80 лет назад чекистами был убит Павел Игнатьевич Гроховский (18 марта 1899, Вязьма, Смоленская губерния - 29 мая 1943, Коммунарка) - идеолог и родоначальник военно-воздушных сил СССР, советский конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной, авиационной и воздушно-десантной техники.
Гроховский с парашютом своей конструкции
Павел Игнатьевич Гроховский родился в 1899 году в г. Вязьма Смоленской губернии в семье начальника станции Николаевской железной дороги (ныне ж/д станция Вязьма - Новоторжская) мещанина Игнатия Иосифовича Гроховского и его законной жены Анастасии Васильевны. Был крещен в Вяземской городской церкви Всемилостивого Спаса Аркадьевского монастыря.
Более зрелые детские годы Павел Гроховский провел в Твери. Окончил начальную школу в Твери, затем учился в Тверском реальном училище (1910-1915).
Участник Октябрьского вооружённого восстания и Гражданской войны.
В 1917 году вступил добровольцем в Ревельский отряд революционных моряков. Служил на линкоре «Петропавловск» Балтийского флота, на Волжско-Каспийской военной флотилии, в сухопутных матросских частях И. К. Кожанова и П. Е. Дыбенко - рядовым, затем командиром роты. Участвовал в боях с немцами на Украине, с колчаковцами, деникинцами, с англичанами в Энзелийской операции и снова на Украине, с махновцами. Член ВКП (б) с 1919 года, рекомендовал его в партию Кожанов. Последняя должность на флоте - комиссар Черноморского и Азовского побережий. Был тяжело ранен, полностью излечился. Награжден именным маузером, и бантами «За храбрость».
Окончил Качинскую военную авиационную школу (1925). По другим данным окончил Борисоглебское училище лётчиков в 1925 году.
Первые свои изобретения Гроховский сделал в 1927 году, когда служил военным летчиком в Новочеркасске.
20-е и 30-е годы в СССР проходили под знаком всеобщего изобретательства и рационализаторства - шаротанки, шагающие мясорубки, шаропоезда и динамореактивные пушки... все - от комдивов до пионеров выдумывали свои свинтопрульные машины, которые должны были улучшить жизнь у нас и ухудшить таковую у врага.
Крайне интересуется техникой и начинает заниматься изобретательством. Первое изобретение - керамические учебные авиабомбы - он воплощает прямо у себя дома. Получается полезная вещь: на учениях не нужно тратить настоящие и дорогие боеприпасы. Гроховского заметили - и как летчика, и как изобретателя - и стали продвигать по обоим направлениям (весьма редкое сочетание!). Гроховский делает быструю карьеру.
С 1929 года становится лётчиком-испытателем Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил, одновременно руководителем конструкторского отдела при Управлении Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии, а затем - начальником и главным конструктором Особого конструкторского производственного бюро военно-воздушных сил РККА (1932-1934). Начальник и главный конструктор Экспериментального института Наркомата тяжёлой промышленности по вооружениям РККА (до 1937). Группе Гроховского была поручена разработка темы «Воздушная пехота». За работами непосредственно наблюдал начальник ВВС П. И. Баранов. Позже деятельностью Гроховского постоянно интересовались и новый начальник ВВС Я. И. Алкснис, и начальник вооружений РККА М. Н. Тухачевский.
Отдел, который возглавлял Гроховский, работал по направлению «Воздушная пехота». Вопрос высадки солдат с воздуха к тому времени уже назрел. 12 августа 1930 года (именно 12, а не 2, как принято считать сейчас), был совершен первый в мире воздушный десант. 12 человек в два приема были выброшены с борта бомбардировщика ФГ-62 «Голиаф». Прыгали они на американских парашютах системы Ирвинга, которые предназначались для летчиков, для них и были закуплены. Несмотря на то, что почти все участники первого десанта имели дело с парашютами впервые в жизни, мероприятие прошло без ЧП.
Участники первого в истории воздушного десанта
Ирвинговские парашюты стоили дорого - 1000 рублей золотом, а требовалось их великое множество. Кроме того стало ясно, что для парашютистов они неудобны - ранец находится в области ягодиц. Напомним - все же эта система предназначалась для летчиков. В это время Гроховский и его сотрудники как раз занимались разработкой своего парашюта. Задача была сделать лучше и дешевле. Разработок было много - в качестве материала вместо шелка использовались хлопчатобумажные ткани: нансук, перкаль. На некоторых моделях вместо строп были даже бельевые веревки. Разработки, хотя и имели нарекания, были вполне успешными. Гроховский, надо заметить, испытывал свои парашюты и прочие изобретения лично. Испытания всего, что напроизводили конструктор и его подчиненные: парашютов, комбинезонов (со вшитой в них подвесной системой), десантных люлек («гробы Гроховского»), начались летом 1931 года. Все это работало не всегда с задуманным эффектом, но впечатление производило огромное. Далеко не все разработки пошли в серию, но идеи Гроховского использовались, например, уже при создании серийных парашютов. Полностью отказаться от шелка в то время не удалось, но удешевить изделия смогли.
Гроховский (спиной) инструктирует парашютистов перед показательными прыжками
Гроховский фонтанировал идеями - авиабусы для сброса с самолетов на бреющем полете, системы подвески автомобилей и танков к бомбардировщику, различные контейнеры для сброса грузов, планеры, в том числе надувной резиновый планер для НКВД, бронемотоциклы, десантируемые огневые точки, подвесные десантные кабины, подвесные кассеты для перевозки десантников под крыльями самолетов-разведчиков и многое другое, даже тяжелые бомбардировщики. Значительная часть подобных проектов осталась на уровне эскизов, но что-то было сделано и даже испытано. Между прочим, партия парашютов конструкции Гроховского была закуплена Францией и именно на этих парашютах прыгали первые французские десантники.
«Гроб» Гроховского
Возглавлял работы по конструированию и испытанию техники для воздушного десантирования; разработал мотопланер «Г-31» (1932), транспортно-десантный самолёт «Г-37» (1934). Также разработал самолёты: «Кукарача» (стреловидный бесхвостный самолёт Г-39), Г-38, Г−61, Г−63 и другие.
Создал первые в мире хлопчатобумажные десантные и грузовые парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолётов; занимался также реактивной артиллерией. Автор ряда оригинальных проектов вооружения и военной техники, таких как бронеавтомобиль на воздушной подушке, танк-аэросани или ранний проект ручного противотанкового гранатомёта. Известный полярный летчик М. Каминский, работавший под началом Гроховского в Особом конструкторском бюро, посвятил первую часть автобиографической книги «В небе Чукотки» памяти своего руководителя. В первых главах, названных «В „цирке“ Гроховского» автор подробно описывает личность П. И. Гроховского, его изобретения, работу ОКБ под его началом, вклад в создание новых войск - Воздушно-десантных.
<...>тема воздушно-десантной техники и специальной техники и вооружения для ВДВ была совершенно новой, никакого отечественного и зарубежного опыта в этой области не имелось. И создание при таких условиях и за короткий срок (чуть более 5 лет) основ развития парашютно-десантной техники, сдача на вооружение РККА ряда образцов парашютов, подвесок, установок, десантной тары, переоборудование имевшихся тяжелых бомбардировщиков для десантирования были существенным достижением пионеров этого направления.
Гроховского очень подводило отсутствие даже среднего технического образования и неумение концентрироваться и ограничивать свое воображение. Он был человеком своей эпохи. Не хотел и не умел считать деньги. Речь не идет о стяжательстве. Гроховский был настоящим фанатиком-бессеребренником. Мало того, что он сам постоянно рисковал на испытаниях - он вовлек в них свою жену, которая прыгала с парашютом его конструкции. Для отработки десантирования автомобиля он не пожалел свой личный ГАЗ-А, и угробил его. Кстати говоря, после этой неудачи Гроховский и его подчиненные разработали методику десантирования техники методом срыва, которая применяется до сих пор.
Эскиз десантирования из люлек
К казенным деньгам Гроховский относился с пренебрежением - мог, узнав об интересной идее, выгрести все из сейфа и отдать на реализацию. Этим пользовались многочисленные прохиндеи и подлецы. Гроховский был в большом фаворе у Тухачевского в бытность того начальником вооружений РККА, и у командующего ВВС Алксниса. Но «заходом» в области интересов конкурентов он нажил себе могущественных врагов. Одним из них был Туполев. При первой же возможности тот прикрыл КБ Гроховского (в качестве повода были использованы финансовые нарушения).
В ноябре 1936 года приказом Главного управления авиационной промышленности, который был подготовлен А. Н. Туполевым и подписан М. М. Кагановичем, Особое конструкторское бюро было ликвидировано.
С 1937 года Павел Гроховский был назначен начальником хозяйственного управления Центрального Совета Осоавиахима. Т.е. конструктора сделали завхозом ОСОАВИАХИМА. Одновременно Гроховский был членом редколлегии журнала «Техника-молодежи». В 1936-1941 годах был постоянным автором статей в журнале «Техника - молодёжи».
Арестован 5 ноября 1942 года. Долгое время считалось, что Павел Игнатьевич умер в 1946 году в заключении, из-за поддельной справки и действующему распоряжению НКВД. Однако сейчас доподлинно известно, что Гроховский был приговорен Особым Совещанием при НКВД к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 29 мая 1943 года на расстрельном полигоне Коммунарка.
Шла война, каждый патрон был на счету. Но для расстрелов патроны у чекистов всегда находились...
Реабилитирован в 1957 году посмертно.
Была арестована и его жена - Лидия Алексеевна, которая провела многие годы за колючей проволокой.
Супруга - Лидия Алексеевна Гроховская (1911-1980). Вторая в СССР парашютистка (первый прыжок - 14 июля 1931 года с парашютом своего мужа) и первая десантница.
Сын - Лонжерон Павлович Гроховский, родился в 1926г.
Дочь - Авиэта Павловна Гроховская, родилась 25.02.1930.
Судя по именам детей, отец безумно любил авиацию.