Звёздный час нации - Битва за Британию

Sep 15, 2020 19:35



15 сентября в Великобритании отмечается «День битвы за Британию». По мнению англичан, потери, понесённые немецкими ВВС в этот день в 1940 году, вынудили германское командование признать невозможность сломить оборону Британских островов и моральный дух британцев.
В СССР (а затем и в РФ) принято утверждать, что, дескать, именно СССР принадлежит решающая роль во Второй мировой войне, чуть ли не в одиночку разбили немцев, «пока союзники отсиживались на острове». На самом деле англичане не «отсиживались» - они сражались против рейха в те годы, когда Сталин де-факто являлся союзником Гитлера. Пока СССР вместе с рейхом оккупировал Польшу и устраивал советско-нацистские парады (https://tverdyi-znak.livejournal.com/4145515.html), проводил в тыл англичанам нацистский рейдер «Комет» (https://tverdyi-znak.livejournal.com/1337234.html) Северным морским путем, поставлял рейху нефть, зерно, цветные металлы, каучук, без чего не смогла бы функционировать военная машина Германии. Несмотря на то, что англичанам приходилось сражаться практически в одиночку против этой машины, они выстояли. И даже смогли выиграть воздушную «битву за Британию», во многом предопределившую исход войны.



Битва за Британию - авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с 10 июля по 30 октября 1940 года. Термин «Битва за Британию» впервые использовал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, назвав так попытку Третьего рейха завоевать господство в воздухе над югом Англии и подорвать боевой дух британского народа.В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании (RoyalAirForce) отразили попытки ВВС нацистской Германии (Luftwaffe) достигнуть превосходства в воздухе, уничтожить британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру страны, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к капитуляции или заключению мира.
Битва за Британию стала первой военной кампанией, в которой участвовали исключительно ВВС и силы противовоздушной обороны. С июля 1940 года основными целями немецких бомбардировок являлись прибрежные конвои и морские базы, такие как Портсмут, но уже через месяц Люфтваффе переключилось на английские аэродромы. В ходе битвы также подвергались бомбардировке авиационные заводы и объекты наземной инфраструктуры. В конечном счёте, немецкие ВВС прибегли к тактике устрашающего бомбометания и атакам на объекты, имеющим большое политическое значение. Неспособность Германии к выполнению поставленных перед началом кампании задач считается первым поражением Третьего рейха во Второй мировой войне и одной из её поворотных точек. В том случае, если бы Германии удалось добиться превосходства в воздухе, Адольф Гитлер планировал операцию «Морской лев» - вторжение в Великобританию с моря и воздуха. Судьба страны висела на волоске…



После блицкрига по малым европейским странам, эвакуации британских и французских войск из Дюнкерка и капитуляции Франции, объявленной 22 июня 1940 года, единственным противником Германии на западе оставалась Великобритания. После целого ряда одержанных побед Гитлер поверил в то, что Вторая мировая война фактически подошла к концу; он верил также в то, что британцы, потерпевшие поражение на континенте и потерявшие союзников, вскоре заговорят о переговорах. Но не тут-то было.



Уинстон Черчилль, только что занявший премьерское кресло, и большая часть его кабинета отказались идти к мирному соглашению с Гитлером. Премьер задействовал свой талант оратора для того, чтобы отвратить общественное мнение от мыслей о капитуляции и приготовить Британию к продолжительной войне.Выступая 4 июня, Черчилль в речи, вошедшей в историю под названием «Мы будем сражаться на побережьях» (Weshallfightonthebeaches), выражал непреклонную волю нации к борьбе и победе:
«Несмотря на то, что значительные пространства Европы и многие старые и славные государства попали или могут попасть под власть гестапо и всего отвратительного аппарата нацистского господства, мы не сдадимся и не покоримся. Мы пойдём до конца, мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и на океанах, мы будем сражаться с возрастающей уверенностью и растущей силой в воздухе; мы будем оборонять наш Остров, чего бы это ни стоило, мы будем сражаться на побережьях, мы будем сражаться в пунктах высадки, мы будем сражаться на полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах, мы не сдадимся никогда, и даже, если случится так, во что я ни на мгновение не верю, что этот Остров или большая его часть будет порабощена и будет умирать с голода, тогда наша Империя за морем, вооружённая и под охраной Британского Флота, будет продолжать сражение, до тех пор, пока, в благословенное Богом время, Новый Свет, со всей его силой и мощью, не отправится на спасение и освобождение старого».

18 июня Черчилль призвал англичан вести себя так, чтобы это время в веках считалось звёздным часом нации.
«Их звёздный час» - Their finest hour:
То, что генерал Вейган называл битвой за Францию, окончено. Со дня на день начнётся битва за Британию. От исхода этого сражения зависит судьба христианской цивилизации. От этого зависит наша собственная британская жизнь, и длительная непрерывность наших учреждений и нашей Империи. Скоро на нас обрушатся вся ярость и мощь врага. Гитлер знает, что или ему надо сломить нас на нашем острове, или он проиграет войну. Если мы выстоим в борьбе с ним, вся Европа может стать свободной, и жизнь всего мира двинется вперёд на широкие, залитые солнцем высоты. Но если мы потерпим поражение, весь мир, включая Соединённые Штаты, включая всё, что мы знаем и любим, погрузится в бездну нового Тёмного века, который лучи извращённой науки сделают более губительным и, возможно, более длительным. Поэтому соберёмся с духом для выполнения нашего долга и будем держаться так, что если Британская империя и Британское Содружество просуществуют тысячу лет, то и тогда, через тысячу лет, люди скажут: «Это был их звёздный час».

Великобритания готовилась к обороне в воздухе и на море.



11 июля гросс-адмирал Э.Редер, главнокомандующий Кригсмарине, доложил Гитлеру, что вторжение на остров можно осуществить лишь при полном превосходстве в воздухе. В ходе датско-норвежской операции немецкий флот понёс значительные потери (были потоплены тяжёлый крейсер «Блюхер», лёгкие крейсера «Карлсруэ» и «Кёнигсберг», 10 эсминцев, артиллерийское учебное судно «Бруммер», 8 подводных лодок, миноносец, 11 транспортов и более 10 малых кораблей), многие его корабли были повреждены (линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау», карманный линкор «Лютцов», тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер», лёгкий крейсер «Эмден», артиллерийское учебное судно «Бремзе»), в то время как британские Королевские ВМС на тот момент только во «Флоте Метрополии» имели на вооружении более 50 эсминцев, 21 крейсер и 8 линкоров. В подобной ситуации Кригсмарине не могли бы помешать британскому флоту вмешаться в ход высадки. Единственной возможностью сковывания сил английского флота было бы широкое использование пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев, а для этого требовалось обязательное завоевание превосходства в воздухе.
Несмотря на то, что Гитлер согласился тогда с мнением Редера, уже 16 июля был отдан приказ о подготовке плана вторжения в Великобританию. Гитлер верил в то, что уже одно известие о немецких военных приготовлениях испугает британцев и склонит их к мирным переговорам.
План, получивший название «операция Морской лев» был представлен Верховному командованию вермахта, его выполнение было запланировано на середину сентября 1940 года. В плане предусматривались высадки немецких войск на южном побережье Великобритании под прикрытием авиации. Немцы считали, что невозможно успешно осуществить операцию по высадке морского десанта в Великобритании без нейтрализации Королевских ВВС.

Каковы были силы сторон?
Во время «Битвы за Британию» немцы использовали более 4000 самолетов.Четырьмя основными бомбардировщиками люфтваффе были HeinkelHe 111, DornierDo 17, JunkersJu 88 и пикирующий бомбардировщик JunkersJu 87. Наиболее многочисленными из них были HeinkelHe 111, обладавшие характерной формой крыла. В каждом из первых трёх типов существовали модификации разведчиков, которые также активно применялись во время Битвы за Британию.







Для прикрытия бомбардировщиков и атак на английские самолёты использовались истребители Messerschmitt Bf.109E и Bf.110C.




Им противостояли «рабочая лошадка» британских ВВС - HurricaneMk I и менее многочисленный SpitfireMk I. Скороподъёмность Bf.109E была выше, чем у «Харрикейна», кроме того, немецкий истребитель имел преимущество в скорости - в зависимости от высоты полёта и варианта модификации E, она составляла от 500 до 650 км/ч. В сентябре 1940 г на вооружение королевских ВВС в небольших количествах начала поступать более мощная модификация «Харрикейна» - MkIIa. Её максимальная скорость достигала 550 км/ч, что было на 40-48 км/ч быстрее предыдущей версии этого самолёта.

Hurricane Mk I (R4118)


«Спитфайр» - основной противник Bf.109 в воздушных боях - имел меньший радиус боевого разворота. Bf.109E и «Спитфайр» имели ряд преимуществ друг перед другом по различным лётным характеристикам.



Британские силы противовоздушной обороны (ПВО) насчитывали свыше 700 истребителей, до двух тысяч зенитных орудий, около 1,5 тысячи аэростатов заграждения. Вдоль восточного побережья страны располагались радиолокационные станции, что позволяло английскому командованию заблаговременно обнаруживать воздушного противника и своевременно организовывать отражение налетов.
Пытаясь подготовить вторжение, силы Люфтваффе бомбили базы Королевских ВВС Великобритании, а позже и Лондон, чтобы получить превосходство в воздухе и заставить страну заключить мир. Однако Британия располагала системой ПВО, использовавшей радиолокационное оборудование, и мощным флотом. Моральный дух общества оставался высоким.Бомбёжки не сломили дух англичан.

Следует отметить, что международным гуманитарным правом запрещалось нанесение бомбовых ударов по беззащитному мирному населению. Гаагская конвенция (1907), Вашингтонское соглашение (1922), «Гаагские правила ведения воздушной войны» составленные юридической комиссией при Международном Красном Кресте (1923), Женевская конференция по разоружению (1932), - декларировали, что «любое нападение с воздуха на гражданское население противоречит законам ведения войны».

В 1936 году правительство Германии предлагало меморандум «о всеобщем запрете на применение авиационных бомб против городов и других населенных пунктов». Премьер-министр Великобритании Артур Невилл Чемберлен заявлял: «Как бы далеко ни были готовы зайти другие, правительство Его Величества никогда не пойдет на преднамеренное нападение на женщин, детей и других гражданских лиц с целью запугать их». В первый день войны президент США Франклин Рузвельт направил послания правительствам всех государств, втянутых в мировую бойню. Он призывал их публично подтвердить отказ от использования авиации для проведения бомбардировок городов и других объектов, где находилось мирное население. Гитлер, выступая перед членами рейхстага, провозглашал: «Я не хочу войны против женщин и детей, и я отдал приказ командованию люфтваффе подвергать ударам только военные цели». Отвечая на послание президента США, Гитлер утверждал: «Я согласен с вашим предложением, конечно, с тем условием, что и противник тоже будет придерживаться тех же правил».
И все заявления оказались пустыми словами.
10 мая 1940 года с аэродрома Ландсберг под Аугсбургом стартовали 45 «Хейнкелей-111» с заданием бомбить аэродром Дижон-Лонгвиц во Франции. Часть самолетов из-за плохой видимости сбилась с курса и атаковала якобы запасную цель - аэродром под Дижоном. На самом деле в результате штурманской ошибки эскадрилья немецких бомбардировщиков нанесла удар по собственному городу Фрайбург-им-Брайсгау (погибло 57 человек, в том числе 13 детей).
Немецкое командование решило скрыть эту ошибку и объявило, что мирный немецкий город бомбили британцы. Газета FreiburgerZeitung объявила это «подлым, трусливым воздушным налетом, нарушающим все законы человечности и международного права». Гитлер назвал Черчилля террористом, воющим с мирным населением и пообещал отомстить. А геббельсовская пропаганда стала рассматривать инцидент в небе Фрайбурга как начало воздушного террора против Германии.
Рейх пытался терроризировать Англию с воздуха, подвергая авиационным ударам не только военные объекты, но и жилые кварталы с гражданским населением.
Однако англичане не сдавались.



С 7 сентября 1940 года авиация нацистской Германии начала осуществлять операцию «Блиц» (Молния). Цель операции заключалась в варварской бомбардировке британских городов, с целью разрушения инфраструктуры страны. Хотя «Блиц» был направлен на многие города по всей стране, он начался с бомбардировки Лондона в течение 57 ночей подряд.
7-го сентября 1940 года 550 бомбардировщиков люфтваффе в течение нескольких часов сбросили на британскую столицу более тысячи тонн бомб. Атаке подверглись восточные районы Лондона - Ист-Энд. Горели доки старого лондонского порта, склады с сахаром, ромом, краской и духами, находящиеся к северу от Темзы. Пылающая жидкость вылилась на набережные и в реку. Тысячи бомб обрушились на застроенные жилыми домами улицы, окружавшие промышленную зону. К утру 8-го сентября количество погибших достигло 430 человек, а тяжелораненых - 1600. Бомбардировка Лондона ознаменовала собой акт мести за налеты на Берлин, совершавшиеся британской авиацией в конце августа и начале сентября. В течении 57 ночей подряд на столицу Великобритании совершались налёты бомбардировочной авиации, которые прекратились только к маю 1941 года. Данный период Битвы за Британию нашел своё место в истории под названием «Лондонский блиц».



Лондон был не единственным городом, который страдал во время бомбардировки авиацией. Другие важные военные и промышленные центры, такие как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Клайдбэнк, Ковентри, Эксетер, Гринок, Шеффилд, Суонси, Ливерпуль, Халл, Манчестер, Портсмут, Плимут, Ноттингем, Брайтон, Истборн, Сандерленд, и Саутгемптон выдержали тяжелые воздушные налеты и понесли большое число жертв
Результаты «Большого Блица» тяжело отразились на общественности Великобритании. Страна потеряла 42 тысячи своих граждан убитыми, около 139 тысяч человек получили ранения. На один только Лондон было сброшено 18 тысяч тонн бомб. Большое количество домов в Лондоне было разрушено или повреждено. Но, несмотря на потери, Британия выстояла и пережила это историческое испытание.

Улицы Лондона после бомбардировки, 10 сентября 1940 года.




Двухэтажный автобус в бомбовой воронке у станции лондонского метро «Белхэм» (Balhem) после налета немецкой авиации.





Обрушение стены здания главного офиса «Международной армии спасения» в Лондоне на улице Королевы Виктории, в результате немецких бомбардировок города, 10 мая 1041 года.Одна из самых продолжительных по времени ночных бомбардировок Лондона, унесла с собой помимо множества жизней, огромное количество документов с личными делами офицеров.
Фотография была сделана полицейскими констеблями Артуром Кроссом и Фредом Тиббсом.





На фото изображены руины шикарного лондонского особняка HollandHouse, построенного в XVII веке. В одну сентябрьскую ночь 1940 года в него попало сразу 22 бомбы, из-за чего здание превратилось в руины. Но чудесным образом здесь сохранилась библиотека, куда приходили за книгами читатели.

Джон Стейнбек о бомбардировке Лондона:
«Люди, которые пытаются рассказать вам, что такое авианалет на Лондон, начинают с описания пожаров и взрывов, но в итоге почти всегда переходят на какие-то совершенно крошечные детали, которые вкрались в их описание и стали глубоко символическими… „Это стекло, - говорит один человек, - это звон разбитых стекол, которые выметают по утрам, ужасный ровный звон…“ Это старушка, которая продает маленькие жалкие веточки сладко пахнущей лаванды. Ночной город рушится под бомбами, от горящих зданий становится светло, как днем… Но в короткие паузы в диком грохоте слышен ее скрипучий голос: „Лаванда! - призывает она. - Купите лаванду на счастье!“»



Особенно сильным был налет 15 сентября, когда немецкое командование послало на Лондон свыше 1000 самолетов. Над городом разыгралось воздушное сражение, в котором английская истребительная авиация и зенитная артиллерия, спешно стянутая к столице, оказали немцам сильное противодействие.
Противник потерял 60 самолетов, а англичане - 26. После 15 сентября напряженность воздушных боев над Лондоном и в целом над Англией стала несколько спадать.
Немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе, так как перенос бомбардировок с аэродромов и других авиационных объектов на крупные города дал возможность английской истребительной авиации в какой-то степени оправиться от понесенных потерь и усилить сопротивление противнику. С августа по октябрь 1940 года английской ПВО было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета).



Немецкие бомбардировщики "Дорнье"-17 в небе над Лондоном. Сентябрь 1940 г.

До появления радиолокационных станций основным средством обнаружения приближающихся самолётов противника были посты визуального наблюдения и акустические средства, фиксирующие звук работающих авиадвигателей. В первой половине 30-х годов на южном побережье графства Кент велось строительство капитальных бетонных акустических станций обнаружения, известных под романтическим названием «Зеркала эха». Загадочные бетонные сооружения выполняли роль гигантских ушей, позволяя услышать издалека приближение самолётов. С появлением чувствительных микрофонов эти сооружения позволяли еще лучше засекать приближение вражеской авиации. Данные звукоулавливатели, при хороших условиях, могли обнаружить самолёты противника на дистанции до 40 км. Но этого было мало. Более серьезных успехов удалось добиться в области радиолокации.



Звукоулавливатель

В 1940 году сеть радиолокаторов насчитывала уже 80 станций. Первоначально это были громоздкие стационарные РЛС «AMES Type 1», неподвижные антенны которых подвешивалась на металлических мачтах высотой 115 м. Приёмные антенны размещались на 80-метровых деревянных вышках. Антенна имела широкую диаграмму направленности - самолёт, летящий на высоте 5000 метров, мог быть обнаружен в секторе 120° на дальности до 200 км.



Установка «AMES тип 1 CH» на восточном побережье в Полинге, Сассекс

В 1939 году были разработаны станции второго типа под наименованием «ChainHomeLow», способные обнаруживать низколетящие цели. С 1943 года стали производить «ChainHomeExtraLow», работавшие на более высоких частотах и ставшие неплохим подспорьем для борьбы с немецкими «Фау-1» и «Фау-2»



Женщина-оператор РЛС на боевом посту. Британия, Вторая мировая война.



Два дежурных Королевского корпуса наблюдателей на побережье Ла-Манша близ Дувра, 1943:

Оружейники женской Королевской военно-морской службы (WRNS) загружают боекомплект самолета HawkerHurricane на аэродроме FleetAirArm в Йовилтоне, Сомерсет, Англия, 2 сентября 1943 г.:


Однако, основная баталия разыгралась в небе - пилоты Королевских ВВС с честью и самоотверженностью, присущей истинным рыцарям, защищали свои родные города и графства, сбив в ходе «Битвы за Британию» 1887 вражеских самолётов и тем самым сорвали операцию «Морской лев».
Битва за Британию, в которой участвовали прежде всего британские военно-воздушные силы, стала ключевым сражением в ходе Второй мировой войны для Великобритании. Наряду с британскими летчиками, в битве участвовали военные из Польши, Чехословакии, Австралии, Канады, Новой Зеландии, США, Бельгии, Франции, Ирландии, Родезии, ЮАР и Ямайки.



Немецкий ас Йоханнес Штайнхофф:
Свой первый бой я принял в конце 1939-го после польской кампании. Мы обороняли наши береговые сооружения от налетов бомбардировщиков RAF. В этих боях я сбил три бомбардировщика VickersWellington. Далее были французская кампания и Битва за Британию. Британцы были прирожденными бойцами - агрессивными, хорошо обученными и очень спортивными. Они были храбрыми ребятами, и я ни разу не дрался с кем-либо, кто был лучше них, на протяжении всей войны, включая американцев!
В боях против RAF у обеих сторон было почти равное количество истребителей - настоящие схватки. Это была истинная проверка людей и машин, и выживали в ней только сильнейшие. Когда появились американцы, их было столько, что к тому моменту, когда я вернулся из России, чтобы сразиться с ними, никакого спортивного состязания быть уже не могло. Ну а с британцами в 1940-м мы не справились по нескольким причинам. Прежде всего, у наших истребителей была ограниченная дальность полета. У нас было всего 20 минут боя до момента, когда нужно было поворачивать домой, и британцы знали это. Во-вторых, мы эскортировали бомбардировщики, и это сводило к минимуму наше преимущество в скорости и высоте. Кроме того, британцы использовали радары, что было для нас полным шоком. Система раннего предупреждения позволяла британцам концентрировать самолеты с большим запасом летного времени на нужных участках, атакуя нас тогда, когда мы были наиболее уязвимы. Еще одной проблемой был Геринг, который не давал нам вести войну логическим путем. Например, его приказ перенаправить атаки с военных целей на порты и города оказался катастрофическим для нас...

Бои против русских были совсем другими по сравнению с боями против объединенных британо-американских сил, хотя численное преимущество русских было даже более значительным. Западные союзники к тому времени значительно усовершенствовали свою и без того первоклассную технику, а я успел забыть, насколько гибкой является их тактика и как они могут менять ее в конкретной ситуации для организации блестящих атак.



Немцы несли серьезные потери, и к середине сентября вынуждены были с дневных бомбардировок перейти на спорадические и менее эффективные ночные. Битва за Британию показала, что Англию не так просто вывести из войны.

А что же происходило в СССР в это время?
Бомбежки нацистами Лондона (за сентябрь-октябрь 1940 года - около 13 000 погибших и более 20 000 раненых гражданских) - вот над чем потешались тогда в СССР. В советских газетах того времени на голубом глазу сообщали, что это Франция и Англия напала на мирных нацистов, а англичане ставят палки в колеса дружбы СССР и Германии.







В 1940 году журнал "Мурзилка" рассказал советским детям о бомбардировках Англии нацистами. Правда, есть один нюанс. Детские писатели скромно "забыли" упомянуть о том, что СССР снабжал Гитлера нефтью, рудой, каучуком, зерном, без чего Германия не могла бы вести войну против Англии...



Молотов договорился до того, что назвал преступной войну Англии и Франции против гитлеризма. Но именно Англия сломала хребет люфтваффе. Это признавал даже сталинист А. Исаев.
В роковые дни 1941 г. СССР, имевший превосходство в самолетах над рейхом, оказался беспомощен перед немецкими асами. А ведь к тому времени англичане уже изрядно потрепали люфтваффе.
К счастью не только для СССР, но и для всего человечества, англичане выиграли воздушную битву за Британию. Впереди еще были долгие дни войны, жертвы и лишения, кровь, пот и слёзы. Но первые шаги к разгрому гитлеризма были сделаны в те суровые дни осени 1940 года.



Великобритания, авиация, Вторая мировая война, история

Previous post Next post
Up