Памяти священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого

Oct 25, 2022 22:48



25 октября - день памяти священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого (†1937).
85 лет назад он был убит чекистами.

Священномученик Иувеналий, епископ, Рязанский и Шацкий (в миру Масловский Евгений Александрович) родился 15 января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в благочестивой семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Во святом Крещении его назвали Евгением. Одарённый природным умом, он отличался благородством, великодушием, волевым и целеустремлённым характером. В гимназические годы в его парте всегда лежало Евангелие.

В 1900 году Евгений поступил в Казанскую Духовную Академию (где ректором в то время был преосвященный Антоний (Храповицкий)) и на II курсе - 10 февраля 1901 года - он принял монашеский постриг с именем Иувеналий в честь Патриарха Иерусалимского (память 2 июля). 25 февраля того же года он рукополагается в иеродиакона, а 31 июня 1902 года архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) посвящает его в иерея.

После окончания Академии со степенью кандидата богословия отец Иувеналий год служил в Урмийской Православной миссии в Персии, после чего получил назначение на должность преподавателя гомилетики в Псковскую Академию, а ещё через полтора года по указу Святейшего Синода становится настоятелем Спасо-Елиазаровского Великопустынского мужского монастыря. В июне 1906 года он был возведён в сан игумена, а 16 октября назначается в Новгородский первоклассный Юрьев монастырь на должность настоятеля и на протяжении четырёх лет управляет им в сане архимандрита.

Хиротония отца Иувеналия во епископа Каширского, викария Тульского, была совершена 24 августа 1914 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Незадолго до Октябрьских событий 1917 года (28 июля) его назначили на Тульскую кафедру, где вскоре, как практически во всех других епархиях, открылась волна жестокого преследования Церкви.

В 1923 году Владыка вместе с протоиереем Успенским и старостой Сынтарёвым были осуждены за отправление молебна перед иконой Божьей Матери, найденной на колокольне Казанского храма, а за отказ отдать комиссарам церковные ценности, совет храма приговорили к трём годам лишения свободы. Всего с начала года в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в Туле было расстреляно и замучено более шестидесяти служителей Христа. Епископа власти вынуждены были в августе выпустить.

17 октября 1923 года Указом Священного Синода епископ Иувеналий возводится в сан архиепископа Курского. К этому времени в Курске закрыли все двенадцать домовых храмов, а остальные обратили в места увеселений и надругательств.

В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий концлагерь и сам Владыка - к тому времени на Соловецком архипелаге находилось уже более 120-ти священнослужителей, 25-ть из которых были архиереями.

Будучи известным литургистом и обладая исключительной памятью на церковные песнопения, Владыка начал в условиях лагеря трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц. Владыка сделал попытку связать практику древне-русских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. К сожалению, рукопись была утрачена в 1935 году.

После ходатайства митрополита Сергия (Страгородского) перед властями об амнистии некоторым из заключённых священнослужителей, поданного им 7 октября 1927 года, Владыка смог вернуться из заключения. По возвращении в 1928 году он был назначен на Рязанскую кафедру и восстанавливал её после обновленческих потрясений.
По прибытии в Рязань долго не мог найти себе жилье, пока не поселился близ рязанского храма в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Жил стесненно, большую часть времени проводил в храме за богослужениями.
«Присутствовать на его службе было истинное наслаждение. Знаток церковных уставов восточной церкви, он ввел в службу церковную много новшеств, заимствованных из Афона, из Иерусалима. Все во владыке изумляло и восхищало. Особенно он полюбился рязанцам тем, что даже после длительных служб каждого благословлял неизменно с приветливой улыбкой и не прекращал благословения, пока последний из молящихся не подходил к нему - сколько бы человек ни было в храме», - писал рязанский историк и краевед С. Д. Яхонтов. (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 98. Л. 25).

Рязанцы помнят его как любящего и доброго пастыря. Его молитвенная настроенность сообщалась всем присутствовавшим на богослужениях: паства и Святитель в это время были «единыя усты и едино сердце». Даже глубокой ночью прихожане спешили к своему Владыке в Иерусалимский храм на монашеские богослужения и сразу по окончании шли в собор, куда Владыка, не замечая ни времени, ни усталости, должен был придти для совершения Литургии Преждеосвящённых Даров.
«При произнесении им проповедей чувствовалось, что все, к чему он нас призывает, не отвлеченные истины, а это его внутренняя жизнь, то, чем живет он сам. Его молитвенная настроенность передавалась и всем верующим, и мы были не просто слушателями, а одной семьей с отцом-архипастырем во главе. Владыка был вдохновенным оратором, и все его богослужения сопровождались поучениями, и мы ждали его проповедей»
(Из воспоминаний современников)

В Рязани Иувеналий продолжал научную работу над «Архиерейским Торжественником». Он отпечатал свой 6-томный труд на пишущей машинке и составил к нему примерный алфавитный указатель. И. посетил Серпуховской еп. Мануил (Лемешевский; впосл. митрополит), списавший себе краткое оглавление «Архиерейского Торжественника»: О церковном священнослужении архиерейском, в этой части была 141 глава; Месяцеслов архиерейский, 78 глав; Св. Четыредесятница, 70 глав; Общая и тома 5-6, 127 глав. Всего «Архиерейский Торжественник» включал 416 глав. Судьба этого произведения была трагична. В 1935 г. рукопись взяли для сверки и перепечатывания знакомые Иувеналия. У них при пожаре рукопись погибла в огне. Таким образом, от громадного, вполне законченного ценного литургического исследования осталось только его оглавление.

В мае 1928 года митрополит Серий направил Владыку, как члена Временного Патриаршего Синода, для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» авторитетнейшему иерарху митрополиту Ярославскому Агафангелу. Благодаря особой мягкости характера, Владыке удалось смягчить разрыв митрополита Агафангела с Заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием.

Владыка принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и по возможности помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме Владыки. Так он помогал скрываться и другим. В декабре 1934 года им был пострижен с именем Фотий вернувшийся из ссылки протоиерей Александр Турлевский, будущий епископ Читинский. В Рязань прибыл после ссылки сщмч. Александр Андреев, назначенный Иувеналием 2-м священником к Скорбященскому кладбищенскому храму Рязани. Позже Александр Андреев был возведен Иувеналием в сан протоиерея, стал настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Иувеналий дал приход и сщмч. Николаю Постникову, которому не было места для служения в Московской епархии. Вернувшемуся из ссылки игумену Кириллу (Зеленину) дал приход, а после того, как власти изгнали его за организацию общины верующих и работу с молодёжью, также скрывал и его, спустя некоторое время направив на новый приход.

Большое значение Иувеналий придавал награждениям священнослужителей за их духовные труды. Как писал С.Д. Яхонтов: «Слабостью или силою Ювеналия было награждение духовенства. У нас все священники в Рязани были митроносцы. И эти награды он давал в храме перед всем народом и объяснял, за что дается награда. Народ очень вслушивался в его реплики и, кажется, впервые уразумевал, что это за труды и действительные заслуги…» (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 98. Л. 29).

О переживаниях владыки в конце его пребывания на Рязанской кафедре, можно судить по следующим его словам: «Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ».

22 января 1936 г. был арестован, отправлен в Москву (содержался в Таганской и Бутырской тюрьмах) и приговорён к пяти годам лагерей. Обвинён в том, что «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея, он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь» (под юбилеем имелось в виду 20-летие архиерейский хиротонии, которое состоялось еще в 1934 году).

Эти слова легли дорогим мученическим венцом на могилу доброго пастыря и патриота, положившего, по слову Спасителя, «душу свою за овцы своя» (Ин. 10:11).

yurij_maximov пишет, что вместе со священномучеником Иувеналием по делу проходил и был осуждён также его викарий священномученик Игнатий (Садковский), епископ Скопинский (†1938). 2 марта 1936 года между ним и священномучеником Иувеналием была проведена очная ставка:

«Вопрос архиепископу Иувеналию:
- Каковы взаимоотношения у вас с епископом Игнатием (Садковским)?
- Епископ Игнатий был моим викарием. Взаимоотношения между нами дружеские.
Вопрос епископу Игнатию:
- Подтверждаете ли вы показания Масловского о ваших взаимоотношениях?
- Показания подтверждаю. Взаимоотношения между нами были нормальные. Я считаю архиепископа Иувеналия своим духовным отцом и наставником.
Вопрос архиепископу Иувеналию:
- Изложите содержание контрреволюционных разговоров, проводимых Садковским при встречах с вами.
- Епископ Игнатий (Садковский) при встречах со мной контрреволюционных разговоров не вёл. Приезжая ко мне, он говорил, что идёт массовое закрытие церквей. В сельской местности Скопинской епархии большое количество церквей закрывали под склады хлеба.
Вопрос архиепископу Иувеналию:
- Что говорил вам епископ Садковский о будущем Православной Церкви в СССР?
- Он ставил вопрос: как быть, если все церкви будут закрыты. На это я отвечал, что об этом преждевременно говорить - хоть одну или две церкви нам оставят.
Вопрос епископу Игнатию:
- Подтверждаете ли вы показания Масловского?
- Показания подтверждаю, но я касался только церквей, которые находятся в Скопине».
(Примечательно, что так в реальности и случилось, как говорил святой Иувеналий: в сам пик гонений в Рязани осталась действовать одна церковь)
( Отсюда)

Священномученик Иувеналий был этапирован в Сиблаг, куда прибыл 15 июля. В сохранившихся его письмах из мест заточения он остаётся несломленным и бодрым духом, даже находясь в заточении Святитель не забывал поздравить всех своих близких с праздниками и именинами.Примерно в это время писал в одном из писем: «Как бы мне хотелось поделиться с Вами всем, что пришлось пережить за последнее время. Сколько назидательного, утешительного, отрадного, мистического. Отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам. На каждом шагу, при всех трудностях и тяжести вижу руку Божию, охраняющую, спасающую, утешающую, ласкающую, увеселяющую…».

Был направлен в лагпункт в селе Чистюнька при станции Топчиха Томской железной дороги, затем в лагпункт села Ворошиловка. Работал счетоводом-картотетчиком в финансовой части, бухгалтером, на общих работах (по десять часов в день), заведующим кладовой рабочего инструмента, сторожем. 30 июня 1937 года по состоянию здоровья переведён в Томскую инвалидную трудовую колонию.

Был снова арестован 2 сентября 1937 г. и 13 октября 1937 г. Особым Совещанием при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу.
В ночь с 24 на 25 октября 1937 г. расстрелян на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.
Возможно, что вместе с ним убили и крестьянского поэта Николая Клюева, точная дата смерти которого неизвестна (в период с 23 по 25 октября).

Прославлен в Соборе Рязанских святых 23 июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.



В Рязани создан Фонд священномученика Иувеналия Рязанского. 25 октября 2004 года в рязанском Театре на Соборной состоялось торжественное заседание, посвященное памяти священномученика Иувеналия. В заседании приняли участие архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, вице-губернатор, председатель правительства Рязанской области А.Ярин, представители Рязанской епархии, властных структур и общественности города.
Фонд создали, но до наших дней так и не дошел тот маленький, ветхий скромный домик (ул. Затинная, 29), в котором проживал в Рязани новомученик Иувеналий.

Дом новомученика, политзаключенного, казненного НКВД в 1937 году в лагере, архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия (Масловского Евгения Александровича) в Рязани по ул. Затинная.



Общественности города и епархии РПЦ не удалось отстоять сохранение и мемориализацию этого дома - участок был продан властями под бизнес-застройку. Журналист Михаил Колкер в № 24 еженедельника "Дом.Строй" от 22.06.2011 г.писал: "Несмотря на протесты рязанцев, в декабре 2008 года был снесен небольшой старый домик на улице Затинной. В нем жил отец Иувеналий, рязанский святой и великомученик. На этом месте вырос элитный особняк. По словам главного архитектора Рязани Владимира Соловьева, было невозможно определить, входила ли эта территория в охранную зону."
Заслуженный художник России, скульптор, председатель фонда «Творческое достояние» Раиса Лысенина: "Почему же до сих пор нет ни знаков, ни скульптур, посвященных нашим землякам, которые являются не только профессионалами или людьми известными, они - святые? Зато у нас на глазах сносится дом, где жил расстрелянный священномученик Иувеналий."
Увы, в Рязани потихоньку уничтожают исторический центр.

Остается только память в сердцах людей.
Вечная память.

Тропарь святому Иувеналию
Любимиче паствы Рязанския, юже от нечестия и безверия ограждая пострадал еси даже до крове, священномучениче Иувеналие, молися о нас Владыце Христу, да сохранит державу Российскую в мире и благоденствии и спасет души наша.

Православие, репрессии, Рязань, мученики, антисоветское, история

Previous post Next post
Up