Как убивали маршала Блюхера

Nov 09, 2023 21:06



85 лет назад, 9 ноября 1938 года чекистами в тюрьме был убит Василий Константинович Блюхер - советский военный, государственный и партийный деятель, маршал Советского Союза, первый кавалер ордена Красного Знамени и ордена Красной Звезды. Военный министр Дальневосточной республики (ДВР) и третий главнокомандующий Народно-революционной армии ДВР. Командующий Особой Дальневосточной армией. И как же такого заслуженного-презаслуженного красного командира убили?



Блюхер был героем гражданской войны, одним из первых советских орденоносцев. А кроме того, был участником репрессий в РККА: 11 июня 1937 года он в числе прочих военачальников, включённых в состав суда, вынес смертный приговор по делу Тухачевского в составе Специального судебного присутствия Верховного Суда СССР. Но всё это не спасло маршала.

В начале 1938 года Блюхер поставил перед Сталиным вопрос о доверии к себе. Сталин заверил Блюхера, что полностью доверяет ему.
22 февраля 1938 года «в связи с XX годовщиной Рабоче-крестьянской Красной армии и Военно-морского флота, за выдающиеся успехи и достижения в боевой, политической и технической подготовке частей и подразделений Рабоче-крестьянской Красной армии» Блюхер был награждён вторым орденом Ленина.
Ожидая нового назначения, проживая при этом в Москве с семьёй в гостинице, Блюхер поставил в Наркомате обороны вопрос о предоставлении постоянной жилой площади. 24 сентября 1938 года семье Блюхера была выделена квартира в Доме правительства.
Бдительность маршала усыпили. Видимо, он поверил Сталину и расслабился.
28 сентября 1938 года Блюхер с семьёй выехал на отдых и лечение в Сочи в пансионат «Бочаров Ручей». Проживал на даче Ворошилова.
И вот тут за ним пришли...



Утром 22 октября 1938 года Блюхер был арестован на даче Ворошилова (ордер на арест № 1901 от 19 октября 1938 года подписан наркомом внутренних дел СССР Ежовым), там же была арестована его жена Глафира Лукинична и отдыхавший с ними брат Блюхера Павел. Арестованных разместили в разных купе служебного вагона маршала для доставки в Москву.
24 октября в 17 часов 10 минут с Курского вокзала привезли на Лубянку во внутреннюю тюрьму НКВД СССР. Блюхера поместили в камеру № 93 и присвоили ему тюремный номер «11».

За восемнадцать дней пребывания Блюхера во внутренней тюрьме НКВД, со дня ареста и до кончины, его допрашивали 21 раз (с 26 октября 1938 года допросы проводились и в Лефортовской тюрьме). Семь допросов арестованного № 11 провёл лично первый заместитель наркома внутренних дел Лаврентий Берия, одиннадцать - начальник отделения ОО ГУГБ НКВД СССР старший лейтенант госбезопасности Иванов, три - оперуполномоченные ОО ГУГБ НКВД И. И. Головлёв и Д. В. Кащеев.

Из свидетельств одной из узниц тюрьмы НКВД С. А. Ариной-Русаковской:
«Со мною вместе в камере находилась арестованная Кольчугина-Блюхер [вторая жена Блюхера]… Я узнала об очной ставке её с маршалом Блюхером. Кольчугина-Блюхер сказала, что Блюхер был до неузнаваемости избит и находился почти в невменяемом состоянии. Он наговаривал на себя чудовищные вещи. Блюхер был в растерзанном виде; он выглядел так, как будто побывал под танком…»

В итоге Блюхер подписал всё, что от него хотели. В подписанных Блюхером показаниях, датируемых 6-9 ноября 1938 года, содержится признание в участии в «антисоветской организации правых» и «военном заговоре», а также в саботаже в военной сфере, пьянстве на рабочем месте и моральном разложении.

Против Блюхера свидетельствовали родные и сослуживцы.

Из протокола допроса впоследствии расстрелянной первой жены Блюхера - Галины Покровской:
«Во время нашей супружеской жизни я видела, что хотя Блюхер был коммунистом, но коммунистических взглядов он не разделял… Он часто хвалил Троцкого… Он резко отрицательно говорил о военном командовании в Москве».

Из протокола допроса впоследствии осуждённого брата Блюхера - капитана РККА Павла Константиновича Блюхера:
«Прошу разрешить начать показания об антисоветской деятельности моего брата… Блюхер В. К. состоит в заговоре «правых» с 1930 года».

Из протокола допроса впоследствии расстрелянного маршала Александра Егорова:
«Впервые я узнал о Блюхере как участнике военного заговора в начале 1935 года от Гамарника…»

По некоторым сведениям, Блюзера избивали так, что на допросе выбили ему глаз. Судя по всему, Блюхера просто забили до смерти. Переусердствовали.  Его же должны были вывести на процесс, чтобы расстрелять. Но по официальным документам смерть Блюхера оформлена как от естественных причин.

9 ноября 1938 года в 22 часа 45 минут в амбулаторию внутренней тюрьмы НКВД СССР на Лубянской площади города Москвы доставили арестованного без пульса и с прерывистым дыханием. Дежурный врач внутренней тюрьмы Е. Шакина ему ввела кофеин и камфорное масло.
В 22 часа 50 минут Василий Константинович Блюхер скоропостижно скончался.

Спустя два часа Меркулов приказал отправить труп Блюхера в морг Бутырской тюрьмы для судебно-медицинского вскрытия. По заключению судмедэкспертизы (вскрытие трупа производил эксперт Семёновский и военный врач 2-го ранга А.Л. Смолтуев в присутствии начальника внутренней тюрьмы НКВД старшего лейтенанта ГУГБ Л. Г. Миронова и следователей старшего лейтенанта ГУГБ Иванова и младшего лейтенанта ГУГБ И. И. Головлёва), смерть маршала наступила от закупорки лёгочной артерии тромбом, образовавшимся в венах таза.
Рано утром 10 ноября 1938 года труп Блюхера был перевезён в крематорий и предан кремации.

11 ноября 1938 года дело по обвинению Блюхера было прекращено за смертью обвиняемого.

10 марта 1939 года уже задним числом лишён звания маршала и приговорён к смертной казни за «шпионаж в пользу Японии» (в Дайрене Блюхер якобы занимался шпионской деятельностью в пользу Японии), «участие в антисоветской организации правых и в военном заговоре».

В сентябре 1955 года в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС обратился с заявлением М. И. Губельман, бывший член Военного Совета ДВР (в 1921 году), который возглавлял В. К. Блюхер. Он просил КПК разобраться в деле Блюхера, считая, что легендарный маршал был необоснованно репрессирован. Такое же заявление подал Генеральному прокурору СССР заместитель министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР генерал армии А. В. Хрулёв.

Рассмотрев материалы дополнительной проверки и архивно-следственного дела на Блюхера, руководствуясь ст. 221 УПК РСФСР, полковник юстиции Я. П. Терехов 9 марта 1956 года постановил: «Решение НКВД СССР от 11 ноября 1938 года о прекращении дела по обвинению Блюхера Василия Константиновича за смертью обвиняемого отменить. Дело по обвинению В. К. Блюхера прекратить по ст. 4 п. 5 УПК РСФСР, то есть за отсутствием в его действиях состава преступления».

Тогда же реабилитированы и оставшиеся в живых члены его семьи.

Чекисты не щадили никого, в том числе и преданных советской власти коммунистов. Такова была логика террора: выявить побольше врагов народа, чтобы выслужиться. Те, кто мечтают вернуть СССР, почему-то уверены, что будут сами пытать и расстреливать. Но история показывает, что маховик террора оборачивается и против самих палачей. И пепел их в крематории смешивался с прахом их жертв.

репрессии, антисоветское, история

Previous post Next post
Up