105 лет назад вступил в силу «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» - нормативно-правовой акт, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 года и вступивший в силу 23 января (5 февраля) того же года, в день официальной публикации в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства». Устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал якобы свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица. Заложил основы для развёртывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания. На территории РСФСР утратил силу постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года.
Декрет был подписан председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Ульяновым (Лениным), а также Народными Комиссарами: Подвойским, Алгасовым, Трутовским, Шлихтером, Прошьяном, Менжинским, Шляпниковым, Петровским и управляющим делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевичем.
В советское время особо подчеркивалось, что «закон именовался не просто правовым декретом, как это предполагалось комиссией, а декретом Совета Народных Комиссаров, поэтому декрет подписали все народные комиссары, весь состав Совнаркома».
Еще К. Маркс в «Коммунистическом манифесте» объявил: «Коммунизм отвергает вечные истины, он отменяет религию и мораль». Ленин пояснил: «Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». Поскольку эти интересы толкует ЦК компартии, только он и решает, что нравственно, а что безнравственно. Тоталитарная партия стремилась заменить религию своей идеологией и сама занять место церкви. Она преследовала все христианские вероисповедания, магометан и буддистов, а для искоренения иудаизма создала специальные «евсекции» компартии (из бывших членов еврейского Бунда), которые к концу 1930-х годов не оставили в СССР ни одной синагоги. Наибольшим преследованиям подверглась Православная Церковь, формировавшая быт, культуру, мировоззрение и государственность России почти тысячу лет.
Атака началась серией антицерковных декретов, важнейшим из которых был декрет от 20 января (2 февраля н. ст.) 1918, который лишал Православную Церковь и другие религиозные общины движимого и недвижимого имущества (им можно было лишь «пользоваться» с разрешения властей); лишал их права юридического лица (таковыми могли быть лишь «двадцатки» мирян); запрещал преподавание религиозных учений. Доступ в печать был церкви закрыт.
Когда под Киево-Печерской лаврой был убит митрополит Владимир, первый из 28 епископов, погибших в последующие четыре года, заседавший тогда в Москве Поместный Собор объявил 7 февраля н. ст. днем Всех Новых Мучеников и Исповедников Российских. За кощунственной кампанией по вскрытию мощей 63 святых в 1919 году, в марте 1922 года, по личному приказу Ленина, последовала жесточайшая кампания изъятия церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья. Патриарх Тихон, не возражая против пожертвований, отказался выдавать священные сосуды, а верующие тщетно старались помешать разграблению церквей. ГПУ сообщало о 1414 «кровавых эксцессах». Патриарх был арестован, начались преследования, в результате которых было расстреляно и замучено 2690 священников, 5400 монахов и монахинь и множество мирян, закрыто 637 монастырей.
Последовала кампания кощунственных антирелигиозных карнавалов, отмена религиозных праздников и открытых богослужений. Чтобы расколоть духовенство, была создана обновленческая «живая церковь», сотрудничавшая с ГПУ, которая в мае 1922 года захватила резиденцию патриарха и получила в пользование более половины храмов. Но большинство верующих в них не пошло. Тихон предал обновленцев анафеме и со временем раскол постепенно заглох. Шантажом и угрозой уничтожения неповинных арестованного патриарха Тихона принудили заявить, что он «советской власти не враг».
Ставший после его смерти местоблюстителем патриаршего престола митрополит Петр был арестован и позже расстрелян. Заместивший его митрополит Сергий, под угрозой репрессий против духовенства, подписал в 1927 году печально известную декларацию лояльности, где сказано, среди прочего: «выразим всенародно нашу благодарность и Советскому правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения...»
К 1928 году от существовавших в 1914 году в России 48 тысяч православных приходов осталось 26 тысяч, плюс около 3 тысяч обновленческих.
Большое число епископов (в том числе 26, заключенных на Соловках), а также местных приходов, отказалось принять декларацию Сергия. Создались разные группы неофициальной, «катакомбной» церкви. Но разразившимся вскоре с новой силой гонениям подверглись как сторонники, так и противники декларации. Гонения эти шли тремя волнами: в 1929-30, 1932-34 и 1936-38 годах.
Любые формы религиозной «пропаганды» и общественной деятельности церкви, кроме «отправления культа» в церковных стенах были запрещены в 1929 году. Местные власти получили право закрывать приходы и контролировать состав «двадцаток». Любые договоры могли заключаться только с частными лицами и рассматривались, как частная деятельность, которая облагалась непосильными налогами. За неуплату приходы закрывались, священники лишались средств к существованию. Все эти административные меры времен коллективизации сделали жизнь большинства церковных приходов на селе невозможной.
Следующая волна репрессий обрушилась на города, где не только закрывались приходы, но начался, в связи с планами городской реконструкции времен первых пятилеток, повальный снос церковных зданий, в том числе многих ценнейших исторических памятников. В одной только Москве было снесено 150 из 520 православных храмов, а положение здесь было намного лучше, чем в большинстве других городов.
Третья волна, обрушившаяся в период «большого террора» и быстрого наполнения миллионных лагерей ГУЛАГа, почти завершила разгром Церкви. Детальных сведений по этому периоду мало, но итоги очевидны. К 1941 году на прежней территории СССР (без западной Украины и западной Белоруссии) осталось лишь немногим более 200 православных приходов, а на свободе - 4 епископа. По приблизительным оценкам, в 1930-е годы было репрессировано около 45 тыс. священнослужителей.
Во время войны возрождение Церкви началось на оккупированной немцами территории, где, с помощью духовенства из Прибалтики, Польши и Румынии было открыто 7540 храмов. Как бы в ответ на это Сталин в сентябре 1943 года - после 18-летнего перерыва - разрешил избрание патриарха и приостановил гонения. Но патриархии было разрешено к 1947 году открыть лишь 1270 храмов и восстановленная внешне Церковь попала в большую, чем когда-либо зависимость от государства, точнее от КПСС и КГБ. Все существенные вопросы решал Совет по делам религии при Совмине СССР, во главе с генерал-майором КГБ Г.Г. Карповым. На выборах патриарха выставлялся лишь один, одобренный государством, кандидат.
Но даже Церковь, полностью подчиненная безбожной власти, которая ее использовала как инструмент внешней политики, виделась Хрущеву опасной. Он строил долгосрочные планы перехода к «коммунистическому обществу» и возобновил гонения. В 1961 году приходские священники были лишены административных полномочий; ими могли обладать только светские лица. В 1959-66 гг. число приходов было сокращено с 22 тысяч до 7,5 тысяч, закрываются семинарии и монастыри, ужесточается контроль уполномоченных Совета по делам религии. Без санкции Совета нельзя ни рукополагать священников, ни переводить их на другое место.
После прихода к власти большевиков образовательная сфера целиком перешла в ведение государства, и в 1917-1923 годах Церковь была вытеснена из школьного образования. Попытки родителей в первые советские годы давать религиозное образование своим детям в храмах и на дому вскоре были пресечены:
«…антирелигиозная кампания стала всеобъемлющей, родителей обязывали воспитывать детей в коммунистическом духе; в противном случае следовало лишение родительских прав, а детей отправляли в детские дома».
(Синельников С. П. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917-1929 годах)
В РСФСР ограничения религиозного обучения для детей были, среди прочего, предписаны инструкцией НКВД, изданной 21 января 1921 года, Декретом ВЦИК РСФСР от 13 июня 1921 года и разъяснением Наркомата юстиции, представленным в мае 1922 года. Эти документы устанавливали, что преподавание вероучения детям, не достигшим 18 лет, разрешалось в группах не более 3-х человек.
Помимо того, статья 121 Уголовного кодекса РСФСР от 1 июня 1922 года предусматривала наказание принудительными работами на срок до 1 года за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах». За счёт расширительного толкования статьи 121 можно было, однако, отправлять на принудительные работы всякого неугодного священнослужителя или мирянина. К примеру, если «священник спонтанно беседовал с детьми на религиозную тему», ему вполне можно было инкриминировать нарушение закона.