Пострадавшие за Христа 4 ноября (24 октября ст.ст.)

Nov 04, 2023 19:33

4 ноября (24 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь поминает пострадавших за Христа мучеников, среди которых и уроженцы рязанского края: преподобномученик Мина Рязанский (архимандрит Шелаев) и священномученик Александр Рязанский (протоиерей Александр Андреев).



Священномученик Александр Рязанский
(Александр Александрович Андреев, †4.11.1937)



Священномученик Александр родился 24 февраля 1901 года в г. Москве в благочестивой семье приказчика пивоваренного завода. Его родители Александр и Елена смогли воспитать своих двух сыновей не только глубоко верующими, но и достойными служителями Православной Церкви в самые тяжелые годы гонений 30-х годов XX века. Оба брата служили в свое время в Рязанской епархии: Александр стал протоиереем и настоятелем Скорбященской церкви г. Рязани, а Борис был старшим иподиаконом священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого. Оба брата за верность Православной церкви подверглись репрессиям и достойно приняли мученические венцы, будучи расстреляны в тюремном заключении.

В начале жизненного пути ни сам Александр, ни его родители, видимо, и не помышляли о его будущем церковном служении. С самого детства он очень любил церковную молитву и часто посещал, когда с родителями, а когда и самостоятельно, разные храмы и монастыри Москвы. Закончив школу, Александр по настоянию родителей поступил в Московское мещанское училище и успешно его закончил по специальности «бухгалтер». В то же время он понимал, что это не его призвание, так как душа рвалась к церковному послушанию. Смутные события того времени прервали устремления благочестивого юноши, так как он был призван в ряды Красной Армии. С 1918 по 1919 годы он служил писарем в 684 сводном эвакуационном госпитале. В 1919 году, по окончании воинской службы, он был определен послушником Московского Вознесенского монастыря, где обычно по приезде Москву останавливался архиепископ Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский).Владыка приметил ревностного послушника и предложил ему быть иподиаконом, а затем и вовсе забрал его к себе в епархию. Своим духовным образованием Александр обязан Владыке Тихону, который постарался вложить в него глубокие богословские и церковно-канонические знания, а также смиренную любовь к церквному послушанию.

В 1921 году в г. Уральске архиепископ Тихон (Оболенский) рукоположил иподиакона Александра Андреева во диакона, а затем во священника. Причем о. Александр пожелал сочетать священство с обетом безбрачия. В 1922 году с архиепископом Тихоном он возвратился в Москву и был определен на сященническое место к Воскресенской церкви в Кадашах, где в течение двух лет служил вторым священником. В 1924 году Указом Святейшего Патриарха Тихона о.Александр был назначен настоятелем Софийской церкви на Софийской набережной в Москве. Здесь он смог раскрыть многие свои дарования, прежде всего труженика и практического организатора жизни православной общины. Отец Александр основал при храме сестричество, в которое входило около тридцати женщин, не посвященных в монашество, но глубоко верующих.

Целью создания сестричества была помощь бедным и нищим, а также работы по храму для поддержания его убранства и церковного благолепия. 23 июня 1924 года в левой стороне колокольни начали устраивать помещения: сверху комната была занята спальней, внизу - отводилась под столовую. С этого времени пятнадцать сестер постоянно жили при храме. По воскресным и праздничным дням в столовой храма на средства прихожан и сестричества устраивались обеды для бедных, нищих и сирот, на которые собиралось от сорока до восьмидесяти нуждающихся. Перед обедами о. Александр обязательно служил молебен, а по окончании, как правило, говорил проповедь, призывая к истинно христианскому образу жизни. Сестры никогда не собирали денежных пожертвований на обеды, так как прихожане, видя высокую благородную цель их деятельности, сами приносили пожертвования. Руководил сестричеством настоятель храма.

При Софийском храме отец Александр также устроил хорошую библиотеку, в фондах которой было много книг из Оптиной пустыни, приобретенных у одного торговца. Таким образом, о. Александр спас много духовной литературы от уничтожения, так как торговец, будучи иноверцем, использовал листы этих книг на обертки для товара.

Также о. Александр заботился о внутреннем убранстве и благолепии храма, для чего начал в нем ремонтно-реставрационные работы. Увеличив высоту амвона, он привез из закрытого к тому времени Симонова монастыря позолоченный иконостас, что очень преобразило главный алтарь. Реставратором В. Барановым и художником В. Комаровским были восстановлены настенные фрески, а также написаны новые сюжеты. Во многих местах перед росписью была заменена штукатурка. Сам о.Александр работал целыми днями на ремонте храма, и, как свидетельствуют очевидцы, часто даже спал на лесах. Многое удалось сделать, но не все, что было задумано. В будущем планировалось продолжение этих работ. Богослужения в храме во время ремонтно-реставрационные работ не прерывались.

В феврале 1925 года, незадолго до кончины, в храме Софии, Премудрости Божией, отслужил Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. 25 марта 1929 года о. Александр был арестован и привлечен к ответственности по ст. 58 п, 10 за то, что, «являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества». Кроме того, он обвинялся в том, что «молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания». Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования «для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов».

Весьма примечательно, что ни сам о. Александр, ни свидетели по данному делу не допрашивались, но, тем не менее, постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 10 мая 1929 года священник Александр Андреев был приговорен к трем годам высылки в Казахстан. С 1929 по 1932 годы он находился как высыльный поселенец в г. Каркаралинске Семипалатинской области.

Так как по окончании ссылки о. Александр был лишен права проживания в Москве и некоторых других крупных городах, то он прибыл в Рязань, где в то время правящим архиереем был священномученик Иувеналий (Масловский) архиепископ Рязанский и Шацкий. Владыка Иувеналий, сам к тому времени прошедший тюрьма и Соловецкое заключение, милостиво встречал священство, возвращавшееся из ссылок, и старался предоставить ему возможность служения на приходах епархии. За время пребывания на Рязанской кафедре он смог принять и определить на приходы около тридцати бывших осужденных священников, в том числе и о. Александра Андреева. Сначала о. Александр был назначен вторым священником к Скорбящснской кладбищенской церкви, но в последствии, будучи возведен в сан протоиерея, стал ее настоятелем.

В 1933 году, узнав о месте пребывания старшего брата после ссылки, из Москвы в Рязань приехал младший брат о. Александра - Борис. В детстве он прислуживал у епископа Коломенского Сергия (Воскресенского). Владыка Иувеналий после того, как о. Александр представил ему Бориса, предложил последнему быть при нем иподиаконом. Так же, как и в Москве, служение о. Александра в Рязани отличалось усердием, верностью и непоколебимой преданностью Патриаршей Церкви, возглавляемой Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), а также активным участием в жизни епархии. Он был в числе ближайших сотрудников и сподвижников Владыки Иувеналия. Несколько раз он посылался в Москву по епархиальным делам и для получения мира. Отец Александр был лично знаком Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому), будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Несколько раз он был у Владыки Сергия на приеме по поручению Управляющего Рязанской епархией и, какой сам говорил, «по вопросам службы».

Отец Александр был духовно близок и викарию Рязанской епархии, епископу Скопинскому Игнатию (Садковскому). Когда Владыка Игнатий приезжал в Рязань к Управляющему епархией Владыке Иувеналию, он, как правило, останавливался у о. Александра, который занимал две небольшие комнатки в сторожке Скорбященской церкви. Последний раз Владыка Игнатий посетил о. Александра осенью 1935 года незадолго до последнего ареста.

Исполняя обязанности настоятеля Скорбященской церкви, он прикладывал много усилий для поддержания должной церковной дисциплины и благочестия в храме Божием. В то время это не просто было сделать, так как Церковь была гонима и презираема. Небрежение государства к Церкви сильно влияло на уровень благочестия прихожан и церковного причта. В начале 1936 года в Рязани было возбуждено следственное дело, по которому подверглись аресту двадцать семь человек священно-церковнослужителей и активных верующих. В обвинительном заключении от 13 мая 1936 года записано следующее:
«Рязанскому Райотделу УНКВД МО стало известно, что руководитель Рязанской епархией Масловский Евгений Александрович, он же монах Иувеналий, пользуясь властью и религиозным влиянием на духовенство и актив церковников, подчиненных ему, стал проводить контрреволюционную работу, группируя вокруг себя к-р настроенное духовенство, монашество и актив церковников».

По этому делу подверглись аресту священномученик Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий; архимандрит Мина (Шелаев), иеромонах Петр (Чернышев), протоиерей Андрей Куницын, протоиерей Александр Андреев, иеромонах Серафим (Крупнов), протоиерей Ксенофонт Синеутский, священник Николай Поливанов, священник Леонид Викторов, иеромонах Феодорит (Юрин), протоиерей Александр Виноградов, священник Сергий Виноградов, священник Леонид Садовский, священник Петр Сурин и другие. Отец Александр Андреев был арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме г. Москвы. Во время следствия, на допросах, вел себя уверенно и спокойно. Никого не оговорил. Категорически отверг все обвинения, выдвинутые против него следствием.

Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года протоиерей Александр Александрович Андреев «за участие в контрреволюционной группе» был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.

Для отбывания наказания он был направлен в Сусловское отделение исправительно-трудовых лагерей Западно-Сибирского края. Здесь же, в заключении, вместе с о Александром был осужденный с ним архимандрит Мина (Шелаев), а также многие другие иерархи и духовенство Русской Православной Церкви.

В сентябре 1937 года в Сусловском отделении Сиблага было возбуждено Следственное дело о существовании в лагере «контрреволюционной группы» под руководством заключенного здесь архиепископа Угличского Серафима (Самойловича).
В вину этой группе вменялось саботирование работ, контрреволюционная и религиозная пропаганда. Постановлением «тройки» УНКВД Новосибирской области священномученик Александр Андреев был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 22 октября (4 ноября) 1937 года.



Деяниями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в г. Москве 13-16 августа 2000 года, протоиерей Александр Андреев прославлен в лике священномучеников.
Память совершается 22 октября (4 ноября н. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Реабилитирован 26 декабря 1958 Президиумом Рязанского облсуда

Основание:
1. Архивно-следственное дело № 521648 учетно-архивного отдела
УФСБ РФ по Рязанской области.
2. Архивно-следственное дело № 9611 архива УФСБ РФ по Рязанской области.
3. Архивно-следственное дело № 29791 архива УФСБ по Кемеровской области.
4. «Православная энциклопедия». М., 2000 г., т. 1, стр. 475.
5. «За Христа пострадавшие». ПСТБИ. М., 1997 г., стр. 80.

Тропарь, глас 5
Днесь возсия нам священное торжество/ в прославлении священномученика Александра,/ принесшего себя в жертву Богови,/ темничное злострадание претерпев,/ в кротком исповедании веры Православныя/ пострадал еси даже до крове,/ вышнюю радость и славу наследовал еси/ сего ради почитаем тя усердно вопиюще:/ не забуди свою паству Рязанскую,/ помяни нас у Престола Всевышняго,/ да страну нашу Российскую Господь в мире сохранит/ и спасет души наша.



Преподобномученик Мина Рязанский
(Иван Власович Шелаев, †4.11.1937)



Преподобномученик Мина (в миру Иван Власович Шелаев) родился 15 сентября 1882 года в с. Пересветово Дмитровского уезда Московской губернии. Отец его был выходцем из крестьянской семьи, но имея незаурядные природные способности труженика и хорошего организатора, со временем перебрался в Москву, где организовал сначала артель, а затем и небольшую фабрику по производству бахромы.

К сожалению, семейная жизнь родителей Ивана не сложилась, и в 1885 году отец и мать его разошлись. Ивану тогда было всего три, а его старшей сестре 6 лет. Для того, чтобы поставить детей «на ноги», мать его устраивается в одну из богатых московских семей домашней прислугой. Она старается не только вырастить и воспитать детей, но и дать возможное их состоянию и положению образование. Тем более, что в Иване она видит прекрасные способности к учебе. 23 марта 1896 года, в четырнадцатилетнем возрасте, он успешно заканчивает полный четырехгодичный курс обучения в Московском городском Петровско-Пятницком училище.

В период до 1906 года Ивану Власовичу приходилось служить и работать в разных местах и должностях. Так, с 1902 по 1906 год он работал меднолитейщиком на одном из заводов Москвы. В этот период он не только работает, но и усиленно занимается самообразованием. Благодаря глубоко верующей и смиренной матери, он был воспитан в истинной любви к Богу и Церкви, что и определило главное направление его устремлений к познанию. Он самостоятельно изучает Священное Писание, Святоотеческое наследие, Православно-догматическое богословие, а также труды по Истории Церкви. С этого времени у него появляется личная библиотека, которую он с любовью пополняет, считая ее своим главным богатством.

Исполненный любви к Божественному учению Спасителя, обогатившийся твердыми познаниями Православного вероучения, Иван Власович видит свое призвание в учительстве и проповедничестве спасительных заповедей Православной веры. Он успешно экстерном выдержал экзамены в Духовное училище при Московском Заиконоспасском монастыре и 11 ноября 1906 года получил свидетельство № 282 на звание учителя церковно - приходской школы. Здесь же, при монастыре, с 1906 по 1910 год он был определен и на должность учителя в монастырскую школу.

Будучи твердым сторонником возможности уврачевания старообрядческого раскола Русской Православной Церкви через единоверие, Иван Власович решает посвятить себя этой благородной цели, для чего с 23 августа 1910 года по 1913 год определяется на должность учителя церковно-приходской школы при Московском Никольском единоверческом монастыре. Здесь-то и проявляется его незаурядные миссионерские способности. В течение этих трех лет он не только учительствует, но в каникулярное время проводит публичные беседы со старообрядцами, которые имеют неизменный успех, благодаря его твердому глубокому знанию Православного вероучения.

Но все-таки главным фактором становления Ивана Власовича Шелаева как православного миссионера в среде старообрядцев явилась его духовная близость с настоятелем Никольского единоверческого монастыря игуменом Миной (Шустовым). Игумен Мина в свое время перешел в единоверие из раскола, и, много лет находясь в единоверческом монастыре, вел неустанную миссионерскую деятельность, оставив после себя ряд литературных трудов по этому направлению. Блаженная кончина игумена Мины (Шустова), последовавшая 20 апреля 1911 года, явилась для Ивана Власовича большой утратой. Со временем он не только станет достойным продолжателем его трудов, но в монашестве будет наречен тем же святым именем - Мина.

В течение 1914 года Иван Власович получает три назначения от викария Рязанской епархии, епископа Михайловского Амвросия (Смирнова). 19 августа 1914 года он определен исполняющим должность псаломщика к церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Знаменское Егорьевского уезда Рязанской губернии. В сентябре-ноябре того же года он назначается миссионером по I, а затем и по II Егорьевским Благочинническим округам. В то же время он является активным членом Егорьевского миссионерского Братства во имя Георгия Победоносца. 11 февраля 1915 года за миссионерскую деятельность среди старообрядцев Егорьевского уезда Ивану Власовичу Шелаеву выражено поощрение Его Преосвященства епископа Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского).

7 марта 1915 года он был перемещен на должность миссионера по г. Егорьевску, а 15 марта назначен еще и на штатную псаломщическую должность к Егорьевскому Успенскому собору с посвящением в стихарь.
Согласно поданному прошению, Указом Рязанского Преосвященного от 5 апреля 1915 года, Иван Власович был определен в число указных послушников Рязанского Спасского монастыря с увольнением от должности псаломщикам облечением в рясофор.
12 апреля 1915 года, в день памяти преподобномученика Мины Палестинского, убиенного стрелами от сарацин в VII веке, он был пострижен в монашество с именем Мина.
15 апреля 1915 года монах Мина (Шелаев) был рукоположен во иеродиакона, а 26 апреля того же года назначен Рязанским уездным миссионером с совмещением всех ранее ему определенных миссионерских должностей.
20 сентября 1915 года в Рязанском Спасском монастыре он был рукоположен во иеромонаха.
10 июня 1916 года «за усердие и ревность в миссионерском деле» преподано ему архипастырское благословение Преосвященного Димитрия (Сперовского), епископа Рязанского и Зарайского. Теперь проповедническая и миссионерская деятельность иеромонаха Мины распространяется не только на Егорьевский уезд и граничащий с ним Клепиковский, но и на Рязанский уезд, а так же и г. Рязань.

Главный результат своей благородной миссии он видит в примирении старообрядцев с официальной Православной Церковью, и, судя по оценке результатов трудов Рязанскими архипастырями, он это делает в основном успешно.

1 января 1917 года иеромонах Мина (Шелаев) назначается Епархиальным миссионером, а 23 января награждается набедренником. Усердие и миссионерский дар его высоко ценили не только епархиальное руководство, но и многие знавшие его служители церковные, а также простые верующие христиане. 23 марта 1917 года за проповеднические труды ему была выражена благодарность егорьевских граждан.

Грозные и смутные события 1917 года нисколько не отразились на характере деятельности Епархиального миссионера. Он с тем же усердием продолжает свое церковное послушание.

19 сентября 1919 года к архиепископу Рязанскому и Зарайскому Иоанну обратилась настоятельница Александро-Мариинского монастыря Егорьевского уезда игумения Анатолия с просьбой от имени монастырского Совета и коллектива сестер назначить иеромонаха Мину на священническое место в обители вместо уходящего на покой престарелого протоиерея Иоанна Скворцова. Иеромонах Мина поэтому поводу также обратился к Владыке с прошением, в котором говорится: «В Целях миссионерских мне желалось бы чаще бывать и пожить в Спасо-Клепиковском районе, а потому и покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство назначить меня исправляющим обязанности второго священника в Александро-Мариинском монастыре, откуда по исправлении своего очередного служения я буду приезжать для исправления миссионерских обязанностей в г. Рязань». На прошения игумении Анатолии и иеромонаха Мины Управляющим Рязанской епархией была наложена положительная резолюция № 2439 от 8 октября 1919 года. Так служение Мины продолжалось до 1921 года когда монастырь был закрыт, а должность Епархиального миссионера сокращена.

После этого он окончательно поселяется в Рязани, к сторожке Николо - Ямской церкви, и уже в сане игумена, а затем и архимандрита время от времени служит как священник на приходах сел Дягилево, Березники и Никуличи. Последним местом непродолжительного приходского служения архимандрита Мины была Тихвинская церковь села Никуличи, закрытая в 1935 году.

Не оставляет о. Мина и миссионерское послушание. В декабре 1935 года к нему приехали старообрядцы-беглопоповцы из с. Каверино Спасо-Клепиковского района для того, чтобы пригласить его на должность священника в их церковь. Архимандрит Мина дал им ответ, что это возможно лишь в том случае, если старообрядцы объединятся с официальной Патриаршей Православной Церковью на основе единоверия. Представители беглопоповцев после беседы отбыли для решения этого вопроса со всей общиной. Отец Мина в тот же день доложил о предложении старообрядцев Управляющему Рязанской епархией архиепископу Иувеналию (Масловскому), чему Владыка очень обрадовался и благословил начинание по воссоединению старообрядцев с Православием. Святый Владыка сказал: «Объединение всех течений старообрядцев и Православия очень желательно в настоящее время для всей Православной Церкви, которая искусственно сейчас разделена на разные течения с единственной целью уничтожения Церкви и Православия». Архимандрит Мина в этот раз свою миссионерскую обязанность по переговорам со старообрядцами не довел до конца лишь потому, что вскоре был арестован.

Лишившись возможности приходского служения, о. Мина под видом нищенства продолжал миссионерско-проповедническую деятельность, но уже не только среди старообрядцев, но и среди крестьян и колхозников сел Дягилево, Никуличи, Хамбушево и Голенчино. Теперь в своих проповедях он призывал православный народ не забывать Бога и Церковь, почитать церковные праздники, несмотря на гонения. Так как средств к существованию у него в тот момент не было, ему тайно помогали верующие этих пригородных сел. По благословению священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого, хождение по селам, как правило, сопровождалось совершением церковных треб в домах верующих, тем самым продолжала теплиться сокровенная жизнь Церкви.

Архимандрит Мина, кроме того, имел благодать исцелять болящих, поэтому к нему обращались страждущие. Этот данный ему Богом дар впоследствии стал одной из статей обвинений. Он до самого момента ареста, живя в стесненных условиях церковной сторожки, сохранил главное свое богатство - обширную духовную библиотеку, сокровищами которой щедро делился с верующими.

5 января 1936 года, в числе 27 священно-церковнослужителей, архимандрит Мина был арестован по делу «о контрреволюционной деятельности Управлявшего Рязанской епархией Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого». Отцу Мине, в частности, вменялось в вину, что он «систематически посещал Масловского», «среди населения вел антисоветскую агитацию о гонении на Церковь», «имея большую библиотеку религиозного характера различным верующим давал для прочтения книги», а также «занимался исцелением от различных болезней». С 5 января по 6 апреля 1936 года он содержался в Рязанской тюрьме.

На допросах архимандрит Мина вел себя твердо и уверенно, никого не оговаривая. Свою же точку зрения он излагал без лукавства и двоедушия.

Протокол допроса от 9 января 1936 года:
«Не отрицаю того, что я был недоволен начавшимся в г. Рязани закрытием церквей и передачи части их обновленцам. Были случаи, что в беседах со знакомыми неоднократно выражал им свое недовольство этими действиями советской власти...»

Протокол допроса от 13 января 1936 года:
«Советскую власть я признаю, но как верующий отрицательно отношусь к мероприятиям советской власти по вопросу закрытия церквей, которые закрываются насильственным образом против желания верующих...»

Постановлением Особого Совещания при Народном Комиссаре Внутренних Дел СССР от 4 апреля 1936 года все 27 арестованных по этому делу были приговорены к разным срокам заключения. Архимандрит Мина был осужден на пять лет ИТЛ. 6 апреля того же года с первым отходящим этапом он в группе осужденных был направлен в г. Мариинск в распоряжение начальника распредотделения Сиблага НКВД. Вместе со священномучеником Александром Андреевым, бывшим настоятелем Скорбященской церкви г. Рязани, он был определен для отбывания срока наказания в Сусловское отделение ИТЛ Западно-Сибирского края.

Спустя полтора года, в сентябре 1937 года, в Сусловском отделении Сиблага было возбуждено следственное дело о существовании в лагере контрреволюционной группы под руководством заключенного здесь архиепископа Угличго Серафима (Самойловича). В вину этой группе вменялось саботирование работ, контрреволюционная и религиозная пропаганда. По данному делу были привлечены к ответственности 15 человек. 12 из которых постановлением «тройки» УНКВД Новосибирской области были приговорены к расстрелу. Среди них священномученик Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; преподобномученик Мина (Шелаев), священномученик Александр Андреев.
Приговор был приведен в исполнение 22 октября (4 ноября н.ст.) 1937 года.

Деяниями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 13-16 августа 2000 года в г. Москве, архимандрит Мина (Шелаев) прославлен как преподобномученик.

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Реабилитирован 26 декабря 1958 Президиумом Рязанского облсуда

Основание:
1. Государственный архив Рязанской области. Клировые ведомости за 1914г. Ф. 627, оп. 240, д. 58, св. 32, л. 271.
2. ГАРО Ф.10ЗЗ.оп. 1.отд. 2, л. 657а, св. 7. 1919 год.
3. ГАРО Ф. 10ЗЗ.оп. I. отд. 1, д. 452, св. 4. 4.02.1919 г.
4. «Миссионерский сборник». Издание Рязанскою Епархиального Миссионерского Совета. Июль-август 1911 г. № 7-8. стр. 581.
5. Архив УФСБ по Рязанской области. Архивно-следственное дело№ 92 11.
6. Архив УФСБ по Рязанской области. Архивно-следственное дело № 9611 (№ 14141).
7. Архив УФСБ по Кемеровской области. Архивно-слелственное дело № 29791.
8. Личные воспоминания священноархимандрита Авеля (Македонова).

Тропарь, глас 5
Божественным духом просвещен,/усердно послужил еси Богови /постом и молитвою,/ терпением в годину гонений и смирением./ Подражая любимому своему архипастырю/ священномученику Иувеналию,/ душу свою уготовал еси в жертву Богу чистую./ Молися, преподобномучениче Мино,/ за паству рязанскую,/ за веру Православную, за Русь Святую,/ да сохранит Отечество наше в мире и благочестии/ и спасет души наша.

22 октября (24 октября ст.ст.)  отмечается память мучеников:

Петерсон Владимир Иванович
Белецкий Андрей Тимофеевич
Мерчук Павел Иванович
Бродский Иван Семенович
Бурчак-Абрамович Николай Михайлович
Галаневич Евгений Иванович
Никольский Федор Васильевич
Волский Владимир Иванович
Преподобномученик архимандрит Герман (Полянский)
Ананьев Петр Иванович
Никитин Иван Григорьевич
Священномученик протоиерей Николай Богословский
Преподобномученик иеромонах Григорий (Воробьев)
Священномученик священник Николай Ушаков
Попов Иван Семенович #1
Священномученик священник Владимир Соболев
Священномученик священник Василий Богоявленский
Преподобномученик архимандрит Мина (Шелаев)
Новиков Иван Алексеевич
Священномученик священник Александр Лебедев
Нестор (Анисимов Николай Александрович)
Истомин Петр Никанорович
Голубцов Иван Александрович
Трофим (Якобчук Тимофей Маркович)
Мелитон (Соловьев Михаил Дмитриевич)
Священномученик архиепископ Серафим (Самойлович)
Гончаров Петр Венедиктович
Фролов Андрей Гаврилович
Орловский Василий Александрович
Молчанов Павел Христофорович
Надежин Николай Степанович
Блиновских Иван Григорьевич
Грахов Николай Васильевич
Ажмяков Илья Терентьевич
Бобров Иван Сергеевич
Голубев (Кандеев) Никанор Гаврилович
Соколов Василий Иванович #1
Лебедев Павел Михайлович
Лилеев Рафаил Михайлович
Лилеев Сергей Николаевич
Махонин Макарий Лаврович
Варлаам (Батин /.../ Филиппович)
Немиров Николай Александрович
Петровский Дмитрий Павлович
Соколов Алексей Васильевич #2
Студитский (Студицкий, Студинский) Александр Аркадьевич
Урусовский Александр Павлович
Быстреевский Константин Алексеевич
Веселовский Сергей Александрович
Давидович Виктор Орестович
Свистунов Дмитрий Гаврилович
Молчанский Александр Дометьевич
Сидоренко Дорофей Владимирович
Священномученик протоиерей Александр Андреев
Корнилов Дмитрий
Шеметов Григорий
Дьяконов Сергей Алексеевич
Потапов Илья Моисеевич (Михайлович)
Колесников Сергей Григорьевич
Ларионов Михаил Павлович
Домрачев Николай Азарьевич (Азарович)


Упокой, Господи, души усопшихъ рабъ Твоихъ, за Тебя пострадавшихъ и сотвори имъ вечную память.

Православие, мученики

Previous post Next post
Up