но в момент прорастания конкретного тракта мать поела, или не поела. У нее было такое настроение и соотв гормональный фон или другое. Она бегала-прыгала или не бегала или не прыгала и соотв конкретный аксонный пучок пророс хорошо и соединился с тем, что надо, или пророс плохо и соотв имеет маленький диаметр и силу. От этого зависит в том числе способности и геометрия подкорковых структур.

Большая часть гормонов и нейропептидов, через гематоэнцефалический барьер не проникает в обе стороны. Некоторые вообще локальны, и в разных частях мозга действуют по разному.

Про слышит и влияет - на поздних стадиях да - думаю влияет, но гораздо важнее ранние стадии и собственно прорастание нужных пучков и создание структуры как мозга, так и подкорковых структур.

Reply

tvrjert July 18 2022, 10:01:07 UTC
кровяной поток у них общий.

Ну и конечно вы открыли новое слово в медицине.
Погуглите - плацента.
Там вообще-то даже группа крови обычно разная бывает.

Reply

grnsta July 18 2022, 10:39:59 UTC
Гуглил - гормоны проходят.
"но гораздо важнее ранние стадии " - смотря для чего. Для морфологии мозга или для опыта.

https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.ccbc842a-62d53994-f83b895f-74722d776562/https/www.sciencedirect.com/topics/biochemistry-genetics-and-molecular-biology/maternal-stress

https://grnsta.livejournal.com/tag/%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Reply

tvrjert July 18 2022, 10:57:58 UTC
Объем сенсорной информации после рождения на порядки больше.

Ну представьте себя в матке.

Гормоны только те, что в кровотоке и простые по структуре , т.е всякий адреналин и т.д.

Из информации только встряска и звуки.
Но да это влияет, но больше схема - звук голоса -> Выделение собственных гормонов через 2 сигнальную систему в соотв со звуком.
Далее и главное - нет привязки к реальной сцене.

Т.е на что это может влиять - повышенная тревожность матери - соотв такие-же расстройства у новорожденного, т.к. соотв состояние приоритезируется.

Т.е тревожность -> выделение гормонов -> усиление соотв модуляции -> приоритет данного тракта после рождения.
Или наоборот - покой -> гормоны -> модуляция в другую сторону-> спокойный ребенок.
Плюс - запоминание голоса матери и окружающих лиц. Другие реакции на эти голоса.
Все это на последней стадии беременности естественно.
Ну по факту нерожденный ребенок незадолго от рождения ничем от недавно рожденного не отличается, за исключением неизменно более узкого сенсорного опыта.

Как-то так. Если вы о взаимодействии души матери и ребенка - это вещь куда более поздняя.

Reply

grnsta July 18 2022, 11:04:38 UTC
Конечно, не о душе.
Ну например, какие мелодии нравятся, какие нет слова нравятся, какие нет. Хотя смысл их еще не понятен.

Reply

tvrjert July 18 2022, 11:04:52 UTC
О, пока ответ писал - вы и ссылочку подогнали.

Ровно тоже самое.
Только это не великие особенности народов так передаются.

И Хочу отметить, что первые пол года жизни для этого еще более значимы - так как раз очень сильно модулируются всякие фобии которые потом влияют на человека всю жизнь.

Но в целом зависимость простая - чем более раннее воздействие, тем более сильный след оно оставляет, но не ранее, чем происходит обучение и формирование соотв структур.
Т.е если соотв структуры, как скажем высшие центры принятия решений еще не обучены и не задействованы - на них влияние будет малым. Но в процессе первичного обучения соотв первое воздействие будет самым сильным.

Reply

grnsta July 18 2022, 11:08:40 UTC
"Т.е если соотв структуры, как скажем высшие центры принятия решений еще не обучены и не задействованы"
Но у не осознанных людей высшие центры, не совсем высшие ж )). В основном нравится - не нравится, страшно - уютно, хочется - не хочется. Удовольствия.

Reply

tvrjert July 18 2022, 11:19:05 UTC
людей высшие центры, не совсем высшие

Таки как были, так и остаются. Иначе бы они мычали, а не говорили.
Другое дело, что их работой управляют другие не совсем высшие, но посмотрите на РФ кто здесь управляет работой и являются ли они высшими ж).

Суть проста - для проекции эйдосов на эти ваши низшие центры- нужно эти эйдосы иметь, а у человека не освоившего речь - соотв эйдосов нет. Т.е первичные проекции формируются одновременно с освоением речи.

До этого можно говорить только на закладывание фобий - вроде тревожности и т.п.

И да - для осваивания речи нужно находится в реальном мире, а не в матке. До этого детектируется только вторая сигнальная система, т.к. она генетически обусловлена, и универсальна во многом даже для человека и животных.

Reply

grnsta July 18 2022, 14:05:12 UTC

Кто же спорит, что речевые центры формируются после рождения. Чтобы работать со смыслами надо находить в миру. Но отличать свои звуки от чужих вполне можно научится и до рождения.

Reply

tvrjert July 18 2022, 17:16:49 UTC
Естественно можно, но без привязки к эйдосам это мало дает.
Дети вообще демонстрируют прикольное поведение до рождения - например палец сосут, причем на ноге....

Ниже написал, почему фокусировка на этапе до рождения не имеет никакого супер принципиального значения, если вы этого не знали.

Reply

grnsta July 18 2022, 18:00:33 UTC
Да нет никакой фокусировки, просто такой факт имеет место быть.

Reply

tvrjert July 18 2022, 11:10:16 UTC
родители оказывают огромнейшее влияние на умственные и физические качества воспитываемых ими
детей

Естественно, но не надо заменять это всякими натягиваниями совы на глобус в виде приоритета стадии эмбриона.

Основное обучение возможно только после открытия соотв сенсоров - т.е после рождения, а не до. И передача осуществляется не гормонами никак, т.к. с точки зрения теории информации информационная емкость такой передачи ничтожна.

А вот первые год-три после рождения для этого крайне важны.

Т.е ключевой период формирование речи, который кстати начинается сразу после рождения, а не до - только потому, что ребенок должен иметь возможность издавать звуки, что в не родившемся состоянии сложно сделать ж).

Reply


Leave a comment

Up