95 лет назад родился Збигнев Казимир (Казимеж) Бжезинский (28 марта 1928, Варшава, Польша - 26 мая 2017, Фолс-Черч, Виргиния, США) - американский политолог, социолог и государственный деятель польского происхождения. Советник по национальной безопасности 39-го президента США Джимми Картера (1977-1981). Один из основателей Трёхсторонней комиссии, её директор в 1973-1976 годах. Сотрудник Центра стратегических и международных исследований при Университете Джонса Хопкинса и профессор в Школе передовых международных исследований при том же университете. Автор многих работ, в том числе книги «Великая шахматная доска: господство Америки и её геостратегические императивы». Долгое время являлся одним из ведущих идеологов внешней политики США. «Один из самых известных и влиятельных ветеранов внешней политики Вашингтона», - представляет его Евроньюс в 2013 году. Являлся членом Американской академии гуманитарных и естественных наук. В 1981 году награждён Президентской медалью Свободы - одной из двух высших наград для гражданских лиц в США. У совков Бжезинский до сих пор вызывает лютую ненависть.
Согласно официальной биографии, Збигнев родился в Варшаве в семье бывшего дворянина и дипломата Тадеуша Бжезинского (1896-1990) и Леонии (урождённой Роман; 1896-1985). По другим данным, родился в польском консульстве в Харькове на улице Ольминского, где работали родители; записан ими был родившимся в Польше.
С 1938 года жил в Канаде, куда его отец был направлен в качестве генерального консула Польши, в 1950-е годы стал гражданином США и сделал академическую карьеру.
Окончил Университет Макгилла (бакалавр и магистр искусств, соотв. 1949, 1950). Степень доктора философии по политологии получил в Гарварде в 1953 году, его диссертация была посвящена «формированию тоталитарной системы в СССР». Затем в 1953-1960 годах преподавал в Гарварде, а в 1960-1989 годах - в Колумбийском университете, где возглавил новый Институт по вопросам коммунизма (InstituteonCommunistAffairs).
В 1966-1968 годах - член совета планирования Государственного департамента. Первым предложил объяснять всё происходящее в социалистических странах с позиций концепции тоталитаризма. Автор глобальной стратегии антикоммунизма, теории технотронной эры и концепции американской гегемонии нового типа.
В 1960-х годах был на посту советника в администрациях Кеннеди и Джонсона, занимал жёсткую линию по отношению к Советскому Союзу. В конце срока Джонсона являлся советником по внешней политике вице-президента Хамфри и его президентской кампании 1968 года. Последовательный критик политики Никсона - Киссинджера.
В июле 1973 года Дэвид Рокфеллер основал Трёхстороннюю комиссию, неправительственную беспартийную дискуссионную группу, для содействия более тесному сотрудничеству между Северной Америкой, Западной Европой и Японией. Збигнев Бжезинский был назначен исполнительным директором комиссии, и занимал эту должность до 1976 года.
В 1976 году Бжезинский активно участвует в президентской кампании демократа Джимми Картера, который называл себя «студентом Бжезинского».
В то время Бжезинский выступал против политики detente (разрядки), которой придерживалась предыдущая администрация США, и, наоборот, призывал к жесткой линии против СССР.
В 1977-1981 годах занимал должность советника по национальной безопасности в администрации Картера. Являлся активным сторонником секретной программы ЦРУ по вовлечению СССР в дорогостоящий и по возможности отвлекающий военный конфликт, о чём после начала Афганской войны написал президенту Картеру: «Теперь у нас есть шанс дать Советскому Союзу свою Вьетнамскую войну». В своих интервью «Как Джимми Картер и я положили начало моджахедам» (англ. How Jimmy Carter and I Started the Mujahideen), «Ябысделалэтоснова» (англ. I’dDoItAgain) Бжезинский прямо заявляет о роли ЦРУ США в подготовке афганских моджахедов. В то же время отрицает приписываемое ему создание «Аль-Каиды».
Бжезинский действительно никогда не скрывал своего отрицательного отношения к коммунизму и советской политике - на эти взгляды оказала влияние трагическая история разделения Польши в 1939 году между СССР и нацистской Германией. Однако его нельзя было назвать русофобом. Он с уважением говорил о роли СССР в победе над Гитлером, с симпатией относился к русской культуре - в его кабинете можно было увидеть и сувениры из России. Политолог всегда подчеркивал, что он, как этнический поляк и славянин, лучше других может понять Россию. Бжезинский не был русофобом. Он был убежденным антикоммунистом.
В 1987-1989 годах - член президентского консультативного совета по внешней разведке.
В период президентства Клинтона Бжезинский являлся автором концепции расширения НАТО на Восток.
Являлся председателем Американско-украинского консультативного комитета.
Острый критик внешней политики администрации Джорджа Буша-младшего. Был одним из первых, кто поддержал кандидатуру сенатора Барака Обамы в борьбе за президентство.
В последние годы являлся советником, членом правления и сопредседателем консультативного совета Центра стратегических и международных исследований и одновременно ведущим профессором-исследователем международных отношений в Школе передовых международных исследований Пола Нитце при Университете Джонса Хопкинса в Вашингтоне. Также являлся членом Международного консультативного совета Атлантического совета, членом совета директоров Национальной поддержки демократии, членом организации «FreedomHouse», членом Трёхсторонней комиссии, сопредседателем Американского комитета за мир в Чечне.
После того, как Аслан Масхадов был убит российскими спецслужбами, Збигнев Бжезинский выступил с осуждением этого убийства.
Бжезинский до самой смерти консультировал американских политиков по вопросам внешней политики.
После окончания политической карьеры Бжезинский стал активно заниматься политической наукой как ученый и публицист. Он является автором нескольких десятков книг, самой известной из них в России является «Великая шахматная доска», опубликованная в 1997 году.
В ней Бжезинский исследует амбиции России на постсоветском пространстве и говорит об особой роли Украины для России, без которой Россия не сможет стать «Евразийской империей».
Книга стала настольной для многих российских политологов и экспертов, а главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов часто использовал ее как аргумент, говоря о планах США в отношении России.
Стоит отметить, что Бжезинский, хотя и поддерживал большую независимость Украины от России, считал, что США не должны втягивать Украину в сферу влияния НАТО, так как это будет раздражать Россию.
При этом взгляды самого Бжезинского постоянно эволюционировали, что давало его противникам право упрекать его в непоследовательности. Сам Бжезинский признавал это, но отмечал, что, когда работал в Белом доме, жесткая позиция давала ему возможность «продавать свои идеи жестким «ястребам» в администрации».
Как политолог Бжезинский выступил вначале резко против вмешательства США в югославский конфликт, однако после событий в Косово поддержал бомбардировки Белграда. В 2003 году он выступал против вторжения в Ирак и заявлял, что США подвержены влиянию израильского лобби в этом вопросе.
Его взгляды в вопросе политики США в отношении Израиля оказали влияние на кандидата в президенты США Барака Обаму, советником которого он был во время предвыборной кампании. Бжезинский также выступал за сближение с Ираном и поддерживал «ядерную сделку» с этой страной.
Взгляды Бжезинского в отношении российско-американских отношений также эволюционировали в сторону большего прагматизма. В прошлом году в своей лекции в Осло на форуме лауреатов Нобелевской премии Бжезинский заявил о необходимости формирования «треугольника», в котором Россия, США и Китай будут ответственно поддерживать порядок в мире.
«Если Америка и Китай будут сотрудничать, у России нет абсолютно никакого выбора, кроме как присоединиться к двум странам. В первую очередь это было бы в интересах Америки. Но это также будет выгодно и для России в долгосрочной перспективе», - говорил Бжезинский.
Был женат на скульпторе Эмили Бенеш (1932-2022), внучатой племяннице президента Чехословакии Эдварда Бенеша, от брака с которой было трое детей:
Ян (1963 г.р.). Он занимал должность заместителя помощника министра обороны США по вопросам Европы и НАТО с 2001 по 2005 год в администрации президента Дж. Буша. Потом возглавил BrzezinskiGroup, консалтинговую компанию, которая консультирует по вопросам международной политики безопасности, отношений с государством, развития бизнеса и политических рисков.
Марк (1965 г.р.) - американский дипломат, посол США в Швеции (2011-2015), в Польше с 2022 года.
дочь Мика (1967 г.р.).
Збигнев Бжезинский умер вечером 26 мая 2017 года на 90-м году жизни в больнице InovaFairfaxHospital в Фолс-Черче (штат Вирджиния).
Похороны состоялись 9 июня в Вашингтоне.
Бжезинский считал США мировым гегемоном и отрицал возможность обретения подобной роли другими государствами до 2018-2033 годов. Бжезинский относился к СССР как к поверженному противнику, наряду с Германией и Японией после их поражения во Второй мировой войне:
«К сожалению, у вас есть тенденция рассматривать любые критические замечания как враждебные. Вам следует избавиться от этого комплекса».
«Фактически советская военная мощь и страх, который она внушала представителям Запада, в течение длительного времени скрывали существенную асимметрию между соперниками. Америка была гораздо богаче, гораздо дальше ушла в области развития технологий, была более гибкой и передовой в военной области и более созидательной и привлекательной в социальном отношении. Ограничения идеологического характера также подрывали созидательный потенциал Советского Союза, делая его систему всё более косной, а его экономику всё более расточительной и менее конкурентоспособной в научно-техническом плане. В ходе мирного соревнования чаша весов должна была склониться в пользу Америки».
«Подобно столь многим империям, существовавшим ранее, Советский Союз в конечном счёте взорвался изнутри и раскололся на части, став жертвой не столько прямого военного поражения, сколько процесса дезинтеграции, ускоренного экономическими и социальными проблемами».
«О чём я должен сожалеть? Эта тайная операция [поддержка исламских фундаменталистов в Афганистане] была замечательной идеей. В результате русские попались в афганскую ловушку, а вы хотите, чтоб я об этом сожалел? В тот день, когда Советы официально перешли границу, я написал президенту Картеру: „У нас сейчас есть возможность дать СССР свою войну во Вьетнаме“. Действительно, Москва почти 10 лет должна была вести войну, которая была неприемлема для режима, конфликт, который привёл к деморализации и, наконец, распаду Советской империи. Что важнее для мировой истории? Талибан или крах Советской империи?»
«Советы разрушили Афганистан, и это стало почвой для „Талибана“ многие годы спустя».
«Для Соединённых Штатов евразийская геостратегия включает целенаправленное руководство динамичными с геостратегической точки зрения государствами и осторожное обращение с государствами-катализаторами в геополитическом плане, соблюдая два равноценных интереса Америки: в ближайшей перспективе - сохранение своей исключительной глобальной власти, а в далёкой перспективе - её трансформацию во всё более институционализирующееся глобальное сотрудничество. Употребляя терминологию более жестоких времён древних империй, три великие обязанности имперской геостратегии заключаются в предотвращении сговора между вассалами и сохранении их зависимости от общей безопасности, сохранении покорности подчинённых и обеспечении их защиты и недопущении объединения варваров».
Бжезинскому приписывали русофобию, якобы он говорил «После падения коммунизма главным врагом Америки является Русское Православие». Разумеется, такой дичи он не говорил. Это такой же фейк, как пресловутая «цитата Черчилля» Нины Андреевой.
В обсуждении статьи русскоязычной Википедии пользователи приходят к выводу: «Гугл дает только один литовский сайт с такой фразой и фамилией Бжезинского, я начал искать по связке Orthodox church + Zbigniew Brzezinski, опять ничего похожего, только перемусоливание на англоязычных сайтах СНГ упомянутой фразы причем в косвенной речи, толком нет даже цитаты типа Zbigniew Brzezinski said... «Russian Orthodox church is the West's principal enemy». По-моему скоро откроем раздел мифы о Бжезинском».
Валентин Распутин, известный тем, что с трибуны съезда народных депутатов СССР (1989) впервые высказал предложение о выходе России из СССР, очень любил цитировать Бжезинского:
«Збигнев Бжезинский заявил без околичностей: теперь, после уничтожения коммунизма в России, главная задача состоит в том, чтобы уничтожить здесь Православие».
Иногда в качестве источника цитаты указывают газету АиФ №38 (сентябрь) за 1997 г., с. 9. Но там всего лишь тот же Распутин. В статье В. Распутина «России еще долго не подняться» АиФ 38, 1997 г., с.9 была приведена в виде «После того, как мы покончили с коммунизмом, главный наш враг - Православие».
Ссылается на Бжезинского и писатель Олег Платонов, большой специалист по масонам. В книге «Терновый венец России. История русского народа в XX веке» (т. 2, М.: «Родник», 1997, с. 758) он сообщает:
Как открыто заявил в одном из своих выступлений секретарь Трехсторонней комиссии 3. Бжезинский: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось Русское Православие».
Но Платонов указал источник, ура! Это «Независимая газета», 14.2.1997. Но никакого интервью Бжезинского в этом номере, конечно, нет. А есть статья Никиты Михалкова:
Электронная версия «НГ» (ЭВНГ). Номер 027 (1352) от 14 февраля 1997 г., пятница.
«КУЛЬТУРА - НЕ НАДСТРОЙКА!
Возможно ли, расстреляв прошлое, двигаться с реформами в будущее
Никита Сергеевич Михалков - председатель президиума Российского фонда культуры.
...
Недавно бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский произнес загадочную фразу: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие». Я не знаю, почему он считает, что православие - враг Америки. Но попытки учить русский народ христианству через английского переводчика по всем каналам телевидения, нашествие многочисленных, чуждых нашему народу сект свидетельствует о том, что западные идеологи лучше нас понимают главную силу и корневой источник могущества России.
...
Мы почти век расстреливали прошлое из пушек. Целые поколения людей выросли, пробегая в школу мимо разрушенных монастырей и храмов, ничего не испытывая при этом. Ни боли, ни печали - ничего! Не задавая себе вопроса: зачем это строили и почему разрушили? У большинства из нас вынут целый пласт из сознания, из строя нашей души. Пласт, который очень трудно восполнить сегодня. Нас подвергли культурной лоботомии. Именно в этом самый страшный грех коммунизма. Немое обличение его - тысячи, десятки тысяч разрушенных и поруганных храмов. Исписанных матерными ругательствами, изуродованных, превращенных в свое время в конюшни, склады удобрений, отхожие места. Это ужасно.
...
Сегодня мы расплачиваемся за то доверие, то легкомыслие, с которым народ поддержал бредовые марксистские эксперименты. И если мы будем продолжать искать выход из тупика повсюду, кроме возврата к своим культурным традициям, наше будущее - катастрофично».
(C) Электронная версия «НГ» (ЭВНГ). Номер 027 (1352) от 14 февраля 1997 г., пятница. Полоса 2.
http://www.ng.ru/cd/ А что Бжезинский говорил на самом деле о России?
«Если Европа преуспеет как в процессе объединения, так и в процессе расширения и если Россия тем временем успешно справится с процессом демократической консолидации и социальной модернизации, то в определённый момент Россия также может стать подходящей кандидатурой для установления более органичных взаимоотношений с Европой. Однако вопрос об официальном членстве России как о практической реальности до определённого времени не будет подниматься, и это, помимо прочего, ещё одна причина для того, чтобы бессмысленно не захлопывать перед ней двери».
И даже довольно наивно считал:
«Я не думаю, что Запад должен бояться Путина, хотя он, возможно, и не самый привлекательный человек. Он, по сути, русский автократ эпохи значительных перемен в позиции России на геополитической арене и в национальной самоидентификации. Запад должен чётко обозначать собственные интересы и твёрдо защищать их. Он должен выступать против каких бы то ни было попыток российской имперской реконструкции, и там, где возможно, должен сотрудничать с россиянами в вопросах обоюдного интереса».
Бжезинский верил в процветание России, если она станет сближаться с Западом:
«Я верю в процветание России после Путина. Россия стремительно меняется, может быть, даже не вопреки Путину, а благодаря Путину. Главное, что должны понять в России, - для процветания и успеха ей нужно сближение с Западом, иначе она проиграет всё Китаю. Демократизация - одно из главных условий процветания России. И я думаю, это случится уже после Путина. Можете считать это историческим оптимизмом, но я уверен, что сближение России с Западом неизбежно, и в результате этого сближения Россия получит огромную пользу». (07.12.2012)