70 лет назад в Рязани родился замечательный русский артист Александр Фатюшин. Он был необыкновенно ярким актером, харизматичным, талантливым, разноплановым, с легкостью перевоплощающимся в любого персонажа. Александр Фатюшин известен по многим картинам и театральным работам, сыграл в более чем 40 фильмах, а настоящий успех пришел к актеру после картины «Москва слезам не верит». Ему часто предлагали роли второго плана, но и эти роли он играл так, что зрители воспринимали судьбы его героев, как судьбы своих друзей или родственников. Даже в ролях второго плана он запомнился мужчиной с сильным характером.
Вспомнил рассказ своей школьной учительницы. Рязань ведь «большая деревня». И она когда-то была вожатой в школе № 1, знала Фатюшина еще школьником. Вспоминала о нем с теплотой, как о добром, веселом мальчишке, который с детства имел тягу к профессии актёра.
И ведь Фатюшин и в самом деле добился своего!
Родился Александр Фатюшин 29 марта 1951 года в Рязани. Отец был простым водителем, мама работала на фабрике. Саша был самым младшим, у родителей уже подрастали дочь и сын, когда он родился. Когда мальчику было четыре года, он чудом остался жить. Он выскочил на дорогу, и на него на большой скорости мчался автомобиль. Хорошо, что рядом находилась их соседка Антонина Семеновна, именно она буквально выхватила его из под колес машины.
Самым большим увлечением мальчика был футбол. Он начал играть еще в детские годы, в городской юношеской команде «Алмаз», и пронес это увлечение через всю жизнь. В начальных классах школы Саша увлекся еще и театром, он постоянно пропадал в школьном драмкружке, куда привел его старший брат Виталий. Очень скоро Виталию надоело лицедейство, и он бросил эти занятия, а Саша продолжал с удовольствием посещать репетиции.
В двенадцать лет Саша впервые увидел постановку «Петровка, 38» во время гастролей Горьковского театра в его городе. Надев первый в своей жизни костюм, Фатюшин отправился за билетами, но их не оказалось. Тогда мальчика провел в зал работник театра, потрясенный его желанием увидеть спектакль.
Наверное, уже в те годы мальчик чувствовал, что это детское увлечение сыграет большую роль в его судьбе.
Все так и произошло. Получив школьный аттестат, Фатюшин сообщил родным о своем намерении пробоваться в театральный институт. Члены семьи отреагировали по разному. Сестра сказала, что у них слишком не театральная фамилия, и что с ней нечего даже пытаться попасть в это учебное заведение. Но упорства Александру было не занимать, он предложил спор, и сказал, что не пройдет и десяти лет, как их фамилия станет известной на весь Союз.
Творческий путь Александра Фатюшина
С первой попытки поступить в театральный вуз будущему актеру не удалось, и он провел год, работая мастером по изготовлению чучел животных и птиц. В 1969 году Фатюшин стал студентом ГИТИСа (курса Александра Гончарова).
- Я поступил на курс к Гончарову, а после окончания ГИТИСа был зачислен в труппу. На экзамене я читал ему Чехова, «Разговор человека с собакой». Говорил, обращаясь непосредственно к Гончарову: «Ну вот ты, собака, ничего не понимаешь». После прослушивания он мне сказал: «Вы прошли».
Кстати, на актерский Гончаров взял только троих ребят: Сашу Соловьева, Игоря Костолевского и Фатюшина.
Рязанский Марлон Брандо
Окончил институт в 1973 году. Вместе с товарищами Александром Соловьевым и Игорем Костолевским стал играть в театре имени Маяковского. Потом Соловьев ушел в ТЮЗ, а Саша и Игорь играли в Театре имени Маяковского. Костолевский говорит, что Фатюшин был самым талантливым среди них. Главный режиссер театра Андрей Гончаров называл Фатюшина рязанским Марлоном Брандо.
В театре у Александра были интересные роли, комедийные, но чаще он играл так называемых «социальных героев». Играл в спектаклях «Молва», «Энергичные люди», «Жизнь Клима Самгина», «Бег», «Человек на своем месте» и многих других. И был достаточно плотно занят в репертуаре до конца жизни. Блистал в спектаклях «Наполеон», «Не о соловьях», «Дети Ванюшина», который театралы окрестили «Дети Фатюшина», где он исполнял главную роль.
Спустя год после окончания ГИТИСа Фатюшин дебютировал в кино. Сначала он сыграл небольшую роль командировочного в телефильме Алексея Коренева «Три дня в Москве».
А чуть позже, в том же 1974 году, в культовом фильме Андрея Смирнова «Осень» он сыграл роль молодого человека по имени Эдик. Благодаря этой роли на Фатюшина обратили внимание, и в 1976 году он был приглашен вместе с Игорем Костолевским на главную роль в картину Павла Любимова «Весенний призыв». Молодые актеры блестяще справились с поставленной задачей. Фатюшин убедительно сыграл сержанта Карпенко. Его сержант еще вчера был обычным призывником, а сегодня его наделили властью над солдатами, и он пытается доказать всем свое превосходство. В противостояние с деспотичным сержантом вступает интеллигентный призывник, которого отлично сыграл Костолевский. Их дуэт выглядел очень правдоподобно, и блестящая игра Фатюшина была отмечена премией Рижского Всесоюзного фестиваля.
Вообще, Фатюшину везло с ролями военных или милиционеров.
Например, сыграл инспектора уголовного розыска Тихонова в детективе Альберта Мкртчана «Лекарство против страха» (по одноименной книге братьев Вайнеров).
Фатюшин много снимался в кино. Снялся примерно в 40 ролях.
Была у Фатюшина и несколько необычная роль - за кадром. Приступая к съемкам фильма «Служебный роман», Эльдар Рязанов специально для Фатюшина написал большую и интересную роль мужа секретарши Верочки (ее блистательно сыграла Лия Ахеджакова).
«Я должен был сыграть такого фанатика-мотоциклиста. Конфликт шел на уровне - он любил ее и мотоцикл, но мотоцикл все-таки больше», - вспоминал актер.
Уже было отснято много материала, как вдруг случилось несчастье - в театре во время спектакля Фатюшин получил тяжелую травму глаза, после чего попал в больницу, где ему сделали операцию. Рязанов ждал, сколько мог актера, но выздоровление затягивалось. Тогда он приехал в больницу и честно признался, что все сроки вышли. Фатюшину не хотелось, чтобы роль была слеплена кое-как, и он посоветовал - раз так, то лучше вырезать ее всю. В результате по ходу фильма Верочка постоянно говорит со своим мужем, а в кадре он появляется всего в двух крошечных эпизодах.
Так постепенно Александр Фатюшин подошел к своей звездной роли - хоккеиста Гурина в легендарной мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Режиссер приглашал артистов на пробы парами. Фатюшин пробовался вместе с Ириной Муравьевой, и их дуэт практически сразу был утвержден.
При создании своего персонажа Фатюшин не опирался на какой-то прототип, скорее это был собирательный образ спортсмена. Тем более что среди друзей актера было немало хоккеистов. Особенно дружен он был со знаменитой ларионовской пятеркой. После выхода фильма многие хоккеисты подходили к нему и благодарили: «Сань, попал в точку». А вскоре Александр Фатюшин был приглашен советской сборной вместе с группой артистов в качестве поддержки на Олимпийские игры в Калгари.
- В фильме я играл хоккеиста, но это не важно, потому что, понятие «спортивный режим» мне знаком не понаслышке. Я, можно сказать, хронический болельщик «Спартака» - это моя родная команда, нашей дружбе уже очень много лет. Меня уже давно считают талисманом команды - когда я присутствую на игре, наши ребята обязательно выигрывают. Поэтому, если у меня есть возможность, я выезжаю на важные матчи в группе поддержке команды. Я даже был свидетелем у Рината Дасаева на свадьбе, за что получил «по шапке» от режиссера. Дело в том, что я за два месяца предупредил Гончарова, чтобы в назначенный день не ставили спектакли с моим участием, и как назло, буквально накануне меня спешно ввели в новую пьесу. Пришлось взять больничный. Все бы ничего, да кто-то из «добродетелей» подкинул на стол Гончарову газету на английском языке, и даже не поленился подчеркнуть фломастером мою фамилию в списке именитых гостей. Скандал был ужасный! Но я не мог подвести друга.
- С чего пошла эта дружба?
- Я и сам играл в футбол в Рязанском «Спартаке». В детстве чем только не занимался - боксом, играл в хоккей, баскетбол, футбол… В общем, мне была прямая дорожка в спорт.
Фильм «Москва слезам не верит» имел оглушительный успех и у зрителей, и у профессионалов. Он собрал множество различных призов, среди которых: Премия «Оскар» Американской Академии киноискусства за лучший иноязычный фильм 1980 года, Приз гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм 1980 года, Премия за лучший иностранный фильм на КФ американских фильмов в Хьюстоне-81. Фатюшин за свою роль призов не получил, ему досталось гораздо большее - всенародное признание и любовь миллионов зрителей.
Фатюшин:
- Вы не забыли, что это было еще Советские годы? Помню, спустя некоторое время, после того, как картине вручили «Оскара», я в составе антрепризной группы нашего театра был на гастролях в Нью-Йорке. Ко мне подошел Майкл Кристофер, автор сценария «Иствудских ведьм» и пригласил в гости к себе домой. В гости мы отправились всей командой: я, Ира Печерникова, Бочкарев, саксофонист Козлов и в качестве переводчицы Лада Фетисова, жена знаменитого хоккеиста. Майкл долго извинялся, что принимает нас в скромном доме… с балюстрадами, бассейном и пальмами, говорил, что, мол, вот вы - «Оскар» должно быть живете, по-настоящему в шикарном жилище! На что я ему отвечаю: «Нет, я живу в однокомнатной квартире». И бедная Лада сорок минут пыталась перевести, что значит «однокомнатная квартира». Он никак не мог понять, как это: обедать на кухне, принимать гостей на кухне, работать над ролью на кухне, просматривать кинофильмы тоже на кухне. Он хватался за голову и восклицал: «Но вы же «Оскар»!». Вот такие привилегии."
Фатюшин не очень любил вспоминать о фильме «Москва слезам не верит», где он сыграл спившегося хоккеиста Сергея Гурина. Может потому, что наш зритель любит отождествлять актера и его персонажа:
- В жизни каждого артиста бывают такие моменты, я же до 35-ти лет был холостяком, пытался брать от жизни все, и хорошее, и плохое. Но серьезных проблем по этой части у меня никогда не было, в отличие от моего героя. Но почему-то все помнят именно эту роль, хоть у меня было более шестидесяти разных картин, «Весенний призыв», «Одиночное плавание», «Россия молодая»… мне очень дорог Крыков, герой этого сериала.
Кстати, на съемках «России молодой» актёр чуть не погиб.
С «Россией молодой» связана история, которая могла бы стать роковой. 12 мая 1980 года снималась сцена повешения героя Александра Фатюшина. Актер должен был накинуть на шею веревку, спрыгнуть со ступенек, а аккуратно подрезанная веревка в нужный момент должна была оборваться. Веревка не оборвалась. Фатюшину повезло, что узел был завязан неправильно, и он успел просунуть руку. Помогли и расторопные товарищи. Шрам на шее не проходил очень долго, а чудом спасшийся актер с тех пор каждый год праздновал свой второй день рождения.
В роли Афанасия Крыкова («Россия молодая»)
Фатюшин сыграл в более чем 40 фильмах, в основном второстепенных персонажей. В числе наиболее известных картин, в которых он принимал участие значатся «Москва слезам не верит», «Россия молодая», «Одиночное плавание», «Кодекс молчания».
Сыграв массу заметных ролей в популярных фильмах, для всех он так и остался непутевым хоккеистом из культовой ленты начала 80-х «Москва слезам не верит». С кого он писал тот трагический образ? С великого Александра Альметова, с суперталантливых Виктора Блинова или Александра Гусева? Да мало ли еще было сошедших со своей колеи на обочину жизни… На фатюшинской свадьбе Владимир Меньшов рассказывал, что по сценарию бедолага-хоккеист так и заканчивал жизнь, утонув в вине. Но мосфильмовское начальство настояло на хеппи-энде - слишком уж искренен и обаятелен был в этой роли Фатюшин, чтобы губить его героя. Эти два качества и делали Сашу душой любой компании. Хоккейная ли сборная Тихонова, футбольная ли Романцева - Фатюшин везде был свой.
- Я же фартовый, - любил повторять он. И тут же спохватывался: - Для других.
И как в это не верить? На Олимпиаде-88 в Калгари команде Виктора Тихонова не сулили ничего хорошего.
- Надежда только на тебя, Санек. В случае чего выйдешь на лед, вспомнишь свои подвиги из "Москвы слезам…", - шутили Крутов с Макаровым.
- Смейтесь, смейтесь, - улыбался Фатюшин, приехавший на турнир в составе группы поддержки. - Коли я здесь, все будет в порядке. Попробуйте только не выиграть.
Выиграли. И подарили ему клюшку с золотыми олимпийскими автографами.
В 2001 году сборной России по футболу предстоял ключевой отборочный матч чемпионата мира с Югославией. Фатюшин вместе со своим тезкой Абдуловым полетел с журналистами.
Выиграли. Колдовство? Вряд ли. Просто добрейшей души Саша не мог огорчать близких людей мрачными прогнозами. И если даже по части предсказаний давал маху, то ему всегда и все прощалось. Как, впрочем, и на поле, где он чувствовал себя так же уверенно, как на сцене.
И капитаном сборной родного театра его избрали не за красивые глаза. Играл он форварда, играл бесстрашно, чем-то напоминая своего морского пехотинца из «Одиночного плавания». Тот лез вперед, никого не замечая, - и Фатюшин видел только чужие ворота. Строгие тренеры Армен Джигарханян и Анатолий Ромашин его за это не корили - такой характер. Тем более что голы капитан забивал исправно.
Простили ему однажды и липовый бюллетень, взятый, чтобы выступить свидетелем на свадьбе Рината Дасаева: как было отказать другу? Событие это, естественно, не было обойдено вниманием прессы, тайное стало явным, и в Маяковке назревал скандал. Но у тогдашнего директора театра Михаила Зайцева в последний момент подписывать суровый приказ рука дрогнула: как лучшего футболиста накажешь?
Фатюшин боготворил «Спартак», о чем знали все. Но это обстоятельство не мешало ему ходить на матчи хоккейного ЦСКА: в армейском клубе играл его друг Вячеслав Фетисов, и этим было сказано все.
- С того момента, как мы с Сашей познакомились, тему клубной непримиримости не обсуждали никогда, - вспоминает Фетисов. - И не припомню, чтобы кто-то из армейского или спартаковского окружения упрекнул его в этом. Фатюшин был прежде всего надежным и верным товарищем. Об этом все знали. А потому и прощалась ему подобная вольность.
В театре он познакомился с актрисой Еленой Мольченко, которая была младше его на двенадцать лет. Знаменитый Фатюшин сразу ей понравился:
- У нас в репертуаре была сказка «Иван-царевич». Я там играла Жар-птицу. Старалась вовсю, махала крыльями, и на меня упала декорация, своей жесткой деталью-штакетом ободрав мне нос и щеку. Было очень больно. Вечером мне в актерское общежитие, на Павелецкую, неожиданно позвонил Фатюшин. Ему сказали, что я изуродовала лицо, и он очень испугался. Стал интересоваться, не нужна ли мне какая-нибудь помощь, лекарства? А спустя некоторое время приехал сам. Помню: открывается дверь, и он стоит на пороге. В дубленом полушубке, в меховой шапке. И сразу признался, что любит меня и хочет, чтобы мы сейчас же поехали жить к нему.
Супруги прожили счастливо семнадцать лет...
Фатюшину многое прощалось. За отзывчивость, доброту, умение в нужный момент быть рядом. За отношение к тем, кого искренне любил. Варварски он относился только к себе, к своему здоровью. Здесь любовь близких уже помочь не могла. И если в сценарии ленты Меньшова все можно было поправить, то в жизни не получилось. Было уже поздно: жизнь, увы, не кино.
Так уж случилось, что и умер Александр Фатюшин как болельщик. В тот роковой день 6 апреля 2003 года «Спартак» крупно проиграл ЦСКА. Фатюшин весь вечер переживал, а спустя несколько минут после финального свистка ему стало плохо. У Александра в этом время были осложнения от воспаления лёгких. Когда врачи приехали, было уже поздно…
Похоронен актёр 9 апреля на Аллее памяти выдающихся спортсменов и тренеров Востряковского кладбища в Москве (участок № 131).
Леонид Филатов посвятил Фатюшину документальный фильм, вышедший в программе «Чтобы помнили».
Осталась светлая память о замечательном артисте, и просто о хорошем парне, нашем земляке Александре Фатюшине.
Вечная память.
Ссылки:
65 лет назад в Рязани родился актёр Александр Фатюшин Биография Его слезам Москва не верила. Памяти Александра Фатюшина Интервью с Александром ФатюшинымСвоя колея ФатюшинаСписок ролей