В нашем Челябинске работа в такси - одна из самых популярных подработок. Несмотря на крайне низкие тарифы (за 200 рублей можно уехать в другой конец города), многие выбирают именно этот вид подработки, так как он не требует особых навыков. Такси - один из самых популярных видов транспорта в городе, потому что городской транспорт практически полностью уничтожен. Днем по городу косяками носятся маршрутки, а вечер и ночь - благодатное время для таксистов. Впрочем, зачастую и днем добраться до окраин возможно только на такси. Так что работы хватает всем.
И вот накануне Первомая я возвращалась домой после полуночи как раз с окраины города. Мы запускали магазин в ТЦ, а все работы в торговых комплексах по монтажу оборудования и выкладке товара проводятся именно в ночное время. Через приложение Яндекс я вызвала машину и стала ждать. Спустя несколько минут примерно в 100 м я увидела привычно оформленный автомобиль Яндекс Такси. По приложению это была моя машина, но водитель почему-то остановился и не двигался, хотя я стояла одна на единственном хорошо освещенном участке. Я включила фонарик и помахала телефоном. Машина подъехала.
Я села в новенький Логан, отметив, что за рулем нормально выглядящий мужчина средних лет. В этот момент ничто меня не смутило. Я позвонила мужу, чтобы сказать, что я уже выезжаю.
Пока я разговаривала по телефону, я не очень внимательно смотрела на дорогу, но быстро почувствовала некую неуверенность водителя. Он то разгонялся, то начинал без видимой причины притормаживать. Я сначала решила, что он, возможно, проверяет тормоза или что-то в этом роде. И вдруг я слышу характерное "брррым", что означает, что машина пересекает двойную сплошную. Я в ужасе застываю на полуслове и вижу, как мы выезжаем на полосу встречного движения (благо встречных машин не было), а потом плавно возвращаемся обратно.
Я спешно попрощалась с мужем, написав СМС, что с водителем что-то не то. И стала смотреть в оба.
Запаха алкоголя не было, на наркомана был не похож (хотя понимаю, что внешность здесь очень обманчива). Но чем дальше, тем более странно вел себя водитель. На встречную полосу не выезжал, но тормозил посреди перекрестков (хотя горел разрешающий сигнал и дорога была главной). По-прежнему, то разгонялся, то тормозил, слегка виляя. Когда вместо поворота налево он стал поворачивать направо, я не выдержала:
- Вы что, засыпаете??
Водитель начал что-то мямлить и отпираться. Но речь была также заторможенной, взгляд каким-то мутным. Казалось чудом, что он не спит.Я оказалась перед дилеммой - рисковать жизнью, доверив себя неадеквату, или рискнуть жизнью, оставшись ночью на темной дороге на окраине с садящимся телефоном.
Я выбрала первое, стараясь отвлекать водителя разговором (в основном, спрашивала про график). Встречных машин было мало. Когда появлялся свет фар, водитель тормозил. И мы успешно разъезжались. В итоге каким-то чудом я все же добралась домой.
Когда я пришла домой, меня порядочно колотило. Но почему-то на водителя я зла меньше, чем на тех, кто загоняет людей в рабские, кабальные условия. Люди, работающие на машинах Яндекса, не могут просто пойти домой и поспать. Потому что они вынуждены отрабатывать и авто, и бензин, и им нужно заработать что-то сверху, просто чтобы не протянуть ноги с голоду. Вряд ли человек в таком состоянии сел за руль просто ради развлечения. Загоняя водителей в рабскую кабалу, Яндекс рискует человеческими жизнями. И здесь он недалеко ушел от тех, кто развалил городской транспорт, чтобы набивать свои карманы. Я, возможно, все еще живу в мире розовых пони, а не в суровой российской реальности, но считаю, что бизнес масштаба Убер или Яндекс должен нести социальную ответственность перед водителями и пассажирами, не допуская выход на линию водителя сверх некого лимита в сутки, и при этом оставляя возможность водителям зарабатывать за счет регулирования тарифов.