Трагический XX век вписал тысячи новых имен в Собор Российских святых. Это новомученики и исповедники, которые в страшные годы гонений на веру не побоялись открыто исповедать Христа, фактически повторив подвиг святых мучеников первых веков Христианства.
Были среди них и рязанские мученики. 23 декабря 1937 года 23 человека были убиты в Рязанской области за то, что они были православными, верили в Бога.
Икона «Собор семи мучеников Маккавеевских ХХ века». Происходящих из села Маккавеева Рязанской области новомучеников - семь, как и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Первый ряд слева направо: священномученик Александр Туберовский, профессор МДА, магистр богословия; над ним священноисповедник Александр Орлов, соловецкий узник, духовник святой блаженной Матроны Анемнясевской. Второй слева в нижнем ряду - священномученик Михаил Дмитрев. Над ним - мученик Владимир Правдолюбов. Далее в нижнем ряду - священномученик Анатолий Правдолюбов и священноисповедник Сергий Правдолюбов. Над последним - его брат, священномученик Николай Правдолюбов.
Священномученика протоиерея Анатолия
(Правдолюбов Анатолий Авдеевич, † 23.12.1937)
Священномученик Анатолий родился 6 апреля 1862 года в селе Давыдово Касимовского уезда Рязанской губернии в многодетной семье священника Авдия Семеновича Правдолюбова и супруги его Екатерины Ивановны (урожд. Пальмовой). Вскоре после рождения седьмого ребенка Екатерина Ивановна умерла, и воспитание детей легло на плечи отца. Когда все дети были устроены в жизни, и младшая дочь вышла замуж, отец Авдий принял монашеский постриг с именем Антоний в рязанском Троицком монастыре.
15 июня 1882 года Анатолий Авдеевич окончил полный курс Рязанской духовной семинарии с аттестатом I разряда. С 1 сентября 1882 года по 16 января 1886 года состоял учителем Давыдовского земского училища Касимовского уезда. В 1886 году он переехал в Касимов, где женился на дочери настоятеля Покровской церкви села Маккавеево протоиерея А. Ф. Дмитриева Клавдии Андреевне. Впоследствии в этом счастливом браке родилось восемь сыновей и четыре дочери. Трое сыновей протоиерея Анатолия и матушки Клавдии так же, как и их отец, впоследствии приняли мученические венцы и прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских - это священномученики Сергий и Николай и мученик Владимир Правдолюбовы.
С 16 января 1886 года по апрель 1894 года Анатолий Авдеевич был учителем приготовительного класса Касимовского духовного училища.
20 февраля 1892 года архиепископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) он был рукоположен во священника к церкви села Змиевка Данковского уезда Рязанской губернии, но на данном приходе не служил из-за преподавания в Касимовском духовном училище, женской гимназии и земской школе. С 16 января 1894 года отец Анатолий определен на священническое место к Успенской Церкви города Касимова, где проявил себя не только как благоговейный служитель алтаря Господня, но и как замечательный проповедник. В 1896 году он принимал участие в обретении и прославлении святых мощей святителя Феодосия Черниговского.
С 22 января 1909 года отец Анатолий состоит в должности Касимовского Уездного наблюдателя церковных школ. После издания нового положения о наблюдателях церковных школ он увольняется от должности священника Успенской церкви с 27 мая 1915 года.
С 18 ноября 1918 года после закрытия всех духовных школ отец Анатолий служил в Иоанно-Предтеченской церкви с. Данево Касимовского уезда. С декабря 1921 года он был настоятелем Успенской церкви города Касимова до закрытия ее в 1933 году. С 1933 года по ноябрь 1937 года служил настоятелем Благовещенской церкви города Касимова. Также в последние годы жизни отец Анатолий был благочинным I Касимовского округа. За время своего служения в Церкви он за проявленное усердие был награжден всеми церковными наградами, включая митру.
В 1924 году вместе с сыном священником Сергием протоиерей Анатолий ездил в Москву к святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси, за благословением и подтверждением канонического общения с ним и получил от святителя памятную фотографию с дарственной надписью.
Протоиерей Анатолий Правдолюбов был арестован 6 ноября 1937 года по обвинению в участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности. На момент ареста старцу-протоиерею было 75 лет. Трое его сыновей, будущих новомучеников, в это время, также за якобы контрреволюционную деятельность, отбывали ссылку в лагерях. Весь допрос протоиерея Анатолия от 11 ноября 1937 года состоял из четырех вопросов и такого же количества ответов. Проводивший допрос начальник Бельковского РО УНКВД по Рязанской области настаивал, чтобы отец Анатолий дал утвердительный ответ на его заведомо вымышленные обвинения об участии революционной организации, на что престарелый протоиерей, не желая быть соучастником лжесвидетельства твердо отвечал: «Повторяю, что ни в какой контрреволюционной организации я не состоял и виновным себя не признаю». Несмотря на давление следствия, отец Анатолий никого не оговорил.
Постановлением «тройки» при УНКВД СССР по Рязанской области от 6 декабря 1937 года, будучи обвиненным по ст. 58 п. 10 - 11 за «к-р. деятельность и участие в повстанческо-террористической организации», протоиерей Анатолий Правдолюбов был приговорен к расстрелу.
Священномученика протоиерея Александра
(Туберовский Александр Михайлович, † 23.12.1937)
Священномученик протоиерей Александр Михайлович Туберовский родился в семье священника в селе Макавеево, Касимовского уезда Рязанской губернии 8 марта 1881 года. В 1896 году он окончил Касимовское Духовное училище, а в 1902 году - Рязанскую Духовную семинарию. Через год он поступает вольнослушателем в Московскую Духовную Академию, и с 16 августа 1907 года становится её профессорским стипендиатом. 28 августа 1907 года его назначают преподавателем Калужской Духовной Семинарии по предметам основного, догматического и нравственного богословия, а с 16 августа 1911 года - исполняющим должность доцента МДА по кафедре догматического богословия.
11 октября 1917 года, практически во время революционного безумия, Александр Михайлович защищает диссертацию «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата». Работа вызвала живой интерес, в ее обсуждении участвовали все ведущие богословы того времени, включая профессора Митрофана Димитриевича Муретова, составившего отзыв и являвшегося в то время «единственной живой связью молодой Академии с Академией старой», и священника Павла Флоренского. Туберовский получает после защиты степень магистра и назначается на должность доцента Московской Духовной Академии. Уже через месяц он становится экстраординарным профессором МДА. За магистерскую диссертацию ему присуждена 2-я премия митрополита Макария.
В 1919 году, в связи с закрытием Духовной Академии, Александр Михайлович выезжает к себе на родину в село Макавеево, где берет в жены купеческую дочь Татьяну Димитриевну Третьякову, имевшую высшее университетское образование. В 1922-1924 годах, в разгар антицерковных гонений, он исповеднически принимает священство и служит вместе со своим отцом в селе Макавеево.
Пользовался большим авторитетом у населения не только как священник, но и как всесторонне образованный человек, образцово ведший своё хозяйство. Применял новейшие достижения агрономии, переписывался с И.В. Мичуриным, получая от него новые сорта фруктов, делился своими знаниями с крестьянами.
26 сентября 1937 года протоиерей Александр Туберовский был арестован, а 23 декабря этого же года 23 человека, среди которых был и отец Александр, приняли мученическую кончину, будучи расстреляны в пределах Рязанской области.
Священномученика протоиерея Евгения
(Харьков Евгений Яковлевич, † 23.12.1937)
Священномученик Евгений родился 1 декабря 1891 года в селе Бетино Касимовского уезда Рязанской губернии в семье диакона Казанской церкви Иакова Николаевича Харькова его супруги Ольги Афанасьевны. Первоначальное духовное образование Евгений Яковлевич получил в Касимовском училище, а в 1912 году закончил полный курс Рязанской семинарии. По окончании семинарии он до 1914 года служил заштатным псаломщиком в родном селе Бетино. В клировых ведомостях церквей Касимове 1915 год нигде не прослеживается церковного служения Евгения Харькова. Видимо, с началом Первой мировой войны, в которой участвовала Россия, он считал своим священным долгом, несмотря на духовное происхождение и образование, встать в ряды защитников Отечества. Священного сана он еще тогда не имел и ему канонически не возбранялось взяться за оружие для защиты своей Православной державы. Об этом мы можем сделать вывод потому, что в 1919 году он закончил воинскую службу в чине штабс-капитана Белой армии адмирала Колчака. Трагические события тех лет привели Евгения Яковлевича к выводу, что в такой ситуации Россию может спасти только Милость Божия. И он решает вернуться к изначально выбранному им жизненному пути - начать пастырское служение и смиренной молитвой водворять мир в людских душах.
Видимо, с учетом прошлого служения в рядах Белом армии и для проверки его лояльности Советской власти его уже в священном сане дважды арестовывали. Первый раз в 1929 году на два месяца и в 1932 году на три месяца. Служил отец Евгений в Казанской церкви, где когда-то служил его отец в сане диакона. Жена, четверо детей, старенькая мама. Они жили дружно.
На момент последнего ареста семья отца Евгения состояла из 37-летней жены Елены Александровны, четверых детей от четырех до двенадцати лет и 83-летней матери Ольги Афанасьевны.
Арестовали отца Евгения 21 сентября 1937 года по тому же обвинению в «активном участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации», о которой, как отмечено в допросе от 22 ноября 1937 года, до производства ареста ему ничего известно не было. Виновным в предъявленном ему обвинении отец Евгений себя не признал.
Постановлением «тройки» при УНКВД по Рязанской области от 6 декабря 1937 года протоиерей Евгений Харьков по ст. 58 п. 10-11 приговорен к расстрелу.
Священномученика протоиерея Константина
(Бажанов Константин Васильевич, † 23.12.1937)
Протоиерей Константин Бажанов родился 3 июня 1879 года в селе Селищи Касимовского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Василия Алексеевича Бажанова и его жены Татианы Исмайловны. В 1900 году окончил полный курс Рязанской духовной семинарии и в августе того же года определен учителем Карамышевской двухклассной школы. 14 октября 1902 года Преосвященным Владимиром (Благоразумовым), епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, определен на священническое место к церкви села Колесниково и 24 ноября того же года рукоположен во священника. С 1903 года отец Константин состоял законоучителем сразу нескольких земских школ: в деревне Норвинов, деревне Акулово и селе Колесниково. В браке с супругой Евгенией Николаевной он имел семерых детей; сыновей - Владимира и Николая и дочерей - Анну, Клавдию, Антонину, Зинаиду и Александру.
Все 35 лет пастырского служения о. Константин отдал одному приходу Архангельской церкви села Колесниково, которая была построена на народные деньги в 1895 году. Батюшка пользовался большим авторитетом у прихожан, так как был человеком образованным, отзывчивым и трудолюбивым. Кроме исполнения пастырского послушания в церкви, он сам вел хозяйство, чем, естественно, был близок крестьянству.
При таком большом семействе хозяйство отца Константина было весьма скромным: лошадь, две коровы и свинья да дом с надворными постройками. В 1929 году крестьянство и духовенство было обложено заведомо непосильными налогами. По стране прокатилась очередная волна раскулачивания. В это время лишилась своего хозяйства и семья отца Константина Бажанова. Естественно, не имея возможности заплатить невыполнимые налоги, он был «в 1931 году народным судом осужден за невыполнение госообязательств на полтора года лишения свободы» и, как записано в протоколе допроса, «наказание отбыл полностью».
Второй раз протоиерей Константин Васильевич Бажанов был арестован 19 сентября 1937 года как активный участник контрреволюционной организации. На следствии категорически отверг все обвинения, но, несмотря на это, 6 декабря 1937 года постановлением «тройки» при УНКВД по Рязанской области по ст. 58 п. 10-11 был приговорен к расстрелу.
Священномученика иерея Николая
(Карасев Николай Никитович, † 23.12.1937)
Священномученик Николай родился 23 апреля 1901 года в селе Гусевский Погост Касимовского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина-плотника Никиты Николаевича Карасева и его жены Екатерины Васильевны. Закончил учительскую школу. До революции Николай Никитович числился служащим, совмещая повседневные труды и заботы с посильным служением в местной церкви в качестве певчего и псаломщика. В 1920-е годы он был рукоположен во диакона к местной Преображенской церкви и долгое время, несмотря на гонения, усиливавшиеся из года в год, добросовестно исполнял церковное послушание.
Государство, объявившее войну Православной Церкви, пыталось всячески дискредитировать в первую очередь добросовестных и усердных священно-церковнослужителей. Отец Николай в первый раз был арестован органами НКВД в 1935 году по подозрению в поджоге леса, но за отсутствием доказательств через месяц его освободили.
В 1937 году в семье отца Николая и супруги его Марии было трое детей: сын Василий девяти лет, дочери Нина и Александра - четырнадцати и десяти лет. Личное хозяйство его семьи состояло из дома с надворными постройками да одной коровы.
Во священника отец Николай был рукоположен незадолго до ареста, который последовал 27 сентября 1937 года. Арестован он был по обвинению в «участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации». Допросы проводились с сентября по декабрь 1937 года. Отца Николая пытались заставить принять ложные обвинения, но он спокойно все отвергал. В ответ на издевательства следователей отец Николай противопоставлял некое юродство. Так, в допросе от 25 ноября записано следующее:
- Что вы знаете о контрреволюционной деятельности священника Динариева?
- ...1932 года посещал в августе Динариева с Петром Федосеевичем (фамилия неразборчива), где собирались из духовных. В 1931 году зарезал свинью тайно ночью и шкуру не сдал и не обдирал. Иных каких-либо фактов контрреволюционной деятельности Динариева не знаю.
На последнем допросе 1 декабря 1937 года в тот момент, когда отец Николай должен был подписать протоколы с якобы его показаниями, он, взяв их, разорвал на мелкие клочки. Об этом в следственном деле имеется акт с подписью троих сотрудников РО УНКВД. Дело отца Николая Карасева было передано на рассмотрение «тройки» при УНКВД по Рязанской области, постановлением которой от 6 декабря 1937 года 58 п.10-11 он был приговорен к расстрелу вместе с группой невинно осужденных священников и мирян.
Мученика Петра
(Гришин Петр А., † 23.12.1937)
Петр Гришин родился в 1870 году, проживал в Бельковском районе Рязанской области. 6 ноября 1937 он в числе 27 человек был арестован и заключен сначала в тюрьму города Касимов, а потом всех обвиняемых по делу отвезли в Рязань для вынесения и исполнения приговора. Мученик Петр проходил по групповому делу «Дело к/р повстанческой организации церковников. Рязанская о., Бельковский (Касимовский) р., 1937г.».6 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области он был обвинен по ст.58-8,58-10,58-11 УК РСФСР в активном участии в «к/р повстанческо-террористической организации, вел среди населения пораженческую агитацию и высказывал террористические настроения». Из 27 человек, проходивших по этому делу, 23 человека, в том числе и мученик Петр, были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны.
Мученика Евсевия
(Тряхов Евсевий Андреевич, † 23.12.1937)
Евсевий Андреевич Тряхов родился в 1870 году в селе Забелино Касимовского уезда Рязанской губернии. Первый раз он был арестован в 1931 году, осужден по статье 61 УК РСФСР и приговорен к 1 году лишения свободы. На момент второго ареста, который произошел 21 сентября 1937года, Евсевий Андреевич проживал с женой 62-х лет, занимался кустарным трудом на дому. На следствии виновным себя Евсевий Тряхов не признал, но 6 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Рязанской области вынесла ему обвинение: «активный участник к/р повстанческо-террористической организации, вел среди населения пораженческую агитацию и высказывал террористические настроения» и приговорила к расстрелу.
Мученика Михаила
(Якунькин Михаил Иванович, † 23.12.1937)
Мученик Михаил родился 7 ноября 1878 года в д. Петрушево Касимовского уезда Рязанской губернии. Деревня Петрушево своего храма не имела, и жители ее входили в состав Погостинского прихода. В детстве Михаил закончил трехклассную сельскую школу. Родом из крепких крестьян-земледельцев, которые во все века на Руси создавали свое земное благополучие упованием на Бога да усердными трудами на земле - матушке. Кроме того, в роду Якунькиных с незапамятных времен всегда были и кузнецы. Не обделен был талантом и здоровьем сам Михаил Иванович. В то время в округе он считался одним из лучших кузнецов. По его стопам пошли и два его сына - Гавриил и Павел, которые также работали один молотобойцем, а другой кузнецом в разных местах Касимовского уезда. Хозяйство Михаила Ивановича и супруги его Марфы было, по понятиям русского крестьянина небогатое. Они имели дом с надворными постройками, лошадь, две коровы и одну свиноматку. Оба сына были женаты, и в доме Михаила Ивановича жили две его снохи - Александра и Ирина. Но в то время и такое хозяйство было объявлено кулацким и конфисковано. После раскулачивания Михаил Иванович, его супруга Марфа и обе снохи вынуждены были пойти на работу в колхоз. Крестьянство облагалось немыслимыми госналогами, а следствием неуплаты было возбуждение уголовного дела. Так, Михаил Иванович был впервые судим в 1932 году «как злостно уклоняющийся от государственных платежей» и шесть месяцев провел в тюрьме.
Несмотря ни на что, Михаил Иванович остался верен Богу и Церкви. В 1930 - 1934 гг. он был членом церковного совета Погостинской церкви.
21 сентября 1937 года последовал второй арест. Михаила Ивановича обвинили в участии в контрреволюционном кулацком восстании 1918 года, хотя ранее он заявил, что в момент восстания был дома. постановлением «тройки» при УНКВД СССР по Рязанской области от 6 декабря 1937 года по ст. 58 п. 10-11 Михаил Иванович Якунькин был приговорен к расстрелу.
Мученика Дорофея
(Климашев Дорофей Алексеевич, † 23.12.1937)
Мученик Дорофей родился 22 июня 1869 года в деревне Полухтино Касимовского уезда Рязанской губернии. Происходил Дорофей Алексеевич из крестьян середняков-единоличников кустарей, а ремеслом он владел самым необходимым - сапожным. Деревня Полухтино входила в состав Погостинского прихода, и Дорофей Алексеевич был членом церковного совета. Кроме кустарного промысла, он имел небольшое личное хозяйство, состоявшее из лошади и коровы. В 1932 году за неуплату твердого задания все имущество Дорофея Алексеевича и его семьи было изъято в колхоз.
В семье Дорофея Алексеевича, кроме жены Василисы, был еще сын Василий и сноха Мария, которые после раскулачивания вынуждены были пойти на работу в колхоз. Председатель сельского совета, видя глубокое религиозное чувство простого сельского сапожника, в справке для райотдела НКВД характеризует Дорофея Алексеевича как «враждебно настроенного к Соввласти, ведущего деятельность по распространению провокационных слухов на вождей государства и правительства, а также порочащего новую конституцию».
Арестован и допрошен Дорофей Алексеевич был 27 сентября 1937 года. На допросе мученик все отрицал и не произнес ни одного слова в отношении кого-либо из других обвиняемых. 6 декабря 1937 года постановлением «тройки» УНКВД СССР по Рязанской области, вместе с другими подсудимыми, Дорофей Алексеевич Климашев был приговорен к расстрелу.
Мученика Лаврентия
(Когтев Лаврентий Дмитриевич, † 23.12.1937)
Мученик Лаврентий родился в 1880 году в деревне Забелине Касимовского уезда Рязанской губернии, где постоянно и проживал. Семья его состояла из 58-летней супруги и тринадцатилетнего сына. Лаврентий Дмитриевич занимался хлебной торговлей, но после раскулачивания стал инженером на пристани «Забелино». В 1933 году Лаврентий Дмитриевич был первый раз осужден за контрреволюционную деятельность на три года лишения свободы и наказание отбыл полностью.
В сентябре 1937 года он был арестован по подозрению в участии в повстанческо-террористической группе, якобы действовавшей на территории Касимовского уезда. «Тройкой» при УНКВД СССР по Рязанской области 6 декабря 1937 года по ст. 58 п. 10-11 Лаврентий Дмитриевич Когтев был приговорен к расстрелу.
Мученика Григория
(Берденев Григорий Иванович, † 23.12.1937)
Мученик Григорий родился 24 января 1890 года в селе Погост Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. В детстве окончил трехклассную сельскую скую школу и по обычному уделу крестьянских детей смолоду начал трудовую деятельность, сначала в семье своего отца. Во время Первой мировой войны, с 1914 до 1918 год, Григорий Иванович воевал в Царской армии. В возрасте 30 лет он обзавелся своим семейством, женившись на крестьянке Елене Никитичне. Господь даровал супругам Берденевым троих детей: Николая (1926 г. р.), Зинаиду (1930 г. р.) и Клавдию (1932 г. р.).
Хозяйство Григория Ивановича было небогатым: дом с надворными постройками, коза, две овцы да корова. Кроме того, он от отца перенял плотницкое мастерство и работал на Погостинской судоверфи токарем по дереву и плотником. Также по отцовской линии он числился и славился на всю округу как хороший кустарь-сапожник. В общем, мастером Григорий Иванович был на все руки: и земледелец, и плотник, и сапожник. Вряд ли закончивший хотя бы три класса сельской школы председатель сельского совета в справке в РО НКВД характеризовал Григория Ивановича такими словами (орфография подлинника): «...был активный заядлый цырковник вот вы Бога ниверите и ничего все нет и нибудет приетой советской власте».
Изумительная, блестящая характеристика для верующего человека, хотя и дошла до нас в виде доноса. В обвинительном заключении он также характеризуется как «активный церковник».
Будучи обвиненным по делу о повстанческой организации, Григорий Иванович был арестован 6 ноября 1937 года. На единственном допросе вины своей ни по одному пункту обвинения не признал и никого не оговорил. 6 декабря 1937 года Григорий Берденев был приговорен к расстрелу по ст. 58 п. 10-11.
Мученицы Александры
(Устюхина Александра Потаповна, † 23.12.1937)
Мученица Александра родилась в 1882 году в селе Гусь-Железный Касимовского уезда Рязанской губернии в семье рабочего. Окончила сельскую школу, затем, овладев мастерством портнихи, шила по индивидуальным заказам на дому.
С 1930 года Александра Потаповна - человек глубоко верующий и одинокий - все силы отдала церковному послушанию, будучи председателем церковного совета Троицкой церкви села Гусь-Железный. Единственной близкой ее родственницей была младшая сестра Анна Потаповна, пенсионерка. В хозяйстве у них был всего дом да одна корова.
В 1935 году Александра Устюхина подверглась аресту, осуждению и трехмесячному заключению в тюрьму за «самоуправство», которое выразилось в том, что она отказалась отдать ключи от храма комиссии по закрытию церквей. Несмотря на арест Александры Потаповны, храм тогда удалось отстоять.
29 сентября 1937 года она снова была арестована как «участница повстанческо-террористической организации». Категорически отвергла все лживые обвинения, но 6 декабря 1937 года была приговорена к расстрелу по ст. 58 п. 10-11.
Мученицы Татианы
(Егорова Татьяна Прокопьевна, † 23.12.1937)
Татьяна Прокопьевна Егорова родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Грамоте обучиться ей так и не пришлось, но до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. Муж ее, Василий Анисимович, и два сына, Иван да Федор, уехали на заработки в Москву. Поводом к их отъезду послужило то, что в 1932 году за невыполнение «твердого задания» продналога все хозяйство Егоровых было конфисковано, а они исключены из колхоза. Сельским советом и обвинительным заключением следственного дела Татьяна Прокопьевна характеризуется как «активная церковница». Арестована она была 6 ноября 1937 года.
Следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной участницей контрреволюционной повстанческой организации. Очень характерен последний ответ на допросе этой немолодой уже 58- летней крестьянки, которая всю жизнь была верна Богу и Церкви и увенчала христианский жизненный путь мученическим венцом: «Еще раз повторяю, что в организации я не состояла и среди населения контрреволюционную агитацию не вела, а также провокационных слухов о войне и о гибели Соввласти никому не говорила. Иисус терпел и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова».
(
отсюда)
Упокой, Господи, души усопшихъ рабъ Твоихъ, за Тебя пострадавшихъ и сотвори имъ вечную память.
Продолжение
здесь