Прощай, Спартак! Памяти Кирка Дугласа (1916 - 2020)

Feb 06, 2020 20:24



Прощай, Спартак! Ушла легенда американского кино. 5 февраля в возрасте 103 лет ушел из жизни американский актер и последний свидетель «золотой эры Голливуда» Кирк Дуглас, об этом журналу People сообщил его сын Майкл Дуглас.
«Для всего мира он был легендой, актером из "золотой эры" кино, который дожил до золотых лет, гуманистом, чья приверженность справедливости и принципам, в которые он верил, устанавливают стандарт для всех нас»;, - сказал Майкл Дуглас.

Кирк Дуглас - звездный актер «золотой эры» Голливуда. Наиболее известные его фильмы - «Спартак», «Тропы славы», «Чемпион», «Злые и красивые», «Жажда жизни». Актер трижды получал номинацию на главную американскую кинопремию, в итоге в 1996 году ему вручили почетный «Оскар» за выдающиеся достижения в кинематографе.
Дуглас занимает 17-ю строку в списке Американского института киноискусства среди величайших мужчин-легенд экрана классического голливудского кино.

И мало кто знает, что на самом деле артиста звали Изя Даниелович, а его родители были выходцами из России...






Кирк Дуглас (настоящее имя - Исер (Изи) Даниелович) родился в 1916 году в городе Амстердаме штата Нью-Йорк в бедной, многодетной семье еврейских эмигрантов из России. Он был четвёртым ребёнком в еврейской семье. Его родители Гершл Даниелович (1884-1954) и Брайна Даниелович (урождённая Санглель; 1884-1958) происходили из города Чаусы Могилёвской губернии. Они эмигрировали в США в 1910 году через два года после женитьбы (его отец по легенде сбежал в Америку, скрываясь от призыва). Исер был единственным мальчиком, помимо него в семье росли шесть девочек. Родители впоследствии поменяли семейную фамилию и американизировали имена, став Хэрри и Бертой Демскими (Demsky). Так что на самом деле артиста звали Изя Даниелович. Голливуд многим обязан выходцам из России...

Изя Демски вырос в нищете и был вынужден работать с раннего детства - а учебу в театральной академии оплачивал благодаря участию в профессиональных соревнованиях по борьбе и подработкам официантом, портье, капельдинером, охранником на автостоянке.
По окончании колледжа в 1939 году отправился в Нью-Йорк и поступил в престижную Американскую Академию драматических искусств. Юноша не мог оплатить обучение, но произвёл такое впечатление на педагогов при прослушивании, что ему выделили стипендию. Подрабатывал официантом в небольшом кафе. Как вспоминал актёр, с именем Исер едва ли можно было рассчитывать на успешную карьеру. Руководитель студенческой труппы Карл Малден предложил сменить имя на Кирк Дуглас, и оно сразу понравилось. В одной группе с ним училась Бетти Джоан Перски, впоследствии более известная как Лорен Бэколл, а также будущая супруга актёра, Дайана Дилл. С Лорен они остались друзьями на всю жизнь. Именно Лорен помогла найти Кирку его первые роли.



С началом Второй мировой войны Дуглас отправился на призывной пункт, но ему отказали из-за проблем со зрением. Тогда он приобрёл учебник «Зрение без очков» и тщательно занимался по нему в течение месяца, после чего добился своего. Дугласа приняли на службу в одно из подразделений связи Тихоокеанского флота США, где он служил в 1941-1943 годах. В ноябре 1943 года получил лёгкое ранение, во время пребывания в госпитале женился на Дайане Дилл. В 1944 году заболел дизентерией и был комиссован.
Вернувшись после армии в родной Нью-Йорк, активно занялся актёрской карьерой. Играл в театральных постановках, был занят в радиопередачах, снимался в рекламе. В 1946 году Лорен Бэккол, которая уже успела к тому времени занять верхние позиции голливудской табели о рангах, порекомендовала своего старого знакомого продюсеру Хэлу Уоллису. Так состоялся дебют Дугласа на широком экране. В драме «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна он исполнил роль униженного мужа героини Барбары Стэнвик.

Кирк Дуглас и Барбара Стэнвик в фильме «Странная любовь Марты Айверс» (1946)


Уоллис был впечатлён первым опытом Дугласа и предложил ему семилетний контракт со студией, что в те времена было в порядке вещей и можно было расценить как успех начинающего актёра. Однако Дуглас не захотел быть связанным рамками студийной системы и остался «свободным агентом». Дуглас сам заключил контракт с Warner Brothers на выгодных для себя условиях.
Следующие три года был занят только в ролях второго плана в картинах «Из прошлого» (1947) и «Письмо трём жёнам» (1949). C ленты «Я всегда одинок» (1948) началось его длительное экранное сотрудничество с Бертом Ланкастером. Впоследствии актёры, которые и в жизни поддерживали тёплые дружеские отношения, снялись совместно ещё в семи картинах. Следующим ключевым фильмом для актёра должна была стать высокобюджетная лента «Великий грешник», где партнёрами Дугласа были Ава Гарднер и Грегори Пек. Однако фильм неожиданно провалился в прокате. «Выстрелила» более скромная лента, от которой Дуглас ничего особенного не ждал. «Чемпион» Стэнли Крамера стал неожиданным кассовым успехом, получил признание критики и принёс актёру первую номинацию на «Оскар». Как вспоминал Кирк, после этой картины его начали узнавать на улице
Славу и первую оскаровскую номинацию ему принесла роль боксера Миджа Келли в «Чемпионе» - многие критики отмечали сходства характера Келли и самого Дугласа: оба были бескомпромиссными, эгоистичными и фанатично целеустремленными.

«Чемпион», 1949 год


С начала 1950-х Дуглас становится одним из ведущих актёров. В основном он специализируется на крутых парнях, героях вестернов, полицейских. Исполняет как положительные, так и отрицательные роли.

Кирк Дуглас и Лорен Бэккол в картине «Трубач»(1950)


После успеха «Чемпиона» Дуглас решил, что для того, чтобы стать настоящей кинозвездой, он должен преодолеть природную застенчивость, взвинтить интенсивность своего пребывания в кадре и сосредоточиться на брутальных, мужественных ролях. Одну из таких - полицейского, чья ненависть к преступному миру переходит все границы морали - он сыграл в номинированном на четыре «Оскара» нуаре Уильяма Уайлера «Детективная история».

«Детективная история», 1951 год


Дуглас считал своим фирменным амплуа роли так называемых крутых парней - персонажей, которым, по его собственным словам, подходило определение «сукин сын». Пожалуй, самого образцового такого героя он изобразил в фильме Билли Уайлдера «Туз в рукаве», где сыграл безжалостного, циничного репортера, ради хорошего материала легко гнушающегося вопросами морали и чувствами окружающих. Посвященный продажности прессы и ведомости публики фильм оказался таким мрачным, что провалился в прокате - но теперь считается классикой.

«Туз в рукаве», 1951 год


Свою вторую оскаровскую номинацию Дуглас получил за роль кинопродюсера, безжалостно манипулирующего актерами, режиссерами и сценаристами в «Злых и красивых» Винсенте Миннелли. Историки кино считают героя Дугласа собирательным персонажем, вдохновленным такими противоречивыми легендами киноиндустрии, как Орсон Уэллс, Дэвид Селзник и Вэл Льютон.

«Злые и красивые», 1952 год


Еще одну оскаровскую номинацию (и премию «Золотой глобус») Дуглас получил за роль Винсента Ван Гога в «Жажде жизни» Винсенте Миннелли. Этот яркий, в основном снятый на природе во Франции фильм считается одним из классических образцов биографического кино, представляющего природу гениальности через душевные страдания художника.



«Жажда жизни» (1956)


Одну из самых необычных своих ролей Дуглас сыграл в «Жонглере» Эдварда Дмитрыка: его перенесший Холокост и чудом выживший в концлагерях герой прячет от мира жуткую психологическую травму.

«Жонглер», 1953 год


К середине 1950-х недовольный диктатом больших студий Дуглас создал собственную продюсерскую компанию Bryna Productions, чтобы иметь возможность самостоятельно контролировать проекты с собственным участием. Компания спродюсировала ряд картин, в которых сыграл Кирк: «Тропы славы», «Викинги».
Одной из первых картин его студии стал фильм, остающийся классикой антивоенного кино и сейчас - и во многом давший ход карьере великого режиссера Стэнли Кубрика - «Тропы славы», в которых Дуглас страстно сыграл полковника французской армии, который во время Первой мировой пытается спасти нескольких своих солдат от несправедливого трибунала. После этой картины Стэнли Кубрика они стали приятелями.



«Тропы славы» (1957)


«Викинги» (1958)


Самой же иконической ролью артиста - и главным проектом его студии Bryna Productions - стал следующий фильм Кубрика «Спартак», в борьбе заглавного героя которого многие голливудские инсайдеры рубежа 1960-х усматривали стремление самого Дугласа освободиться от оков контролируемой бизнесменами и дельцами индустрии.



«Спартак» (1960)


Одним из ближайших друзей Дугласа в Голливуде был Берт Ланкастер - они сыграли вместе в семи фильмах, включая захватывающий политический триллер Джона Франкенхаймера «Семь дней в мае»: по словам режиссера, именно Дуглас был главной движущей силой рассказывающего о вымышленной попытке военного переворота в США проекта. Он же убедил Франкенхаймера взять на главную роль Ланкастера - вопреки первоначальному желанию постановщика.

«Семь дней в мае», 1964 год


В семидесятых Кирк Дуглас стал реже появляться на большом экране - но вовсе не растерял той неуемной энергии, которая всегда была его фирменной чертой характера. В следующие десятилетия он много работал на телевидении, продолжал продюсировать кино, снял несколько фильмов как режиссер и написал ставшую бестселлером автобиографию «Сын старьевщика».

«Жил был обманщик» (1970)


Кирк Дуглас и Генри Фонда в фильме «Жил был обманщик» (1970)


Алексис Смит и Кирк Дуглас в фильме «Одного раза недостаточно» (1975)


«Отряд» (1975)


Кирк Дуглас, Илай Уоллак и Берт Ланкастер в фильме «Крутые ребята» (1986)


Перестанет сниматься Дуглас только после того, как переживет инсульт в 1996 году и потеряет способность нормально разговаривать (с годами терапии она частично восстановится). Что, впрочем, не помешает актеру с фирменной самоиронией заявить: «Что может делать артист, который больше не может говорить? Только дожидаться возвращения немого кино».
На экране он с тех пор действительно почти не появлялся - за редкими исключениями вроде фильма «Семейные ценности», где сыграл вместе со своим сыном Майклом.
Актёр направил свою кипучую энергию в литературу, причем не стал ограничиваться одной только автобиографией. В 1988 году он выпустил первую автобиографию «The Ragman’s Son» («Сын старьёвщика»). Затем Дуглас написал несколько беллетристических книг, получивших определённое признание литературных критиков: романы «Dance with the Devil» («Танец с дьяволом», 1990), «The Secret» («Секрет», 1992) и «Last Tango in Brooklyn» («Последнее танго в Бруклине», 1994).
Вторая автобиографическая книга «Let’s Face It: 90 Years of Living, Loving, and Learning» рассказывает о своей жизни, трудном пути к актёрской карьере, встречах со звёздами Голливуда и антисемитизме в Америке, через который ему пришлось пройти. Всего Дуглас написал десять романов и мемуаров.

27 февраля 2011 года 94-летний Дуглас принял участие в церемонии вручения премии «Оскар».
Дуглас занимает 17-ю строку в списке Американского института киноискусства среди величайших мужчин-легенд экрана классического голливудского кино.
Дуглас регулярно обновлял свой блог на Myspace. В возрасте 94 лет он был признан самым пожилым блогером-знаменитостью в мире.
Активно участвовал в благотворительной деятельности и отдавал на это немалые средства. Актёр жертвовал деньги различным учебным заведениям, медицинским центрам и другим некоммерческим организациям в Южной Калифорнии. В том числе за его счёт было отреставрировано более 400 обветшалых детских площадок Объединённого школьного округа Лос-Анджелеса. Дугласы основали Центр для бездомных женщин имени Энн Дуглас при Лос-Анджелесской миссии, который помог сотням обездоленных женщин встать на ноги. В 2004 году они открыли в Калвер-Сити Театр Кирка Дугласа. Они финансировали Детский центр Энн Дуглас в Синайском храме в округе Вествуд. В марте 2015 года Кирк с женой пожертвовали 2,3 миллиона долларов Детской больнице Лос-Анджелеса.
В день своего 99-летия Дуглас пожертвовал $15 млн на строительство в Лос-Анджелесе центра по уходу за страдающими болезнью Альцгеймера актерами и представителями голливудской киноиндустрии.

9 декабря 2016 года актёр отпраздновал свой 100-летний юбилей. Дуглас сообщил, что за организацию торжества отвечал его сын Майкл с супругой Кэтрин Зетой-Джонс. На праздник были приглашёны около 200 друзей и членов семьи, в том числе - режиссёр Стивен Спилберг и продюсер Джеффри Катценберг.

Кэмерон Дуглас, Майкл Дуглас и Кирк Дуглас у своей звезды на Аллее славы Голливуда, 2018 год


5 февраля 2020 года Кирк Дуглас скончался в возрасте 103 лет.
RIP

Прощай, Спартак!



кино, некролог

Previous post Next post
Up