Фотодела. Новая ценовая политика и горизонты в новый трудовой год.

Dec 23, 2015 11:58

С интересом, прослушав очередной вебинар, для себя узнала следующую современную статистику:
40% коммерческих фотографов "умирает" в первый год, 60% из оставшихся в год второй, и 70% в год третий.

Вижу теперь очень ясно массу причин почему это происходит.

Чаще всего мысль о возможности заработать на фотографиях одна из первых что приходит в голову человеку, если он имеет зеркальную камеру, любит фотографировать и уже получил положительные отзывы о результатах.

Низкий порог "входа в бизнес" (начать можно и с б/у полупрофесионального фотоаппарата), много доступной обучающей информации и масса рекламы для фотографов с обещаниями простых способов массового привлечения клиентов, обработки фотографий одним кликом, готовых рецептов "шедевров" и т.п. дают иллюзию "легкого заработка".

Первые шишки набиваются очень быстро. Оказывается, что обычными "хорошими" фотографиями сейчас никого не удивить. Даже на стоках покупают то, что "с изюминкой". Для интереса посмотрите что было на фотовыставках и конкурсах еще лет 8 назад и станет очевидно: все тут поменялось.
Начинать вообще не просто, а в наших фотореалиях особенно - рынок начинающих коммерческих семейных фотографов, тех которые только вчера были фотолюбителями, это чаще всего жесткий демпинг: в выбранной локации работу одного уровня качества могут делать полсотни человек.
Новички фотобизнеса, не наработавшие круг постоянных клиентов, вынуждены предлагать цены в лучшем случае с нулевой прибылью. Какое-то время они уговаривают себя, что это временно и "стоит только раскрутиться", стараются всем угодить, никому не отказывают и качество обеспечивают максимальное в меру своего понимания. Это приносит результат: о них узнают. "Пора", решают они и поднимают прайс! Но, как только цены повышаются, этот клиент уходит, так как этот рынок постоянно пополняется новыми, иногда и с прекрасным стартом исполнения, демпенгующими фотографами. Получается, что без изменения подхода нужно фотографировать и обрабатывать почти круглосуточно, чтобы как-то говорить о заработке. Многие чувствуют себя в капкане, выгорают, начинают жаловаться, не любить других фотографов, по итогам бросают силы на что-то другое, оставляя фото как хобби с возможностью подработки.

Правда в том, что чтобы остаться, необходимо стать лучше очень очень многих, либо смириться и пытаться получать удовольствие, имея только затраты. Это не для каждого. Только при выполнении дополнительных условий (например, уникальности), появляется возможность поднять цены, начать окупать расходы и со временем выйти на стабильную прибыль. Выход тут чаще всего один: постоянно дальше много учиться и много, очень много работать.
Либо через труд и немалые затраты ты становишься уникальным высокоуровневым мастером, продвигаешься и выходишь на новую ступень фотопирамиды, либо "умираешь" в профессии коммерческого фотографа, тут только вопрос времени. Профессия фотограф это совсем не про лень.

Итак, я все еще иду дальше. Время и запал пока со мной, а вот уверенность периодически меня покидает.

Про уверенность отдельно:
чаще всего я сомневаюсь, что мне хватит любви к человечеству. Уверена, что для коммерческого семейного фотографа очень важно искренне любить людей и это чувство культивировать. При этом тебя будут постоянно провоцировать, ведь все мы, обычные люди, очень разные со своими представлениями на любой счет. Кто работал напрямую с конечным клиентом, тот поймет: быть семейным фотографом это терпение, эмпатия, уважение. В общем, семейная фотография это про любовь.

Сомневаюсь также в том, что меня и дальше будет понимать семья в моих ночных сидениях перед компьютером с обработкой фотографий и в моих фотосъемках в выходные дни. Без этого семейному фотографу никуда. Быть семейным фотографом это не про расслабленные семейные выходные.

Сомневаюсь хватит ли ресурсов. В этом году набежала вполне значительная сумма расходов. Там и платное обучение, и новые софты, и амортизация оборудования, и расходные материалы, и хостинг, и поддержка сайта, и даже оплата участия в конкурсе и выставке, да много чего. Конкретно у меня еще и добавилась необходимость оплаты почасовой няни, что в принципе позволяет выехать на съемки, обрабатывать и учиться не только когда спят мои дети. Учитывая все это и несмотря на то число платных заказов значительно в этом году выросло, всерьез говорить о "заработке"не приходится. Пока есть другие источники доходов это не критично. Если их не будет (тут большое спасибо экономическо-политической ситуации), то все изменится. Пока для меня быть фотографом это не про деньги.

Если рассуждать конкретнее, то говорить о начале получения прибыли, закладывая время на постпродакшен, подготовку и расходники, можно будет, по моим оценкам, выйдя на минимальную стоимость съемочного часа в 300 Евро, но лучше больше. До этого далеко. Цель - дальше повышать уровень результата и вместе с этим думать как менять сегмент клиентуры, при повышении многие разбегутся. Про работу с клиентом и его поиск отдельная песня: работа современного коммерческого фотографа это во многом не про фото вообще!

Впрочем, есть подсмотренная схема-компромисс: снимать дешевле своей границы/беплатно, но подписывать модель релиз и снимки продавать в журналы или на стоках. Тут много нюансов, но у некоторых работает. Модель релизы я начала подписывать (кстати, техника дошла до того, что сейчас и распечатывать ничего не надо, все подписывается прямо на экране телефона!), но пока мало представляю как их буду использовать, кроме как для выставок и портфолио.

С 2016 я поменяла пакеты своих услуг. В новом году хочу чтобы большинство моих фотографий печатались профессионально (плохой печатью можно все испортить, а без крупноформатной печати не видна вся прелесть). Во все пакеты, кроме самого дешевого, я теперь включила фотокниги. Верстать я люблю. Попробую не затонуть в этом. Чтобы быть убедительнее хочу распечатать свои лучше работы и буду носить портфолио с собой на встречу с клиентами. Вижу прям себя: такая вся красивая, в белом пальто!)

Долго решалась и все-таки убрала в пакетах покупку дополнительных фото. Теперь я обещаю в фотосессиях минимальное количество на свой выбор. Если будет больше хороших кадров, отдам без доплаты. Признаться, эта "европейская проба" с покупкой экстра фото, давала надежды, которые у меня не оправдались: мои клиенты зависают на выборе (например, одна клиентка выбирала фото 3 месяца), а я при этом обрабатываю все хорошие по максимуму, включая дубли. Время на постпродакшен не покрывается, сроки работы с клиентом непрогнозируемо растягиваются. Думаю, такая схема действительно удобна при студийной съемке как у Rudi Wells: ты поставил в прайсе маленькую сумму за съемку, снял все в одном месте площадью в два квадратных метра с одинаковым светом и настройками, прогнал затем скрипт по обработке и предложил штучно выкупить понравившиеся однотипные дубли. В моем случае каждую фото надо просмотреть на 200%, подправить, отмести брак (постоянное движение при малой ГРИП часто дает расфокус), световые схемы во время моих съемок часто меняются.

Стоимость в часах почти не менялась. Если учитывать, что за отдельные фото не платят, то это будет для тех кто покупает больше заявленного даже дешевле. Как ясно, это далеко не предел моих мечтаний и все еще в большинстве работа по такому прайсу в моих реалиях это в "удовольствие", но на большее пока рассчитывать не приходится: моему текущему уровню на рынке соответствуют примерно такие цены.

Вместе с тем, что я чувствую довольно уверенно себя в том что делаю, каждый раз я бешено волнуюсь перед съемкой. К счастью, как только фотосессия начинается, это проходит.

Мои вкусы претерпели очередные изменения. Меньше мимими.

Ставлю себе в годовой аттестат "стало лучше" по нескольким дисциплинам и имею план развития на следующий год: хочу работать с групповыми портретами нескольких поколений (уметь выстраивать групповую композицию со взаимодействием и делать коллажи на особые случаи). Запланирована акция как раз для съемки нескольких поколений: каждое 2+ поколение будет давать дополнительную скидку (мою маму это бы здорово замотивировало:)

Год был хорошим: много красивых съемок, интересных мест, вдохновляющих идей. И ДЕТИ: много! Таких разных, таких классных!
Все не выложить, но еще чуть из непоказанного в направлении того куда хочется:



Работа фотографом очень интересна в плане общения с особым кругом людей (я сейчас в большей степени не про клиентов, но и про них тоже). Это мир с очень нечеткими правилами, задачами, оченками.

За этот год я узнала многих потрясающих фотографов, с кем-то познакомилась лично. Продолжает удивлять, что человек способен такое делать: видеть необычное, проникать в эмоцию, составлять такую картинку, в которой можно утонуть, и глядя на которую возникают глубокие чувства. Когда у меня получается что-то сверх обычного это большой источник сил. Подпитывают удовлетворенные клиенты, письменные отзывы, положительные эмоции во время фотосессий.
И главное: в фотографии нет границ, и, чем больше в нее погружаешься, тем сильнее ощущение, что ты не знаешь о ней ничего...

фотограф в Голландии, дневник фотографа, Я - фотограф, фотограф в Амстердаме, фото

Previous post Next post
Up