Памяти Касимовских мучеников. Пострадавшие за Христа 23 декабря (10 декабря ст.ст.) Ч. 2

Dec 23, 2020 02:17



XX век вписал тысячи новых имен в Собор Российских святых. Это новомученики и исповедники, которые в страшные годы гонений на веру не побоялись открыто исповедать Христа. 23 декабря празднуется память двух десятков рязанских подвижников, пострадавших за веру в разные годы XX столетия. Продолжение. Начало здесь.

Священномученика протоиерея Михаила
(Кобозев (Кобзев) Михаил Иванович, † 23.12.1937)




Одним из тех, кто попал под молох сталинских репрессий, был священник Михаил Иоаннович Кобозев, отдавший более двух десятилетий своей жизни служению в Вознесенской церкви Раненбурга. В 30-е годы северная часть Раненбургского уезда была выделена в самостоятельную единицу - Ново-Деревенский район Рязанской области с центром в посёлке Александро-Невский. В страшном 1937-м протоиерей Михаил Кобозев возглавлял здесь небольшой приход в селе Благие.



Родился Михаил Кобозев 4 февраля 1874 года в селе Спас-Леоновщина Егорьевского уезда Московской губернии. Его родителями были диакон церкви Преображения Иоанн Львович и Мария Гавриловна Кобозевы. Крещён он был в той же церкви уже 5 февраля. Его воспреемниками были брат и сестра отца - Дмитрий и Мария Кобозевы. О жизненном пути отца Михаила сухими строками анкетных данных говорит «Ведомость о церкви Вознесения Господня в городе Раненбурге за 1915 год», хранящаяся в Рязанском областном архиве. Как и для большинства детей священнослужителей, дальнейшая жизненная перспектива Михаила была практически предопределена. Его ждала духовная карьера. В 1892 году он окончил полный курс Скопинского духовного училища с правом поступления в Рязанскую духовную семинарию. Однако учёбе Михаил предпочёл практическую деятельность. Два года он был практикантом при церковно-приходской школе села Дымова Скопинского уезда. В 1894 году М. И. Кобозев получил свидетельство о звании учителя начальной школы. Свою самостоятельную педагогическую деятельность Михаил начал в приходской школе села Мурзинка Скопинского уезда Рязанской губернии. В 1897 году он обучался на церковно-учительских певческих курсах, которые закончил очень успешно, о чём имел соответствующее свидетельство.

В 1898 году начинается новый этап в жизни Михаила Кобозева. С этого времени его судьба была связана с раненбургской землей. Епископом Рязанским и Зарайским Мелетием он был рукоположен во диакона к Духовской церкви села Благие Раненбургского уезда Рязанской губернии. Отец Михаил, как и многие священники, в то же время преподает детям Закон Божий в Бахметьевско-Благовской церковно-приходской школе.
В 1910 году отец Михаил был перемещён диаконом в раненбургскую Вознесенскую церковь. Большая семья Кобозевых переезжает в уездный город Раненбург. В то время у Михаила Ивановича и Софии Николаевны было шесть детей, старшие - сыновья Николай и Иван, и дочери - Вера, Антонина и Анна. Уже в Раненбурге в 1915 году в семье Кобозевых родился ещё один сын - Михаил. Они поселяются в небольшом доме на Площадной улице (ныне это улица Калинина). Информация о семье Кобозевых весьма скупа. В «Ведомости о Вознесенской церкви…» в графе «Сведения о поведении священнослужителей с их семействами» об отце Михаиле сделана краткая, но очень ёмкая запись: «Весьма прехорошего». Продолжается в Раненбурге и педагогическая деятельность Михаила Кобозева. В 1913 году он утверждён в должности законоучителя Пригородной Лучинской земской школы. «За примерное и усердное ведение дела обучения детей» отец Михаил был награждён серебряной медалью «В память 25-летия церковной школы», получил благодарность от Рязанского Епархиального училищного совета. Вскоре его рукоположили во священника.

1917 год стал переломным в судьбе России. С небывалой силой обрушились гонения на Русскую Православную Церковь после октябрьского переворота. В этих условиях отец Михаил пытается сплотить верующих вокруг Православной Церкви. В семейном архиве внучки отца Михаила Т. М. Чубановой сохранился проект создания культурно-религиозной общины при Вознесенском храме. Кроме религиозного просвещения жителей города и его окрестностей, одной из главных целей, по мнению отца Михаила, для создаваемой общины должна стать «благотворительность на братских христианских добровольных началах». Следующая важнейшая задача: община «вообще содействует духовно-нравственному оздоровлению окружающей жизни (борьба с хулиганством и нравственной распущенностью, охрана детства и материнства)». На обратной стороне листа - список прихожан-раненбуржцев, которые, как считал отец Михаил, имели влияние на общественное мнение и могли бы принять активное участие в работе общины. Время не пощадило этот документ, и, к великому сожалению, имена и фамилии читаются лишь отрывками… Неизвестно, удалось ли воплотить эту идею в жизнь, хотя с уверенностью можно сказать, что в 20-30-е годы подобные попытки властью пресекались в зародыше. Натиск на Русскую Православную Церковь усиливался год от года. Ужесточались налоги, изымалось церковное имущество, закрывались храмы. Первой жертвой богоборчества в Раненбурге стала именно Вознесенская церковь, где служил отец Михаил. В здании напротив размещался уездный комитет большевиков, и соседство с храмом власти посчитали невозможным. Церковь была закрыта.

Отец Михаил в 1932 году вынужден оставить семью в Раненбурге. Он получает приход в соседнем Ново-Деревенском районе, в селе Дмитриевский Боровок. Уже в следующем году архиепископом Рязанским Ювеналием отец Михаил был возведён в протоиерейскую степень.
Лавина массовых репрессий пришлась на 1937 год. В конце октября были арестованы восемь священнослужителей Ново-Деревенского района Рязанской области. Их обвинили в создании контрреволюционной организации. Поводом для ареста послужило то, что все священники соседних приходов в престольный праздник 1 июля прибыли в село Зимарово поклониться чудотворной Боголюбско-Зимаровской иконе Божией Матери. В это время отец Михаил Кобозев служил в том же приходе, в котором и начинал свой священнический путь, в селе Благие. Непосредственно отца Михаила обвинили в том, что он «…проводил антисоветскую и контрреволюционную деятельность, направленную на срыв всех проводимых мероприятий и озлобление колхозников против существующего советского строя». По распространённой практике того времени обвинение строилось на доносах. Естественно, что люди шли в храм не только с духовными нуждами, но и с заботами житейскими. И, конечно же, в присутствии прихожан священник высказывал своё мнение по различным вопросам. Оказалось, то, что знали прихожане, знали и сотрудники НКВД. Так, в следственном деле со слов одного из «сочувствующих власти» прихожан записано, что отец Михаил говорил: «Большевики живут только на обмане, расстреливают своих братьев, которые вместе с ними работали, а в Писании Божием так и сказано, что настанут времена: друг друга будут продавать, и брат будет стрелять брата, говорить будет ничего нельзя, так как камень, и тот будет предавать…» Слова оказались пророческими и для самого говорившего…

Участь арестованных священнослужителей была предопределена заранее. Следствие было лишь формальностью, его вели только для того, чтобы соблюсти внешний ритуал и затем привлечь священников к уголовной ответственности. Интересен факт, на который обратил внимание внук отца Михаила - Н. Н. Кобзев - в следственном деле в «Анкете арестованного» в графе «Состав семьи» нет упоминания об одной из дочерей - Анне. По словам Николая Николаевича, Анна Михайловна в то время жила не в Раненбурге, и, зная о грозящей его семье опасности, отец Михаил таким образом пытался отвести беду хотя бы от младшей из дочерей, всеобщей любимицы Анны.

Следователь, проводивший допросы, настойчиво требовал от отца Михаила признательных показаний против себя и других священников. Отец Михаил вёл себя достойно. Он прекрасно понимал, что одним неосторожным словом может погубить своих собратьев. Отец Михаил Кобозев в своих ответах неоднократно опровергал все обвинения следствия.
Следствие велось с удивительной быстротой, на все юридические процедуры работникам НКВД понадобилось чуть более месяца. Вскоре было вынесено обвинительное заключение. В начале декабря 1937 года решением «тройки» при УНКВД по Рязанской области протоиерей Михаил Кобозев был приговорён к расстрелу.

Страница 146 следственного дела. Три машинописных бланка с канцелярски-невзрачными заголовками «Выписка из акта», в которых «для скорости» необходимо вписать лишь фамилию и дату. В последнем из них четыре строки: «Постановление Тройки УНКВД по РО от 6/XII 1937 г. в отношении Кобызева Михаила Ивановича приведено в исполнение 23/XII 1937 г в «…» часов. Подписи…»
Приговор был приведён в исполнение в тюрьме города Ряжска. Место захоронения отца Михаила неизвестно.

Преподобномученика иеромонаха Сергия
(Сорокин Николай Иванович, † 23.12.1937)



Преподобномученик Сергий (в миру Николай Иванович Сорокин) родился в 1900 году в городе Скопине в Рязанской губернии в семье жестянщика. С раннего возраста Николаю и его трем сестрам благочестивые и богобоязненные родители привили любовь к Богу, к храму, к молитве. Николай выбрал самый трудный и тернистый путь духовного служения - монашество. По благословению родителей Николай в 1918 г. поступил в Пронский Спасо-Преображенский монастырь в городе Скопине. Однако через шесть месяцев монастырь был закрыт богоборческой властью и Николай возвратился домой, откуда его призвали в красную армию. Три с половиной года он прослужил в красной армии солдатом. В 1922 году, после окончания военной службы, Николай Иванович поехал в Абхазию, в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, где принял монашеский постриг в честь прп. Сергия Радонежского. Но и этот монастырь был закрыт в 1924 году. После закрытия монастыря большинство Ново-Афонских монахов поселились в долине Псху недалеко от Нового Афона. В 1928 г. монах Сергий (Сорокин) вернулся в Рязанскую губернию и был рукоположен во иеромонаха архиепископом Рязанским и Шацким Иувеналием (Масловским).

Служить отец Сергий был назначен в Троицкую церковь в селе Заполье Спасского уезда Рязанской области на место репрессированного протоиерея Василия Мрежина, благочинного Спасского уезда. Благословляя молодого пастыря, в своем напутствии архиепископ Иувеналий (Масловский) рекомендовал ему по всем вопросам обращаться за советом к игумену Филарету (Пряхину), который нес подвиг старчества в соседнем приходе села Срезнево, являясь настоятелем Казанского храма. Отец Сергий знал его еще по Пронскому монастырю и был несказанно рад, что Господь послал ему вновь такого наставника. Отца Сергия полюбили прихожане за его искренность и сердечную чистоту, за его стремление помочь каждому нуждающемуся. Свободное же время он проводил в с. Срезнево у отца Филарета. В то время там образовался тайный монастырь, где находили приют гонимые монахи и монахини. Это был островок Православия в безбрежном море навязываемого атеизма. Ежедневные службы по монастырскому чину, незабываемые проповеди - все это привлекало православный люд. На все притеснения со стороны властей отец Сергий только более усиливал моления, повышал торжественность Богослужения, устраивал крестные ходы по своему селу.

В 1931 г. арестовали игумена Филарета (Пряхина), а затем по делу "филаретовцев" арестовали еще 38 человек, в том числе и иеромонаха Сергия (Сорокина). Отца Сергия приговорили к 3 годам исправительно-трудовых лагерей, отбывать наказание он был отправлен в Медвежьегорск в Карелии.
В конце 1934 г. иеромонах Сергий возвратился в Рязань. Владыка Иувеналий благословил его на службу в с. Срезнево, прозорливо видя в нем достойного преемника игумену Филарету. Понимая всю ответственность своего назначения, отец Сергий с великим радением принялся за пастырское служение в Казанском храме. Со всей округи стал стекаться к нему народ, видя в нем истинного духовного наставника. Вновь возобновились торжественные Богослужения, крестные ходы по близлежащим селам. В своем приходе он регулярно посещал каждую семью, утешал болящих, врачевал духовные раны, наставлял на путь истинный заблудших. Все это он делал ненавязчиво, с искренним желанием помочь каждому, с истинной христианской любовью. При Казанском храме вновь поселились монахини из закрытых монастырей.
В 1937 году последовал новый арест за "контрреволюционную деятельность, критику политики партии, правительства и Советской Конституции". 23 декабря 1937 года преподобномученик Сергий (Сорокин) был расстрелян.

Мученицы Евдокии
(Мартишкина Евдокия Петровна, † 25.05.1938)



Евдокия Петровна Мартишкина родилась 1 марта 1880 годе в селе Габлицы (Гиблицы) Касимовского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Муж Евдокии Петровны был расстрелян в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде.
6 ноября1937 года Евдокия Мартишкина была арестована как «активная церковница» с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского (ныне Касимовского) района Рязанской области по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников». Обвинялась Евдокия Петровна в том, что «вела среди населения пораженческую агитацию, высказывала пораженческие настроения». Содержалась она сначала в тюрьме города Касимова, позднее переведена в Рязань. На допросе отвергла все предъявленные ей обвинения. 6 декабря 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Рязанской области была приговорена к 10 годам ИТЛ. Скончалась в заключении в Ташкенте. День памяти мученицы Евдокии отмечается в день казни ее соузников - касимовских священномучеников протоиереев Александра Туберовского, Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова, свящ. Николая Карасёва и др.

Исповедницы Анны
(Ивашкина Анна Поликарповна, † 9.02.1948)



Анна Поликарповна Ивашкина родилась в 1894 году в селе Левино Касимовского уезда Рязанской губернии в благочестивой крестьянской семье. После того, как Анна была брошена мужем вскоре после свадьбы, она по совету блж. Матроны Анемнясевской вышла замуж за вдовца с тремя детьми.
В 1934 году после закрытия ближайшего храма в селе Шеенки Анна Поликарповна организовала молитвенный дом, затем односельчане стали собираться для молитвы в разных домах, чтобы не вызвать подозрений у представителей советской власти. Ночью 6 ноября 1937 года Анна Ивашкина была арестована как «активная церковница» по обвинению «в организации деревенской общественной молитвы» и вместе со всеми отправлена в Рязань. 6 декабря 1937 года исповедница Анна была приговорена к 10 годам ИТЛ. Отбывала наказание в разных лагерях. 6 ноября 1947 года в Ташкенте истек срок ее заключения, но тяжелая болезнь сердца, дистрофия и дизентерия не позволили ей выйти на свободу: почти три месяца Анна Поликарповна Ивашкина пролежала в лагерной больнице, где и скончалась.



Исповедницы Феклы и исповедницы Татианы
(Макушева Фекла Васильевна, † 1954, Бякирева Татьяна А., † 1948)



Фекла Макушева родилась в 1901 году, Татьяна Бякирева - в 1890 году. 6 ноября 1937 они в числе 27 человек были арестованы и заключены сначала в тюрьму города Касимов, а потом всех обвиняемых по делу отвезли в Рязань для вынесения и исполнения приговора. Исповедницы Фекла и Татиана проходили по групповому делу «Дело к/р повстанческой организации церковников. Рязанская о., Бельковский (Касимовский) р., 1937г.». 6 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области они были обвинены в том, что являлись «активными участницами к/р повстанческо-террористической организации, вели среди населения пораженческую агитацию и высказывали террористические настроения». Фекла Макушева и Татиана Бякирева, так же, как Анна Ивашкна и Евдокия Мартишкина, были приговорены к 10 годам ИТЛ, остальные 23 человека, проходившие по этому делу, были расстреляны.

Преподобноисповедницы схимонахини Анны
(Столярова Анисия Гуреевна, † 23.12.1958)



Схимонахиня Анна (в миру Столярова Анисия Гуреевна, род. 12.01.1895), исповедница, подвизавшаяся в селе Срезнево Шиловского района.

Духовная дочь священномученика Филарета Срезневского, она долгие годы была хранительницей чудотворной иконы Божией Матери «Споручница Грешных», которая до сих пор находится в Казанском храме Срезнева. Вскоре отца Филарета арестовали, обвиняя в антисоветской агитации, а следом за ним были отправлены в концлагеря матушка Анна и священник Сергий Сорокин, клирик Казанской церкви. Через 3 года они вернулись в Срезнево, но вскоре последовал новый арест. Подвижнице много пришлось пострадать в лагерях и пересылках: она отбывала срок в Казахстане, на Камчатке, на Дальнем Востоке, в Сибири. Но долгие годы каторжного труда не сломили матушку духовно. В 1942 году она умирала в концлагере от истощения и попросила священника из заключенных исповедовать и причастить ее. Он, обладая даром прозорливости, поведал ей о том, что ему самому открыл Господь: монахиня останется в живых, выйдет из лагеря, встретит на своем жизненном пути девицу Марию и через несколько лет после освобождения скончается у нее на руках. Все предсказанное сбылось. Матушка Анна вернулась в Срезнево в 1950 году и восемь лет служила при храме вместе с другими монахинями. Они жили по монастырскому уставу. Во всем была строгость и вместе с тем истинная христианская любовь. Господь открыл матушке духовные очи. Монахини неоднократно видели, как она разговаривала с Божией Матерью. Заболела матушка внезапно и через три месяца умерла на руках у одной из послушниц - Марии, которая в скором времени приняла постриг с именем Мариамна и стала хранительницей чудотворной Срезневской иконы. Монахиня Мариамна скончалась совсем недавно - весной 2008 года, через 5 лет после прославления в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских схимонахини Анны. Мощи преподобноисповедницы Анны находятся в Казанской храме села, где она подвизалась.

Упокой, Господи, души усопшихъ рабъ Твоихъ, за Тебя пострадавшихъ и сотвори имъ вечную память.

война против Церкви, Православие, репрессии, Рязань, мученики, антисоветское

Previous post Next post
Up