Почему история не наука, а историки не ученые

May 29, 2019 10:20





Доказать  тезис о том, что история - это наука, историки (отрабатывая полученные  от заказчиков деньги) пытаются с момента возникновения этой дисциплины.  Определяя эту область как особый вид систематизированного и  обоснованного знания, они претендуют на то, что, в отличие от других  видов представлений о прошлом, история является истинным и,  следовательно, научным знанием. Еще Фукидид утверждал что только он  рассказывает все как было, а все остальные сочиняют сказки. Однако если к  знанию о том что есть применимы критерии истины, то к рассказу о  прошлом (т.е. о том чего уже нет) - такие критерии неприменимы. Объектом  науки является объективная реальность, а предметом - всеобщие  причинно-следственные связи, которые выступают в качестве необходимых и  достаточных условий бытия. Эти связи наука формулирует в виде законов.  Законы науки позволяют объяснить все попадающие под их действие  единичные явления. В истории все явления уникальны и, поэтому, не могут  быть объяснены на основании общих законов.

Историки не  могут объяснить причины фактов прошлого, поскольку они не познаются  эмпирически, а только в процессе логического вывода, и следовательно,  единственные законы, которым они подчиняются, - законы мышления.



Поэтому ученый, в  отличие от историка, может определить необходимые условия для того,  чтобы произошел какой-либо процесс (к примеру, переход вещества в новое  агрегатное состояние). Историк не может установить, какие условия будут  необходимы и достаточны для того чтобы, скажем, началась война. Он может  лишь изложить факты, которые позволяют понять, почему данная конкретная  война началась.

Основное  различие между наукой и историей заключается в объекте. Историк изучает  не мир физических объектов, независимый от сознания, а мир семантической  реальности, созданный разумом. Если науки изучают объект, который  непосредственно наблюдают, то историк имеет дело со свидетельствами  других людей, но при этом у него нет возможности проверить их  достоверность. Все что он может это сравнить одно свидетельство с  другим.

В отличие от  изменчивого и бесконечного мира объективной реальности реальность  семантическая неизменна и конечна. Если физическую реальность можно  познать через наблюдение и эксперимент, то семантическая реальность  умозрительна, и она оперирует не объектами, а понятиями.

Научное знание - это знание, которое, во-первых, является логически и эмпирически доказанным.

Во-вторых, это  знание - непротиворечивое, ценностно нейтральное и интерсубьективное -  то есть независимое от позиции познающего субъекта и, поэтому,  одинаковое для всех объективно и рационально интерпретирующее  действительность субъектов познания.

В-третьих, это  знание - объясняющее. А для того, чтобы что-то объяснить, его надо  понять. Понимание означает, что знание можно проверить, воспроизведя его  эмпирически, и применить на практике. Только отвечающее таким критериям  объяснение, можно называть научным. Объяснения, которые не проверяются  эмпирически, являются спекулятивными. Именно поэтому  научное знание апостериорно, а априорное знание, которое не может быть  соотнесено с независимым от сознания объектом, не может быть научным.

Что же такое  «историческая наука»?

Полная версия на ДЗЕН: 

наука, история не наука, история

Previous post Next post
Up