Вентиля и задвижки - два основных элемента, чаще всего используемых на
промышленных трубопроводах. Без них сложно себе представить любую систему снабжения более-менее крупных размеров. Задача такого оборудования проста - дать человеку возможность контроля над движением и состоянием транспортируемой жидкости внутри труб.
Многие люди несознательно путают вентиля и задвижки. Одни говорят, что между ними нет разницы, другие же наоборот, приписывают каждому инструменту несуществующие свойства. Правда, как всегда, находится посередине.
Вентиля и задвижки действительно отличаются друг от друга, но есть у них и сходства. В данной статье
мастер сантехник рассмотрит их конструктивные различия.
Особенности и назначение
Вентиль или
задвижка - это запорные элементы трубопроводной системы. По стандарту называются
запорной арматурой.
С запорной арматурой вы наверняка уже сталкивались. К примеру, на любой бытовой системе водоснабжения наверняка стоят краны, позволяющие ограничить поток жидкости в том или ином направлении. Полное перекрытие крана в считаные секунды блокирует движение носителя, отрезая конкретный участок ветки. В итоге одним движением руки вы получаете возможность изолировать часть трубопровода, а затем выполнять над ней какие-то операции.
В бытовых условиях чаще всего используют клапана. Стандартный клапан размещают на трубы диаметром до 100 мм.
Вентили и задвижки - это тоже запорная арматура, только более крупного образца. Их допустимо монтировать на трубы, диаметр которых только начинается от 100 мм (хотя есть и исключения).
Преимущественно подразумевается монтаж на магистральные ветки систем
водоснабжения,
отопления,
газопроводы, маслопроводы, нефтепроводы и т.д.
Что интересно, конструкция вентиля или задвижки спроектирована так, чтобы каждый элемент смог выдержать огромное давление в условиях постоянного движения носителя. Из-за этого конструкция получается дороже, но куда эффективнее обычной клапанной арматуры.
Тип подсоединения
Мы уже отметили что, вентиль, как и задвижка, обладают схожей структурой и применяются для схожих задач. Чтобы сравнить их друг с другом, а также иметь в голове полноценную картину, чем же вентиль отличается от задвижки, нужно разобрать принцип действия каждого образца. Понять, как он работает, и из чего состоит.
Но перед этим обратим внимание на способы их подсоединения к трубопроводу. Они у них общие.
Элементы такого типа могут быть:
Имеется в виду тип подсоединения к трубопроводу. Здесь различий практически нет. Что вентиль, что задвижка выполнены во всех вариациях.
Фланцевый тип подсоединения подразумевает монтаж на фланцы. Своего рода соединительные кольца, наваренные на края, как запорной арматуры, так и трубопровода. Это хороший вариант, когда нужна надежность в комбинации с практичностью.
Фланцы наваривают на выходы, затем уплотняют резиновыми кольцами. Соединение происходит за счет стягивания болтами ответных фланцев на трубе и задвижке. Количество болтов, их размер, диаметр фланца и множество других параметров зависит от условий в каждом конкретном случае.
Фланцы удобнее всего применять в промышленности, но и в бытовых условиях, а также в гражданском строительстве от них есть толк.
Про
сварные соединения, думается, вы уже и так знаете достаточно. Сварная запорная арматура не пользуется такой же популярностью, как фланцевая или муфтовая, но она тоже довольно широко представлена на рынке, а значит, не упомянуть ее было бы решением ошибочным.
Сварные фитинги монтируют на трубопроводы с помощью приваривания газовой или
электрической сваркой. Плюсы подобных соединений в их прочности. Минусы - в отсутствии возможности снять запорную арматуру. А такая необходимость может появиться в любой момент. Запорная арматура не вечна. В ней постоянно происходят динамические процессы. Изнашиваются
уплотнители, расшатывается клин, стачиваются детали. Рано или поздно задвижка выйдет из строя. И вот что делать тогда, вопрос открытый.
Муфтовые образцы монтируют преимущественно на
резьбовые соединения.
Это промежуточный вариант между сваркой и фланцами. С ним нужно больше возиться, зато можно обойтись вообще без
сварочного аппарата. Задействуются в большей степени на средних размеров гражданских системах.
Конструкция и принцип работы вентиля
Вентиль - запорная арматура регулирующего типа. Это крупный элемент трубопровода, немного утолщенный и с большим регулирующим кольцом, которое собственно вентилем и называют. Задача вентиля заключается в перекрытии и регулировании потока жидкости внутри трубы.
Этим он
отличается от задвижки. Дело в том, что фиксируемая деталь может находиться сразу в нескольких положениях.
Если закрутить его на несколько оборотов, то поток блокируется только частично. Запорный элемент искусственно уменьшит диаметр проходного отверстия внутри, что скажется на количестве доставляемой жидкости.
Полное закрытие вентиля блокирует всю систему, точно так же, как это делает
задвижка. Эта возможность выбирать положение для запорного элемента внутри вентиля - и есть основное его преимущество.
Очень часто в промышленных трубопроводах возникае необходимость не просто полностью перекрыть поток жидкости, а только умерить его до определенных значений. Сделать это проще всего именно через монтаж вентилей в потенциально подходящих местах. Более удобного и простого способа человечество еще не придумало.
Разбор внутренностей вентеля
Состоит
вентиль из нескольких основных деталей.
Корпус преимущественно литой, а не разборный. Но бывают разные модели, каждая конкретная схема претерпевает некоторые изменения, в соответствии с ожиданиями и желаниями производителя.
Внутри корпуса есть отверстие для прохода жидкости. Отверстие это может быть как полноразмерным, так и уменьшенным.
Статья на сайте полностью не поместилась, продолжить чтение вы сможете по
ссылке:
http://santekhnik-moskva.blogspot.com/2018/03/uchimsya-razlichat-ventili-i-zadvizhki.html