16 июля 2023 года скончалась англо-французская актриса и певица Джейн Биркин. Ей было 76 лет.
Биркин добилась международной известности и славы благодаря своему десятилетнему музыкальному и романтическому партнерству с Сержем Генсбуром. Она также сделала плодотворную карьеру в качестве актрисы в британском и французском кино.
Сиделка обнаружила тело знаменитости в ее парижском доме. Не так давно Биркин отменила концерты по состоянию здоровья. Французские СМИ назвали ее национальной иконой и «самой французской из британских актрис».
В таких случаях принято говорить: «Ушла эпоха». Действительно, Биркин олицетворяла собой эпоху «свингующих 60-х».
Джейн Мэллори Биркин родилась 14 декабря 1946 года в Марилебоне, Лондон. Её мать Джуди Кэмпбелл была английской актрисой, известной своими работами в театре. Её отец Дэвид Биркин был лейтенантом-командиром Королевского военно-морского флота Великобритании и шпионом во время Второй мировой войны. Её брат - сценарист и режиссёр Эндрю Биркин. Двоюродная сестра театрального и оперного деятеля Софи Хантер.
Биркин выросла в Челси и характеризовала себя как «стеснительную англичанку».
Обучалась в Upper Chine School на острове Уайт.
В возрасте семнадцати лет познакомилась с композитором Джоном Барри, за которого в 1965 году вышла замуж. Джона Барри наиболее известен благодаря написанию музыки ко многим фильмам о Джеймсе Бонде и многим другим. Они встретились, когда Барри пригласил Биркин для участия в его мюзикле Passion Flower Hotel. Их дочь, позже ставшая фотографом, Кейт Барри, родилась 8 апреля 1967 года, а умерла 11 декабря 2013 года. Брак распался в 1968 году.
После развода пары в 1968 году Биркин вернулась в родительский дом в Лондоне и стала посещать кастинги на кино- и телевизионные роли в Англии и Лос-Анджелесе (Калифорния).
Карьера Биркин в кино началась в «свингующих шестидесятых». Впервые появилась на экране в неуказанной роли в фильме «Сноровка... и как её приобрести» (1965). В дальнейшем получила более значимые роли в фильмах периода контркультуры 1960-х - «Блоу-ап» («Фотоувеличение») Микеланджело Антониони и «Калейдоскоп» (оба 1966 года), а также в психоделическом фильме «Чудо-стена» (1968), сыграв объект наблюдения соседа-вуайериста.
Дэвид Хеммингс и Джейн Биркин в картине «Фотоувеличение» (1966)
В том же году во Франции она прошла отбор на главную женскую роль в фильме «Слоган» (1969). Несмотря на то, что Джейн не говорила по-французски, она всё же получила роль, снялась вместе с Сержем Генсбуром и спела вместе с ним главную тему фильма - песню «La Chanson de Slogan». Это была первая из большого числа их совместных работ. После съёмок «Слогана» Биркин навсегда переехала во Францию.
С конца 1960-х годов Биркин в основном проживала в Париже. Позднее актриса признавалась: «Уверена, что без нынешнего акцента у меня бы сложилась иная карьера. Французы сделали настоящий подарок, приняв меня очень быстро. Они сочли меня забавной из-за акцента и ошибок, которые я делала, говоря на французском. Это была одна из причин, по которой я никогда не стремилась улучшить свой язык».
Биркин стала музой Сержа Генсбура. Сложно в это поверить, но на протяжении всего детства и подросткового возраста Джейн комплексовала по поводу своего телосложения. Многие считали ее «ни мальчиком, ни девочкой». Только Серж смог примирить ее с самой собой. Она вспоминала: «После школьных страданий и первого брака Серж стал первым, кто находил меня красивой. <...> Когда тебя по-настоящему любят, то это меняет абсолютно все».
У них был страстный и творческий роман. Вместе они выпустили альбом с несколькими хитами - например, скандальным «Я тебя люблю… Я тоже нет», которую первоначально Генсбур написал для Брижит Бардо. В 1969 году Джейн в дуэте с Генсбуром выпустила этот сингл «Je t'aime... moi non plus» («I love you … me neither»). Из-за фривольного сексуального подтекста песня вызвала скандал и была запрещена на радиостанциях Италии, Испании и Великобритании. «Je t’aime» сумела попасть в чарты Великобритании 4 октября 1969 года
«Je t’aime… moi non plus»
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=k3Fa4lOQfbA В 1971 году Биркин появилась в альбоме Генсбура Histoire de Melody Nelson в образе главной героини обложки и песни - Лолиты. Размышляя о том, каково быть музой и партнёром Генсбура, Биркин дала такой комментарий: «[Очень] лестно иметь [в своём репертуаре] самые, возможно, красивые песни на французском языке, написанные для тебя одной. <...> Но сколько у меня этого таланта было в действительности? Возможно, не так уж и много».
Отношения Биркин с Генсбуром продлились тринадцать лет. Они никогда не были женаты, несмотря на слухи и ложные сообщения. Спустя много лет Джейн призналась: «На самом деле я очень жалею, что не вышла замуж за Сержа».
В 1971 году у них родилась дочь - будущая актриса и певица Шарлотта Генсбур. В 1980 году пара рассталась.
В 1971-1972 годах Джейн сделала перерыв в актёрской карьере, но вскоре вернулась, чтобы сыграть роль любовницы Брижит Бардо в фильме «Если бы Дон Жуан был женщиной» (1973). В том же году появилась во второстепенной роли в фильме ужасов «Тёмные места» вместе с Кристофером Ли и Джоан Коллинз.
Пьер Ришар и Джейн Биркин в кадре из фильма «Он начинает сердиться», 1974 год
В 1975 году появилась в первом фильме Генсбура «Я тебя люблю… Я тебя тоже нет», который наделал много шума откровенным исследованием сексуальных проблем и был запрещён в Великобритании Британским советом по классификации фильмов. За участие в фильме Биркин была номинирована на премию «Сезар» в номинации «Лучшая актриса».
В 1978 год Биркин была моделью джинсов Lee Cooper.
Снялась в фильмах по мотивам романов Агаты Кристи «Смерть на Ниле» (1978) и «Зло под солнцем» (1982), а также выпустила ряд альбомов, включая Baby Alone in Babylone, Amours des Feintes, Lolita Go Home и Rendez-vous.
Джейн Биркин в кадре из фильма «Смерть на Ниле», 1978 год
В 1982 году выиграла премию Виктуар де ля мюзик в номинации «Артист года».
Снялась в двух фильмах Жака Дуайона - в роли Анны в «Блудной девушке» (1981) и Альмы в «Пиратке» (1984, был номирован на кинопремию «Сезар»). Благодаря этой работе Биркин получила от Патриса Шеро приглашение выступить в театральной постановке по пьесе Мариво «Мнимая служанка» в Нантере.
4 сентября 1982 года она родила свою третью дочь, Лу Дуайон (отец - режиссёр Жак Дуайон). Они расстались в 1990-х годах. В 2007 году The Observer сообщил, что Дуайон «не разделял её печали по Генсбуру» (который умер в 1991 году) и что после их расставания она жила одна. Позже Биркин имела отношения с французским писателем Оливье Роленом.
В 1980 году работала с режиссёром Гербертом Васели в фильме «Эгон Шиле - Скандал», снявшись в роли любовницы австрийского художника Эгона Шиле. Жак Риветт сотрудничал с ней в фильмах «Поверженный ангел, или Любовь на траве» (1984) и Очаровательная проказница (1991, кинопремия «Сезар», номинация «Лучшая актриса второго плана»). В 1985 году вместе с Джоном Гилгудом снялась в фильме «Пусть всё будет честно».
Снималась в фильмах производства Merchant Ivory «Дочь солдата никогда не плачет» (1998) (где прозвучала её песня «Di Doo Dah») и «Спасибо, доктор Рэй» (2002). В конце титров фильма «Развод» (2003) прозвучала песня в исполнении Биркин «L’Anamour», сочинённая Генсбуром. В 2006 году во Франции исполнила главную роль в опере «Электра» режиссёра Филиппа Кальварио.
Биркин продолжала работать как актриса и певица, снимаясь в различных независимых фильмах и записывая многочисленные сольные альбомы.
В 2016 году Биркин приняла участие в проходящей тогда рекламной кампании [Music Project] дома моды Yves Saint Laurent, снятой фотографом Эди Слиманом, где также появились другие женщины-музыканты, такие как Марианна Фейтфулл, Кортни Лав и Джони Митчелл. В том же году сыграла главную роль в короткометражке швейцарского режиссёра Тимо вон Гунтена «Женщина и поезд». Фильм был номинирован на премию «Оскар» за лучший игровой короткометражный фильм. В 2017 году Биркин в интервью заявила, что «Женщина и поезд» был последним в её актёрской карьере и что она более не планирует возвращаться к актёрству.
24 марта 2017 года Биркин выпустила альбом Birkin/Gainsbourg: Le Symphonique - сборник песен, которые Генсбур написал для неё во время (и после) их отношений, полностью переработанных с использованием оркестровых аранжировок. В сентябре того же года в поддержку альбома она выступила в Брюсселе.
Помимо актёрских и музыкальных заслуг, она дала своё имя культовой сумочке Hermes Birkin.
До того как Hermès выпустил сумку, названную в честь актрисы, Биркин долгое время носила соломенную корзину, сплетенную вручную в Каштру-Марин, Алгарви, Португалия. Эта сумка как нельзя лучше соответствует непринужденному французскому стилю. Кстати, приобрела она ее на лондонском рынке. Иногда Джейн обматывала ручку сумки атласным шарфиком. Она носила сумку везде, от рынка до ночных клубов и официальных мероприятий, пока автомобиль Жака Дойона намеренно не переехал корзину.
В 1983 году генеральный директор Hermès Жан-Луи Дюма сидел рядом с Биркин на рейсе из Парижа в Лондон. Биркин только что положила свою соломенную сумку в верхний отсек своего кресла, но её содержимое упало на пол, и ей пришлось вскарабкаться, чтобы заменить содержимое. Биркин объяснила Дюма, что ей было трудно найти кожаную сумку выходного дня, которая бы ей нравилась. В 1984 году он создал для неё чёрную сумку из эластичной кожи - «Биркин», основанную на дизайне 1982 года. Поначалу она пользовалась этой сумкой, но позже передумала, потому что носила в ней слишком много вещей: «Что толку иметь вторую?» - сказала она со смехом. «Нужна только одна, и та ломит руку; они чертовски тяжёлые. Мне предстоит операция по поводу тендинита плеча». Тем не менее, Биркин пользовалась этой сумкой некоторое время. С годами сумка «Биркин» стала символом стиля, её цена варьируется от 10 000 до 500 000 долларов США.
В 2015 году Биркин написала открытое письмо в Hermès с просьбой убрать её имя с сумки, заявив, что она хочет, чтобы компания «убрала её имя с модели Birkin Croco до тех пор, пока не будут внедрены лучшие методы, соответствующие международным нормам», ссылаясь на жестокие методы, используемые для получения кожи для сумок. Вскоре после этого Hermès объявила, что удовлетворила Биркин новыми заверениями по этому поводу.
В гуманитарных интересах Биркин сотрудничала с Amnesty International по вопросам благосостояния иммигрантов и эпидемии СПИДа. Она посетила Боснию, Руанду, Израиль и Палестину.
В 2001 году Биркин была удостоена Ордена Британской империи. Она также была награждена Французским национальным орденом.
В 1985 году выиграла в номинации «Лучшая актриса» на Орлеанском кинофестивале за фильм «Пусть всё будет честно».
В 1985 году жюри Венецианского кинофестиваля признало роль Биркин в фильме «Пыль» одной из лучших, но решило приз за лучшую женскую роль не присуждать, так как все актрисы, которых они оценили как лучших, были в фильмах, которые уже получили главные награды. Позже «Пыль» выиграл Серебряного льва.
В 2018 году Биркин получила японский Орден Восходящего солнца.
Джейн Биркин дочерью Шарлоттой Генсбур на Каннском кинофестивале, 2021 год
Остаток жизни Джейн Биркин прожила в Париже.
В 2021 году перенесла инсульт.
16 июля 2023 года Джейн Биркин скончалась в своем парижском доме.
У Биркин остались трое внуков.
Роман де Кермадек (род. 1987) от Кейт Барри,
Бен (род. 1997), Элис (род. 2002) и Джо (род. 2011) от Шарлотты Генсбур и
Марлоу (род. 2002) от Лу Дуайон.
Есть такая притча о женском возрасте: маленькая девочка - молодая девушка - молодая женщина - молодая женщина - молодая женщина… бабушка умерла.
Умерла и Джейн Биркин, девушка из озорных и нежных «свингующих 60-х».
RIP