Загадка гибели линкора «Новороссийск»: 65 лет трагедии в Севастополе

Oct 29, 2020 21:42



65 лет тому назад, 29 октября 1955 года флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линкор «Новороссийск» затонул в Северной бухте Севастополя.
Об этом корабле и его таинственной гибели мало кто знал до конца 80-х, когда о нем разрешили писать. Но и до сих пор  тайна гибели линкора «Новороссийск» остаётся загадкой.



«Новороссийск» - советский военный корабль, линкор Черноморского флота ВМФ СССР. До 1948 г. корабль состоял в составе итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare, в честь Гая Юлия Цезаря).
Дредноут «Giulio Cesare» - один из пяти кораблей типа «Конте ди Кавур» (Giulio Cesare, Leonardo da Vinci, Conte di Cavour, Caio Duilio, Andrea Doria), построенных по проекту инженер-генерала Эдоардо Масдеа и спущенных на воду в 1910-1917 гг.
Являясь основной силой итальянского флота в двух мировых войнах, они не принесли ему славы, не нанеся противнику ни малейшего урона. «Кавур» и «Да Винчи» погибли не в бою, а в своих базах.
А «Юлию Цезарю» было суждено стать единственным линкором, который страна-победительница не сдала на слом, не использовала для экспериментов, а ввела в строй действующего флота, да еще в качестве флагманского корабля, несмотря на то, что он явно технически и морально устарел.



Giulio Cesare был вторым в серии, его строила фирма «Ансальдо» (Генуя). Корабль был заложен 24.06.1910 г., спущен на воду 15.10.1911 г. и вошёл в строй 14.05.1914 г. Получил девиз «Чтобы выдержать любой удар».
Вооружение составили орудия калибра 305, 120 и 76 мм. Водоизмещение корабля составило 25 тысяч т.



Линкор "Джулио Чезаре" после модернизации в 1940 г.

«Джулио Чезаре» был задействован в сражениях Первой и Второй мировых войн. После окончания Второй мировой войны достался Советскому Союзу в счет репараций. На Тегеранской конференции было решено разделить итальянский флот между СССР, США, Великобританией и странами, пострадавшими от фашистской агрессии. По жребию англичане получили новейшие итальянские линкоры типа «Литторио». СССР же, на долю которого выпал «Чезаре», смог перевести его в Севастополь только в 1949 г. Приказом по Черноморскому флоту от 5.03.1949 г. линкору присвоили название «Новороссийск».

Линкор находился в крайне запущенном состоянии - 5 лет стоял на консервации в порту Таранто. Непосредственно перед передачей СССР прошёл небольшой ремонт (в основном электромеханической части). Не смогли перевести документацию, а корабельные механизмы нуждались в замене. Специалисты отмечали недостатки линкора - допотопный уровень внутрикорабельной связи, убогие системы живучести, сырые кубрики с трехъярусными койками, крохотный неисправный камбуз.
В середине мая 1949 г. линкор поставили в Северный док и уже через несколько месяцев первый раз вышел в море в составе Черноморского флота. Последующие годы постоянно ремонтировался и дооборудовался, находился в строю, не отвечая по многим показателям технического состояния требованиям, предъявляемым к боевому кораблю. В связи с бытовыми трудностями первоочередными ремонтно-восстановительными работами на линкоре явились оборудование камбуза для команды, изоляция экспанзитом жилых и служебных помещений под палубой полубака, а также переоборудование части санузлов, умывальников и душевых.
При этом специалисты были поражены как изяществом обводов подводной части, так и характером её обрастания. Интенсивно оброс ракушкой лишь район переменной ватерлинии, а остальная часть, покрытая пастой неустановленного состава, почти не обросла. Но в неудовлетворительном состоянии оказалась донно-забортная арматура. Более того, как писал последний командир БЧ-5 линкора И. И. Резников, при очередном ремонте обнаружилось, что почти полностью заросли ракушкой трубопроводы пожарной системы, пропускная способность которых уменьшилась в несколько раз.

С 1950 по 1955 г. линкор 7 раз находился в заводском ремонте. Однако некоторые недостатки так и не были устранены вплоть до октября 1955 г. Работы по модернизации вызвали небольшое увеличение массы корабля (примерно на 130 т) и ухудшение остойчивости (поперечная метацентрическая высота уменьшилась на 0,03 м).

В мае 1955 г. «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.
28 октября 1955 г. «Новороссийск» вернулся из последнего похода и занял место на «линкорной бочке» в районе Морского Госпиталя, там, где когда-то последний раз стояла «Императрица Мария»...



Перед ужином на корабль прибыло пополнение - солдаты-пехотинцы, переведенные на флот. На ночь их разместили в носовых кубриках. Для большинства из них это был первый и последний день военно-морской службы.
29 октября в 01.31 под корпусом носовой части корабля раздался мощный взрыв. На корабле была объявлена аварийная боевая тревога, На стоявших рядом кораблях также была объявлена тревога. Аварийные и медицинские группы стали прибывать на «Новороссийск».
После взрыва носовая часть корабля погрузилась в воду, а отданный якорь крепко держали линкор, не позволяя отбуксировать его на отмель. Несмотря на все принимаемые меры, вода продолжала поступать в корпус корабля. Видя что поступление воды остановить не удается, исполняющий обязанности командира Хоршудов обратился к командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко с предложением эвакуировать часть команды, но получил отказ. Команда на эвакуацию была отдана слишком поздно. Более 1000 моряков скопились на корме. К линкору стали подходить шлюпки, но на них успела сойти лишь небольшая часть экипажа. В 4.14 корпус корабля вдруг дернулся и начал крениться на левый борт и через мгновение перевернулся вверх килем. По одной из версий, адмирал Пархоменко, не представляя размеров пробоины, дал команду буксировать в док, и этим погубил корабль.

«Новороссийск» перевернулся также стремительно, как и почти пол-века до него «Императрица Мария». Сотни моряков оказались в воде. Многие, особенно бывшие пехотинцы, под тяжестью промокшей одежды и сапог быстро ушли под воду. Часть команды сумела взобраться на днище корабля, других подобрали на шлюпки, некоторые сумели доплыть до берега. Стресс от пережитого был такой, что у некоторых моряков доплывших до берега, не выдерживало сердце, и они тут же падали замертво. Многие слышали внутри корпуса перевернувшегося корабля частый стук - это подавали сигналы моряки, не успевшие выбраться из отсеков.

Один из водолазов вспоминал: «Мне по ночам потом долго снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, которые они силились открыть. Жестами я давал понять, что будем спасать. Люди кивали, мол, поняли... Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой, - стук в поде хорошо слышен: «Спасайте быстрее, задыхаемся...» Я им тоже отстукал: «Крепитесь, все будут спасены». И тут началось такое! Во всех отсеках начали стучать, чтобы наверху знали, что люди, оказавшиеся под водой, живы! Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам - поют «Варяга»!»
Через прорезанное в кормовой части днища отверстие удалось вытащить 7 человек. Еще двух спасли водолазы. Но из вырезанного отверстия с нарастающей силой начал выходить воздух, и перевернутый корабль стал медленно погружаться. В последние минуты перед гибелью линкора было слышно, как моряки, замурованные в отсеках, пели «Варяг». Всего при взрыве и затоплении линкора погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.



Летом 1956 г. экспедиция особого назначения ЭОН-35 приступила к подъему «Новороссийска». Операцию с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Весть о предстоящем всплытии линкора разнеслась по всему Севастополю, и, несмотря на сильный дождь, все берега бухты и близлежащие холмы были усеяны людьми. Корабль всплыл кверху килем, и его отвели в Казачью бухту, где его перевернули и спешно разобрали на металлолом.

Как тогда говорилось в приказе по флоту, причиной взрыва линкора была немецкая магнитная мина, якобы пролежавшая на дне со времен войны более 10 лет, которая по каким-то причинам неожиданно пришла в действие. Многие моряки были удивлены, ведь на этом месте бухты сразу после войны было проведено тщательное траление и, наконец, механическое уничтожение мин в наиболее ответственных местах. На самой бочке корабли становились на якорь сотни раз.

После подъема линкора комиссия тщательно осмотрела пробоину. Она была чудовищных размеров: более 160 кв. м. Сила взрыва была столь огромной, что ее хватило, чтобы пробить 8 палуб - в том числе 3 бронированные! Даже верхняя палуба была искорежена от правого до левого борта. Нетрудно подсчитать, что для этого понадобилось бы несколько более тонны тротила. Даже самые крупные немецкие мины не имели такой мощи.

Гибель «Новоросийска» породила много легенд. Наиболее популярная из них - диверсия итальянских морских диверсантов. Эту версию поддерживал и опытный флотоводец адмирал Кузнецов.
В годы войны итальянские подводники стояли в захваченном Севастополе, так что некоторые соратники Боргезе были знакомы в Севастопольской бухтой. Но как проникновение итальянской субмарины ко входу в главную базу флота спустя 10 лет после окончания войны могло остаться незамеченным? Сколько рейсов от подлодки к линкору должны были сделать диверсанты, чтобы разместить на нем несколько тысяч тонн тротила? Может быть заряд был небольшим и послужил лишь детонатором для огромной мины, которую итальянцы поместили в секретный отсек у днища линкора? Такой наглухо заверенный отсек обнаружил в 1949 г. капитан 2 ранга Лепехов, но реакции командования на его доклад не последовало.

Некоторые историки утверждают, что члены комиссии при поддержке Хрущева исказили многие факты трагедии, после чего понесли наказание только временно исполняющий обязанности командующего Черноморским флотом вице-адмирал В.А. Пархоменко и адмирал флота Н.Г. Кузнецов, отстраненный от руководства ВМФ и пониженный на две ступени.
Вскоре после гибели «Новоросисйска» слетели со своих постов начальник разведки Черноморского флота генерал-майор Намгаладзе и командир ОВРа (охраны водного района) контр-адмирал Галицкий.

Приказом по флоту семьям погибшим были выданы единовременные пособия - по 10 тыс. руб. за погибших матросов и по 30 тыс. - за офицеров. После чего о «Новороссийске» постарались забыть...
Только в мае 1988 г. газета «Правда» опубликовала впервые небольшую статью, посвященную гибели линкора «Новороссийск» с воспоминаниями очевидцев трагедии, где описывалось героическое поведение матросов и офицеров, оказавшихся внутри перевернувшегося корабля.
(отсюда)

По поводу гибели «Новороссийска» выдвигались различные версии.

Версии о причинах взрыва
Официальная версия. Согласно официальной версии, выдвинутой правительственной комиссией, линкор подорвался на донной магнитной мине, установленной немцами в 1944 г. при уходе из Севастополя. 17 ноября заключение комиссии было представлено в ЦК КПСС, который выводы принял и одобрил. Причиной катастрофы, был назван "внешний подводный взрыв (неконтактный, донный) заряда с тротиловым эквивалентом 1000-1200 кг". Наиболее вероятным признали взрыв немецкой магнитной мины, оставшейся на грунте после Великой Отечественной войны.
Однако источники электропитания вытраленных в 50-х гг. донных мин оказывались разряженными, а взрыватели - неработоспособными.

Профессор, инженер-капитан 1-ранга Н. П. Муру в своей книге «Катастрофа на внутреннем рейде» доказывает, что наиболее вероятной причиной гибели корабля является взрыв донной мины (двух мин). Прямым подтверждением версии взрыва мины Н. П. Муру считает то, что после катастрофы тралением донного ила были обнаружены 17 подобных мин, из которых 3 находились в радиусе 100 м от места гибели линкора.

Мнение Ю. Лепехова, инженера-лейтенанта линкора «Новороссийск»: причиной взрыва послужили немецкие магнитные подводные мины. Но при этом, из-за характера разрушений корпуса линкора (корабль был пробит взрывом насквозь, причём пробоина в днище не совпадает с пробоиной на палубе), полагает, что взрыв мины вызвал детонацию заряда, который был заложен на корабле итальянцами ещё до его передачи советской стороне. Лепехов утверждает, что когда во время приёмки, он и другие участники комиссии осматривали корабль, то уткнулись в глухую переборку в носовой части линкора. Тогда этому не придали значения, но теперь Лепехов полагает, что за этой переборкой находился мощный заряд взрывчатого вещества. Данный заряд должен был быть приведён в действие через какое-то время после передачи корабля, но по каким-то причинам этого не произошло. Зато уже в 1955 г. этот заряд сдетонировал, послужив основной причиной гибели корабля.

В ряде поздних исследований гибели линкора показано , что для причинения тех разрушений, которые получил «Новороссийск» - сквозное пробитие корпуса от киля до верхней палубы, потребовалось бы около 2-5 т. тротила, при размещении зарядов непосредственно у днища корпуса, или 12,5 т. тротила, при размещении зарядов на дне, под линкором, на глубине 17,5 м. Доказано, что не могла немецкая донная мина RMH, имеющая заряд гексонита массой 907,18 кг (в тротиловом эквиваленте 1250-1330 кг) нанести такие повреждения линкору при ее взрыве на грунте. В этом случае у линкора было бы пробито только первое и второе днище, что подтверждается и экспериментальными данными. В районе взрыва были предприняты поиски осколков мины, произведена промывка ила, но ничего найдено не было.

Взрыв корабельного боезапаса. Эта версия отпала после обследования корпуса: характер разрушений указывал на то, что взрыв произошёл снаружи.

Совещание в Севастополе в сентябре 1955 г.. Существует версия что корабль был подорван умышленно в ходе дискуссии о направлениях развития флота. К этой версии еще вернемся...

Диверсия. В выводах комиссии не исключалась возможность диверсии. Накануне передачи линкора СССР в Италии открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом. Некоторые блоггеры утверждают, что планировалось подготовить 320-мм главный калибр «Новороссийска» для стрельбы снарядами с ядерной начинкой. Будто бы, как раз накануне линкор после долгих неудач будто бы отстрелялся экспериментальными спецснарядами (без ядерного заряда) по учебным мишеням.

В середине 2000-х гг. журнал «Итоги», опубликовал рассказ некоего офицера-подводника Николо, якобы причастного к диверсии. По его словам, операцию организовал бывший командир флотилии подводных диверсантов В. Боргезе, после передачи корабля поклявшийся «отомстить русским и взорвать его во что бы то ни стало». Диверсионная группа прибыла на мини-подлодке, которую тайно доставил грузовой пароход, прибывший из Италии. Итальянцы якобы оборудовали тайную базу в районе севастопольской бухты Омега, заминировали линкор, а затем вышли на подлодке в открытое море и дождались, чтобы их забрал «свой» пароход.

А в 2013 году ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито заявил, что итальянские военные причастны к затоплению советского линкора «Новороссийск». Об этом пишет 4Arts, отметив, что слова Уго д'Эспозито - первое признание причастности к уничтожению «Новороссийска» итальянских военных, которые ранее категорически отрицали подобную версию. Итальянское издание называет признание д'Эспозито в диверсии против «Новороссийска» самым сенсационным в интервью ветерана: "Оно прямо подтверждает вероятную гипотезу о причине взрыва на корабле".
По словам Уго Д’Эспозито, итальянцы не хотели, чтобы корабль достался «русским», поэтому позаботились о том, чтобы его затопить: «Они сделали все возможное». Но не уточнил, каким именно образом была проведена диверсия.
Странная история. Верить или нет?
Ранее версия о том, что «Новороссийск» затонул в результате диверсии, организованной итальянцами, не была официально подтверждена.

Справка:



Князь Юнио Валерио Сципионе Боргезе (итал. Junio Valerio Scipione Ghezzo Marcantonio Maria dei principi Borghese; 06.06.1906, Рим - 26.08.1974, Кадис) - итальянский военный и политический деятель, капитан 2 ранга (итал. capitano di fregata).
Родился в аристократической семье Боргезе. В 1928 г. Боргезе окончил Военно-морскую академию в Ливорно и поступил на службу в подводный флот.
Интересная деталь: в 1931 г. Боргезе женился на русской графине Дарье Васильевне Олсуфьевой (1909-1963), с которой у него родилось четверо детей и которая трагически погибла в автокатастрофе в 1962 г. Её имя носит премия для знатоков Рима.



С 1933 г Боргезе - командир подлодки, провёл целый ряд успешных операций, потопил кораблей союзников общим водоизмещением 75 тыс. т. Получил прозвище «Чёрный князь». Выступил инициатором создания в составе X флотилии подразделения, использовавшего боевых пловцов. С 1941 г. как исполняющий обязанности, с 1943 г. официально командовал X флотилией, которая стала наиболее успешным соединением итальянского ВМФ.



10-флотилия штурмовых средств (Decima Flottiglia MAS) - отряд морских диверсантов в составе ВМФ Италии, созданный в 1941 г. Состоял из надводного подразделения (катера с взрывчаткой) и подводного (управляемые торпеды). Также имел спецподразделение "Гамма", куда входили боевые пловцы. Подразделение первоначально являлось частью 1-й флотилии МАС, затем получило наименование «Десятая флотилия МАС». MAS - аббревиатура от итал. Mezzi d'Assalto - штурмовые средства; или итал. Motoscafo Armato Silurante - вооружённые торпедные катера.



Управляемая торпеда SLC, которую в десятый флотилии называли "поросенок", по сути была маленькой лодкой, способной на погружение на небольшую глубину. Размеры - 6,7 м. в длину и 53 см в ширину. Благодаря бакам для балласта и сжатого воздуха, торпеда могла погружаться на глубину до 30 м. Два винта приводились в движение электродвигателем, питаемым батареей аккумуляторов. Торпеда развивала скорость в три узла (5,5 км/ч) и имела дальность хода 10 морских миль (18,5 км).



На место боевых действий торпеду доставляли на обычной подлодке. Затем двое диверсантов садились на неё верхом друг за другом, как на лошадь. На ней сидели пилот и командир торпеды. От ударов волн их защищал стеклянный щит, а в основании щита располагались бортовые приборы: магнитный компас, измеритель глубины, измеритель крена, рулевой рычаг, выключатели двигателя и насосов, удерживающих торпеду на нужной глубине.
За пилотом сидел ныряльщик-механик. Спиной он опирался о контейнер с инструментами (резак запорных сетей, запасной кислородный прибор, канаты и зажимы для фиксации взрывного заряда). Экипаж был одет в лёгкие скафандры и пользовался кислородным прибором для дыхания. Баллонов с кислородом хватало на 6 часов.
Подплыв к кораблю врага на максимально близкое расстояние, торпеда погружалась, а ныряльщик закреплял на корпусе судна привезённый с собой заряд взрывчатки в 300 кг. Установив часовой механизм, пловцы садились на торпеду и возвращались на базу.



Сначала были неудачи: "поросята" тонули, их уничтожали, ловили в сети, экипаж травился и задыхался из-за несовершенства системы подачи воздуха, торпеды просто-напросто терялись в море и т.д. Но потом "свиньи" стали делать успехи: в ночь с 18 на 19 ноября 1941 г. "живые торпеды" затопили два британских судна - Queen Elizabeth и Valiant: "Итальянцы одержали одну из самых блестящих побед в истории морских войн. 6 человек серьёзно повредили 2 линкора в строго охраняемом порту".
(отсюда)

Нюанс: практика действия подводных диверсантов, как английских так и итальянских, во время Второй мировой войны не предполагала подвешивания под корпусом корабля таких больших зарядов, как в Севастополе.
Итальянские подводные диверсанты на управляемых торпедах («Майале») подвешивали под днищем заряд весом всего около 300 кг. Так они действовали, проведя диверсии в Александрии 19.12.1941 г., повредив 2 английских линейных корабля («Куин-Элизабет» и «Велиэнт») и в Гибралтаре в 1941-1943 гг.
Заряды подвешивались за боковые кили кораблей с помощью специальных зажимов, именуемых «сержантами».
Отметим, что боковые кили на линкоре «Новороссийск» в районе взрыва (30- 50 шпангоуты) отсутствовали.

Еще одна диверсионная версия: установка под днищем линкора магнитных мин. Но надо было иметь около сотни подводных диверсантов-пловцов, несущих на себе под водой магнитную мину, чтобы создать заряд под днищем около 2 т.. Например, итальянские подводные пловцы из «отряда Гамма», входящего в 10 флотилию МАС, при проведении диверсий во время Второй мировой войны транспортировали на себе заряды типа «Миньятта» или «Баулетти» общим весом не более 12 кг.



Верить ли синьору Уго Д’Эспозито? Мне все-таки кажется не совсем понятным, как же итальянские пловцы сумели проникнуть в севастопольскую бухту, а самое главное - доставить на место диверсии кучу взрывчатки? Может, бывший диверсант все же приврал?

Из «Справки по режиму в районе Главной базы от 29 октября 1955 г.», следует, что в течение 27-28 октября 1955 г. на переходе в Черном море находились следующие иностранные суда:
- итальянские «Джерози» и «Фердинандо» из Одессы в Босфор;
- итальянское «Эсмеральдо» и французское «Санче Кондо» из Новороссийска в Босфор;
- французское «Роланд» из Поти в Босфор;
- турецкое «Демиркалла» из Босфора в Сулину.
Все суда находились на значительном удалении от главной базы...

Подводные диверсанты должны были иметь также полную информацию о режиме охраны Главной базы Черноморского флота, местах стоянки и выхода кораблей. Должны были знать, что боновые ворота в Севастопольскую бухту будут открыты, что линкор, возвращаясь с моря 28.10.1955 г., встанет именно на бочки №3, а не на свое штатное место - бочки №14 в самой глубине бухты.
Такую информацию мог собрать лишь резидент разведки, находящийся в Севастополе, и передать «сигнал» диверсантам, находящимся на подводной лодке, можно было только по радиосвязи. Но наличие такого резидента в закрытом (1939-1959 гг.) Севастополе и его возможные действия именно в интересах князя Боргезе представляются нереальными.
Да и информацию о том, на какие бочки будет становиться линкор, он получить не мог, т.к. она была передана на «Новороссийск», когда он уже находился на Инкерманских створах непосредственно перед входом в базу.

Спрашивается:
- куда устанавливали диверсанты мины в «магнитных цилиндрах», если линкор весь день 28 октября был в море?
- как они могли 28 октября закончить всю работу к «заходу солнца» и даже «приплыть» обратно в Омегу, если солнце 28 октября 1955 г. в районе Севастополя зашло в 17.17 (стемнело в 18.47), а линкор «Новороссийск» к моменту захода солнца еще не закончил швартовку»? Он встал на якорь и бочки 28.10.1955 г. только в 17.30!

Допустим, диверсантам удалось установить мины. С учетом их двукратного возвращения и возможного веса подрывных зарядов (напр., типа «Миньятта» - 2 кг, «Баулетти» - 4.5 кг, которые использовали итальянские диверсанты, а каждый пловец на поясе носил 4-5 таких мин), то они могли установить под днищем линкора заряд весом максимум 540 кг. Это явно недостаточно для нанесения тех повреждений, которые получил линкор. Заметим также, что мина типа «Миньятта» присоединялась к подводной части корабля путем присасывания, а мина «Баулетти» присоединялась к боковому килю корабля двумя зажимами, т.е. это были не магнитные мины. Боковых килей на «Новороссийске» в районе взрыва не было. Предположить, что специально были изготовлены магнитные мины? Но зачем, если у итальянцев были уже испытанные в реальном деле мины?

Мнение бывших итальянских подводных диверсантов.
А.Н. Норченко встретился с этими людьми в 1995 г. в Италии, и эти встречи описал в своей книге «Проклятая тайна»:
- Луиджи Ферраро, подводный диверсант, служивший в отряде подводных пловцов («отряде Гамма»), во время войны подорвавший несколько кораблей, национальный герой Италии, кавалер Большой золотой медали за воинскую доблесть.
- Эвелино Марколини, в прошлом диверсант-торпедист, во время войны участвовал в операции против английского авианосца «Акуила», за что был награжден Большой золотой медалью за воинскую доблесть.
- Эмилио Леньяни, начинал свою службу молодым офицером на линкоре «Джулио Чезаре», после войны ходил на нем на Мальту, бывший катерник-диверсант, служивший в отряде штурмовых и торпедных катеров 10 флотилии МАС. Во время войны бывал в Гурзуфе, Балаклаве, Севастополе. После войны в 1949 г. командовал отрядом кораблей, обеспечивая безопасность группы кораблей, которая по репарациям предназначалась СССР и уходила в Албанию, где происходила их передача. Этот отряд кораблей отвечал за безопасность группы передаваемых кораблей вплоть до албанских берегов.
Все они были близко знакомы с князем Боргезе. Все они награждены, но за свои боевые действия в период войны.

Ответы на вопросы о причастности итальянских диверсантов к подрыву линкора «Новороссийск»:
Л. Феррари:
«Этот вопрос для нас не нов. Его нам уже задавали в разных письмах. Все спрашивали, не мы ли взорвали «Джулио Чезаре» в Севастополе? Говорю ответственно и определенно: это все выдумки. В то время наша страна была в разрухе, своих проблем хватало!.. Да и зачем нам все это надо? Это уже далекая история. Я бы безо всяких проблем признал свое участие, но выдумывать то, чего не было, не хочу.
…Я на 95 процентов не представляю, кто бы, кроме итальянцев, это мог сделать. Но на 100 процентов уверен, что это не итальянцы. Была у нас и техника и подготовленные люди. Вроде кроме нас и некому, многие так рассуждают. Но мы к этому акту никакого отношения не имеем. Это абсолютно точно. Он был нам ни к чему. И вообще, знаете, сеньор Алессандро, если бы «Джулио Чезаре» в боевых условиях подорвал я, то доложил бы Вам об этом с гордостью. А приписывать это себе не хочу».

Э.Марколини:
«Мы все в курсе дела, что под линкором рвануло больше тонны взрывчатки. На своей «Майале» (управляемая торпеда, водителем которой во время войны был Э. Марколини ) я бы мог доставить не больше 280 килограммов. Чтобы доставить к линкору наш заряд, потребовались бы средства обеспечения: или подлодка или что-нибудь вроде «Ольтерры». И чтобы они были недалеко. Потому что запаса хода на возвращение практически не было бы: торпеду надо было бы потом утопить, а самим выбираться просто так.
А это же физически невыполнимо в малоизвестном месте. Да еще в считанные минуты…
О пловцах из «Гаммы» и говорить нечего. В вашей воде они бы вообще долго не продержались (температура воды 28.10.1955 г. в районе Севастополя была 12-14 градусов). Так что я плохо представляю, как бы сам это сделал. Да и зачем нам это было нужно?..
Если бы мы и на самом деле участвовали в подрыве «Джулио Чезаре», то это сразу же стало бы известно всем, и с нами тогда расправились очень быстро, разорвали бы на куски. И прежде всего наши левые, они имели тогда большую силу в Италии».

Э. Леньяни отвечает на вопросы, в том числе и о клятве князя Боргезе на своей золотой шпаге утопить линкор, но не дать ему служить у большевиков:
«Фантазии все это. Князь, насколько я его знал, никаких таких клятв никому не давал. Да и шпаги у нас у всех были одинаковые. И вообще, зачем нам, итальянцам, было рисковать, чтобы подорвать этот ржавый ящик, который еле плавал и стрелять почти не мог?! Я-то лично знаю это лучше других. Из-за него и рисковать нечего было, пусть бы себе плавал и разорял вашу казну… А если уж кому и было мстить, так это Англии с Америкой - они забрали у нас совсем новые линкоры «Витторио Венето» и «Италию», а немцы разбомбили «Рому» в день перемирия. Так что ни с какой стороны эта акция с «Джулио Чезаре» в Италии была абсолютно не нужна… Виновных и заинтересованных надо искать в другом месте».

Ответ несколько циничен, но откровенный.
Все эти собеседники советовали: определите, кому все это было нужно и выгодно.
М-да. Похоже, что Уго Д’Эспозито просто решил прихвастнуть на старости лет.

Что касается версии о причастности английских подводных пловцов-диверсантов к подрыву «Новороссийска», то проблемы у них были бы одинаковы с теми, на которые указывали, анализируя версию об «итальянском следе». Кроме того, никаких английских кораблей, которые могли бы доставить подводных диверсантов или сверхмалую подлодку, в акватории Черного моря в тот период не наблюдалось.

Но если не диверсия боевых пловцов, то что же стало причиной гибели линкора?
Анализ версий провел в своем исследовании А.Д. Санин (Еще раз о "проклятой тайне" и различных версиях гибели линкора "Новороссийск").
Интересно, что в районе взрыва была обнаружена «рваная часть баржи с лебедкой длиной 8-9 м., шириной 4 м., выступающая из грунта на 2.5-4 м.», т.е до днища линкора. На барже вполне можно было разместить заряды ВВ, обшей массой 2-2.5 т. и более. При этом взрыв становится уже не донным, а придонным и практически под самым днищем линкора (до днища остается 3-5 м.). «Железный лист без обрастаний» размеров 4х2 м., толщиной 20 мм мог быть использован для лучшего экранирования зарядов от дна и придания взрыву направленного характера вверх. Как нетрудно подсчитать, вес этого листа составляет около 1,2 т.
Доставить такое количество ВВ (более 2 т.) к барже под водой и подтащить к ней лист железа, таких размеров и веса, явно не под силу подводным диверсантам… Отсюда следует вывод, что такая операция, если она проводилась, осуществлялась надводным путем с последующим затоплением этой ржавой баржи в районе якорной стоянки №3.
А.Н. Норченко, сопоставив документы по взрыву линкора и обнаруженные на дне воронки различные предметы в районе его стоянки на бочках №3, приводит возможную схему установки зарядов под линкором «Новороссийск»: первый подрыв заряда произошел ближе к левому борту линкора. Созданная им в воде каверна аккумулировала энергию взрыва второго заряда и придала ему более направленный характер. Незначительная глубина и сглаженность воронок как раз и говорят о том, что взрывы произошли на некотором расстоянии от грунта, равном высоте затопленной баржи, т.е были реализованы придонные направленные взрывы.



Предполагаемая схема (реконструкция) установки заряда ЛК "Новороссийск" при помощи затопленной баржи



Фрагмент карты стоянки ЛК "Новороссийск" на бочках №3

Вторая диверсионная версия (О. Сергеев) взрыва может быть связана с бесследным исчезновением после взрыва штатного линкоровского баркаса № 319 и командирского катера № 1475, стоявших под выстрелом, с правого борта линкора на расстоянии 10-15 м. от борта.
Из объяснительной записки помощника командира линкора капитана 3 ранга Сербулова от 30.10.55г.:
« … Услышав взрыв, через 2-3 минуты вышел на ют. Следуя к месту взрыва, со шкафута увидел, плавающих людей … и там же обнаружил, что под правым выстрелом нет ни катера № 1475 и баркаса № 319.»
Факту исчезновения катера и баркаса комиссия также не придала никакого значения, хотя все первые доклады о взрыве были связаны с тем, что взорвались какие-то бензиновые емкости.
Из объяснительной записки Командующего флотом Пархоменко, представленной им комиссии: « … Примерно в 01.40 мне позвонил на квартиру ОД флота капитан 3 ранга Ксенофонтов и доложил, что в 01.30 на линкоре Новороссийск взорвались бензиновые цистерны.»
Но никакого бензина в носовой части линкора не было, бензин был в катере №1475. Напрашивается же вполне логический вывод, что бесследное разрушение катера и баркаса могло произойти при подводных взрывах зарядов и произошедшего при этом подрыва бензо-воздушной смеси. Это и привело к появлению запаха бензина и первому докладу о взрыве бензиновой цистерны.

Заряды ВВ, возможно, могли быть размешены на баркасе №319, чье водоизмещение около 12 т., длина - 12 м., ширина - 3,4 м., высота борта - 1,27 м. На нем можно было разместить заряды массой до 2,5 т. и более (например, 2 авиабомбы ФАБ-1000), а также «лист железа без обрастаний» весом 1.2 т для придания взрывам направленности вверх.
Если баркас №319 во время выхода линкора в море 28 октября 1955 г. не поднимался на его борт, а оставался на шлюпочной базе линкора в Севастопольской бухте, то он вполне мог быть «заряжен» таким количеством ВВ заранее, а затем просто притоплен у борта линкора.

О.Сергеев считает, что линкор был подорван двумя зарядами с суммарным тротиловым эквивалентом в пределах 1800 кг, установленными на грунте в районе носовых артпогребов, на незначительном расстоянии от диаметральной плоскости корабля и друг от друга. Взрывы произошли с коротким временным интервалом, обусловившим создание кумулятивного эффекта и нанесение повреждений, в результате которых корабль затонул. Подрыв же был подготовлен и осуществлен отечественными спецслужбами с ведома руководства страны во внутриполитических целях. Против кого была направлена эта провокация? Согласно Сергееву, против руководства ВМФ. Гибель "Новороссийска" послужила началом масштабного сокращения ВМФ СССР. На металлолом пошли устаревшие линкоры "Севастополь", "Октябрьская революция", трофейные крейсеры "Керчь", "Адмирал Макаров", множество трофейных подлодок, эсминцев и кораблей других классов довоенной постройки.

М-да. Выходит, что всё же взрывали свои? Для ГРУ или КГБ это было явно проще, чем иностранным пловцам, которые просто физически не имели такой возможности.



Странно, что за десятки лет эксперты так и не смогли установить причину гибели линкора.

И еще загадка: за 40 лет до взрыва флагманского линкора советского флота на том же самом севастопольском рейде и при таких же невыясненных обстоятельствах погиб флагман русского Черноморского флота дредноут «Императрица Мария»...

Вечная память погибшим морякам.



Тайна гибели линкора «Новороссийск» в Севастополе: признание итальянского боевого пловца
Линкор «Новороссийск». Списки погибших моряков. Фотографии, воспоминания моряков линкора

флот, история

Previous post Next post
Up