Сергей Войцеховский - генерал двух армий

Oct 28, 2023 21:35



28 (16 по ст.ст.) октября 1883 г. в дворянской семье в белорусском Витебске родился Сергей Николаевич Войцеховский, ставший генералом в русской и чешской армиях. Арестован и замучен чекистами за то, что был настоящим офицером, человеком долга и чести.



Семья Войцеховских

Отец, впоследствии полковник, служил в 64 Казанском пехотном полку. Мать происходила из графского рода Елагиных. В потомственной семье профессиональных военных карьера сына была предрешена с момента его появления на свет. Пройдя курс реального училища в Великих Луках, юноша поступил в Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, которое окончил в 1904 г. с отличием, проявив недюжинные способности к математике и физике.

20 сентября 1904 г. С.Н.Войцеховский прибыл в 20 артиллерийскую бригаду 1 Кавказского корпуса в г.Ахалцихе. Вскоре, в июле 1905 г., начинающий офицер был переведен в 74 артиллерийскую бригаду в Маньчжурию. Однако принять участие в русско-японской войне не довелось, и путь подпоручика лежал на прежнее место службы, а затем в Белосток в 5 стрелково-артиллерийский дивизион.
Высокая оценка и поддержка начальства способствовали поступлению в Николаевскую академию Генерального штаба, которую штабс-капитан Войцеховский окончил в 1912 г. по первому разряду (то есть с золотой медалью), а за отличные успехи учении и по службе получил свою первую награду орден Св.Станислава 3 степ. Продолжив службу в Москве в 1 Гренадерской артиллерийской бригаде, молодой офицер окончил Московское авиационное училище и получил звание пилота.

Учеба не помешала в налаживании семейной жизни. Летом 1909 г. Сергей Николаевич женился на Маргарите Викторовне Темниковой, которая оставалась с ним долгие годы и была похоронена, как и отец, в Праге на Ольшанском кладбище.



В Первую мировую войну С.Н.Войцеховский сначала служил старшим адъютантом штаба 69 пехотной дивизии и, начиная с августа 1914 г., участвовал в сражениях в Галиции, Карпатах, на Северном фронте. В течение 1915 г. за отличия в боях с противником был награжден четырьмя орденами. 5 ноября 1915 г. Войцеховский был назначен в 20 армейский корпус. Но вскоре получил ранение и вынужден был отправиться на излечение. В строй он вернулся уже подполковником. 30 апреля 1917 г. Войцеховский был назначен начальником штаба 126 пехотной дивизии. Но к этому времени «армия уже неудержимо катилась в объятия анархии».
Одними из немногих частей в составе Российской армии, сохранявшими дисциплину и порядок, являлись чехословацкие полки. В них стремились перейти те русские офицеры, которые оставались верны присяге и хотели продолжать борьбу с врагом. Среди них находился Сергей Войцеховский. 7 августа он занял должность начальника штаба 1 Чехословацкой стрелковой дивизии, а с 24 декабря 1917 г. стал командиром 3 Чехословацкого стрелкового Яна Жижки из Троцнова полка.

В марте 1918 г. большевики подписали позорный и предательский мир с Германией. Чехословацкие войска были вынуждены начать движение через Пензу-Самару-Уфу в сторону Владивостока, чтобы оттуда переправиться во Францию для борьбы на Западном фронте. Путешествие предстояло длительное и трудное, и по мере движения взаимопонимание с советскими властями таяло на глазах. Как следствие, эшелоны нескольких полков были задержаны в районе Челябинска. Оставалось два варианта - либо пробиваться на восток силой, либо разоружиться и вступить в пробольшевистские интернационалистские части. Оба варианта вовлекали в Гражданскую войну. Выбор был сделан в пользу первого, так как чехи, кроме того искренне верили, что должны помочь, своему славянскому брату России обрести подлинную демократию и свободу с расчетом на то, что он поддержит процесс создания независимого Чехословацкого государства.

В период 25-27 мая 1918 г. красные части начали борьбу против чехословацких эшелонов, в ответ чехи захватили Челябинск и прилегающий к нему район. Как писал в дневнике Сергей Войцеховский, «жребий был брошен, и я должен был его поддержать во что бы то ни стало».
11 июня Войцеховский был произведен в чин полковника с пребыванием в должностях начальника штаба корпуса, командира 3 Чехословацкого стрелкового полка и командующего войсками Челябинской группы. 25 июля чехословацкие и белые русские части, возглавляемые полковником, вошли в оставленный большевиками Екатеринбург, где при непосредственном участии Войцеховского была создана военная и гражданская власть.
В августе-сентябре Екатеринбургская группа войск Войцеховского провела на Среднем Урале девять боевых операций на нескольких направлениях против значительно превосходивших сил противника. 4 октября был взят Нижний Тагил. Полковник неоднократно выезжал на линию фронта и лично руководил боевыми группами. Благодаря доскональному знанию фронтовой обстановки, он своевременно реагировал на быстро менявшуюся ситуацию. Это был настоящий офицер Генерального штаба с девизом «больше быть, чем казаться».
17 октября 1918 г. «за исключительные достижения в боях» его произвели в чин генерал-майора и назначили командующим Самарской группой войск.



С чехословацкими офицерами


Весной-летом 1919 г. вернувшийся на русскую службу С.Н.Войцеховский руководил операциями против войск Южной группы красных. В конце августа он был назначен командиром 2 Сибирской армии, а в сентябре награжден редкостным в российской армии орденом Св.Георгия 3 степени за то, что «1 сентября с.г. начал наступление совместно с другими войсками и несмотря на тяжелую ситуацию своего правого крыла исключительным способом выполнил задачу нанесения удара по правому крылу 27-й дивизии красных, а по исполнении задачи продолжал военные действия смелым ударом на север и разгромил противника, стоящего против нашей армии, чем дал ей возможность перейти в наступление, которое обеспечило полный успех операции».
В начале 1920 г. С.Н.Войцеховского произвели в генерал-лейтенанты. Однако усталость и недостаток сил вынудили армию адмирала А.В.Колчака вести отступление вдоль Транссибирской магистрали на восток.
Войцеховский успешно вывел свои войска из окружения под Красноярском 5-6 января 1920 года. 25 января, после смерти генерала Владимира Каппеля во время Великого Сибирского ледяного похода, сменил его на посту главнокомандующего Восточным фронтом (уже будучи при смерти, Каппель приказом от 21 января передал Войцеховскому командование).
Руководил наступлением белой армии на Иркутск с запада. 30 января нанёс тяжелое поражение войскам красных на станции Зима под Иркутском и 1 февраля взял предместье города Черемхово. Позднее вёл жестокие бои под Иркутском, причём его армия была ослаблена эпидемией тифа. Потребовал от красного командования передать белым Колчака и золотой запас, а также обеспечить белые войска продовольствием, фуражом, тёплой одеждой. Но, узнав о расстреле Колчака, понеся тяжёлые потери и имея огромные проблемы с боеприпасами и продовольствием, не стал штурмовать Иркутск: армия двумя походными колоннами обогнула город и по реке Ангаре поднялась к Байкалу, и 14 февраля в условиях начинавшегося ледохода войска переправились на восточный берег. Вывел остатки колчаковских войск в Забайкалье.



20 февраля генерал Григорий Семёнов назначил его командующим войсками Российской Восточной окраины. Но уже в апреле Войцеховский был отстранён Семёновым от командовани. Договориться с атаманом Г.М.Семеновым Войцеховский не смог, а участвовать в интригах не желал. 27 апреля он по собственному желанию ушел в отставку и присоединился к чехословацким войскам во Владивостоке. Путь генерала лежал в Крым, в распоряжение командующего Русской армией генерала П.Н.Врангеля. Но пребывание на новом месте оказалось недолгим. Уже в ноябре поражение белых войск вынудило С.Н.Войцеховского оставить Россию и эвакуироваться с войсками в Турцию, став эмигрантом.



Молодая Чехословакия остро нуждалась в опытных офицерах. Неудивительно, что Сергей Николаевич получил приглашение, и 1 мая 1921 г. был принят на службу в вооруженные силы страны в звании бригадного генерала при условии, что в течение года станет ее гражданином. В сентябре последовало первое назначение командиром 24 пехотной бригады в восточно-словацкие Михаловицы. Высоко оценивая боевой и штабной опыт генерала, командование сознательно назначило Войцеховского в район, говоривший на наиболее понятном русинском языке. Сделано это было с целью наилучшей адаптации командира к новым условиям службы. В этой должности генерал Войцеховский оставался лишь до момента получения гражданства и принесения присяги верности Чехословакии.



С.Н. Войцеховский и президент Чехословацкой республики Т. Масарик

13 января 1923 г. он был назначен командиром 9 пехотной дивизии в Прешове и стал в дальнейшем одним из самых значительных представителей чехословацкой армии, во второй половине 1920-х гг. активно участвуя в ее реорганизации и модернизации. На погонах Войцеховского появилась еще одна звезда (соответствующая чину дивизионного генерала), а на груди новые ордена. В 1927 г. его дивизия была признана лучшей во всей армии. За это Сергей Николаевич получил еще одну своеобразную награду: был назначен командующим вторым по значению в стране военным округом Земли Моравско-Силезской со штабом в Брно. В конце 1929 г. Войцеховский получил чин генерала армии. Служа в чехословацкой армии в ходе очередных аттестаций, когда требовалось продемонстрировать дополнительные военные знания и способности, Сергей Николаевич неоднократно садился за штурвал боевого самолета и на «отлично» демонстрировал фигуры высшего пилотажа.



В короткий период времени С.Н.Войцеховский установил хорошие отношения с местными гражданскими властями и представителями общественности. Занимая высокий пост в армии, он был далек от деятельности эмигрантских организаций, но личных связей с соотечественниками не терял и многим из них помогал в решении их проблем. Генерал успешно продолжал заниматься реорганизацией и повышением боевой выучки вверенных ему войск. Не случайно в сентябре 1933 г. оставлявший должность начальника Генерального штаба генерал Я.Сыровы сделал запись о пригодности Войцеховского «занимать должность начальника Генерального штаба и генерального инспектора».
15 ноября 1935 г. С.Н.Войцеховский был назначен командующим военным округом Земли Чешской со штабом в Праге (в его подчинении теперь находились 2 корпусных командования с 9 дивизиями, что составляло больше одной трети всех чехословацких вооруженных сил).
Обстановка в Европе постепенно накалялась, и у Чехословакии возникла конфронтация с Германией. Прекрасно понимая растущую опасность, генерал приступил к форсированному строительству основательных оборонительно-фортификационных сооружений на границе. Одновременно шла интенсивная подготовка армии к противостоянию возможной агрессии.
23 сентября 1938 г. в Чехословакии была объявлена всеобщая мобилизация, а в городе Кутна-Гора сосредоточено командование крупной военной группировки (армия «Гавличек» в составе 14 дивизий), выдвинутой для отражения возможного удара со стороны вермахта. Командующим был назначен генерал Войцеховский.

Однако политическое руководство страны предпочло принять условия Мюнхенского соглашения. Совки часто упрекают англичан и французов за это соглашение. Но правда заключалась в том, что англичане и французы, пережившие ужас Первой мировой войны, вовсе не хотели Второй мировой войны. И уж точно не хотели воевать ВМЕСТО чехов, которые сами что-то не горели желанием сопротивляться немцам. Мифическая «помощь» СССР свелась к демагогии, а в реальной поддержке чехам СССР отказал. И власти Чехословакии решили капитулировать, мотивируя это нежеланием проливать кровь чехов. Могла ли Чехословакия сопротивляться рейху? Она обладала достаточно сильной армией, оборонительными сооружениями, оружейными заводами, известными в Европе. Но дух оказывается важнее материальной силы. Польша отчаянно сопротивлялась агрессорам, напавшим на неё с двух сторон: вермахту и РККА. В неравной борьбе поляки победить не могли, но честь Польши сберегли. Маленькая Финляндия успешно надрала задницу огромному СССР, и хотя формально проиграла войну, уступив часть своей территории, но в целом войну выиграла, так как не стала очередной советской республикой, сохранив свою независимость. А вот Чехословакия предпочла сдаться без боя. В чешской армии сопротивляться хотели капитан Павлик, принявший неравный бой, да русский эмигрант генерал Войцеховский.

На совещании командного состава армии Войцеховский один отказался подчиниться давлению начальника Генерального штаба и настоял на издании приказа, предписывавшего не отдавать немцам главные оборонительные укрепления.
1 октября генерал сообщил в министерство обороны о том, что продолжает руководствоваться вчерашним приказом и готовит соединения к сражениям. Главная ставка приказала не «ввязываться в бой» и ждать новых инструкций. Позднее начальник Генерального штаба нежелание Войцеховского капитулировать оценил следующей записью: «Армией командовал очень хорошо. Во время политического кризиса показал себя колеблющимся и нестойким, дал волю личным амбициям. Для исполнения высших командных функций непригоден».

Попытки Войцеховского переломить ход событий оказались безуспешными. 1 апреля 1939 г. генерала отправили в отставку «в связи с состоянием здоровья». Между тем, характер блестящего офицера не позволял ему отступать перед трудностями. Весь март 1939 г. Войцеховский возглавлял подготовку к организации движения сопротивления «Защита нации». Однако белое прошлое и открытый антибольшевизм, которые не всем нравились, вскоре заставили отставного генерала прервать свою «сопротивленческую» деятельность. Это спасло Войцеховского от серьезных репрессий в годы немецкой оккупации, хотя в годы войны он неоднократно арестовывался, был осужден к домашнему аресту и всю войну находился под надзором гестапо.

В сентябре 1939 года он был арестован немцами и был выпущен через две недели, будучи при этом под надзором гестапо. В последующие годы его неоднократно арестовывали немцы, позже отпуская.
Активного участия в Движении Сопротивления он не принимал: причинами тому были не только слабое здоровье генерала, но и тот факт, что координацией подполья занималось эмигрантское правительство во главе с Бенешем, к которому Войцеховский не мог испытывать симпатий после событий 1938 года.
В 1939-1943 годах он был членом Русского общевоинского союза (РОВС).

В 1944 году немцы, предчувствуя катастрофу, предложили генералу возглавить Русскую освободительную армию вместо Андрея Власова. Однако Войцеховский отказался делать это наотрез, заявив немцам, что не признаёт СССР и ненавидит коммунистический строй, но не будет воевать против русских солдат.
«Я большевиков ненавижу, но против русского солдата я воевать не пойду!»
Эта легендарная фраза была произнесена Сергеем Войцеховским на немецком языке. В разных источниках её переводят по-разному. По словам внука Войцеховского - Сергея Тилли, «когда дела у Германии стали идти совсем уж плохо и замаячило печальное для неё видение проигранной войны, в его [Войцеховского] пражскую квартиру вдруг наведалась весьма высокопоставленная делегация немцев. После всяческих комплиментов и любезностей последовало предложение возглавить Русскую освободительную армию (РОА), командующий которой генерал Власов не до конца импонировал немцам. С той же любезностью на прекрасном немецком языке Войцеховский тогда сказал, что Советский Союз он не признаёт, коммунистический строй ненавидит, но против русских солдат - детей и внуков тех, кто совершил переворот в России - он воевать не будет».
Но каков бы ни был русский перевод, остаётся смысл произнесённых Сергеем Войцеховским слов, значение их для понимания его патриотического настроя, созвучного настроениям многих русских эмигрантов.
Этот ответ сохранил жизнь генералу после его ареста советскими спецслужбами, состоявшегося уже после завершения войны в Европе.

5 мая 1945 г. в Праге началось восстание против немецких оккупантов. На следующий день по доносу чехов, фамилии которых остались неизвестными, бойцы Революционной гвардии арестовали генерала С.Войцеховского якобы за неучастие в боях против немцев. Однако уже 12 мая 1945 г. после вмешательства генерала М.Чилы, друга и соратника арестованного по Чехословацкому легиону в России, а также З.Фиерлингера, тоже бывшего легионера, а ныне премьер-министра правительства, С.Войцеховский был отпущен на свободу и вернулся домой.

Безусловно, советская разведка была прекрасно осведомлена о жизни генерала и всей пражской эмиграции, так как в тот же день одновременно, по заранее заготовленным спискам и адресам приступили к своей арестной работе органы СМЕРШ. Одним из первых был взят генерал Войцеховский. Его тайно отправили в московскую Бутырскую тюрьму, где через несколько месяцев решением Особого совещания НКВД по ст. 58 УК РСФСР п. 4 (помощь международной буржуазии), п. 6 (шпионаж) и п. 11 (отягчающие обстоятельства в случае предумышленного преступления или совершения его в группе с другими лицами) приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.
С.Н.Войцеховский был этапирован сначала в мордовский Унжлаг, а затем, 25 мая 1949 г., в Озерлаг близ Тайшета.



С.Н. Войцеховский после ареста

Озерлаг предназначался для политических заключенных и контрреволюционеров и отличался строжайшим тюремным режимом. Поэтому пожилому генералу, никогда не обладавшему богатырским здоровьем, многие годы страдавшему тяжелой формой язвенной болезни, выпавших на его долю мытарств было более чем достаточно. Главной целью С.Н.Войцеховского стало выживание, и пять с половиной лет он справлялся с поставленной задачей. Но 7 апреля 1951 г. в 7 часов 30 минут генерал Сергей Николаевич Войцеховский умер от очередного желудочного кровотечения, хотя в официальной справке причина смерти стандартна: «туберкулез легких и старческий маразм».
Скончавшийся был похоронен на кладбище центральной больницы № 1 Озерлага у деревни Шевченко Тайшетского района Иркутской области в могиле, обозначенной знаком «4-36». Точное место захоронения в наши дни не обнаружено.

5 июня 1996 года Сергей Николаевич Войцеховский был полностью реабилитирован постановлением Главной военной прокуратуры Российской Федерации. Что-то поздноватенько...

Хотя и с большим опозданием, но Чехия всё же отдала почести своему генералу. 28 октября 1997 г. президент Чешской республики В. Гавел наградил генерала армии Сергея Войцеховского (посмертно) за исключительные заслуги в защите и сохранении безопасности государства орденом Белого Льва 3 степени (высшей военной наградой страны).
В декабре 2003 г. состоялось открытие мемориальной доски, посвященной Сергею Войцеховскому, на здании бывшего командования военным округом Земли Моравско-Силезской в Брно. Одновременно Чешская республика поставила перед властями Российской Федерации вопрос о розыске места погребения и переносе останков генерала для захоронения в Чехии. Однако обнадеживающей реакции не последовало. Могила Войцеховского так и не найдена.

Белое дело, антисоветское, история

Previous post Next post
Up