Рязанский СИЗО, бывшая расстрельная тюрьма НКВД
10 января (28 декабря ст.ст.) в Православной Церкви день памяти святых 20000 мучеников в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших.
А еще это день памяти убиенных большевиками священномучеников Никодима, епископа Белгородского и Аркадия диакона (†1918). Священномученика Александра пресвитера (†1920). Священномучеников Феоктиста, Леонида, Николая пресвитеров (†1937). Священномучеников Арефы и Александра пресвитеров (†1938).
Среди мучеников, убиенных коммунистами 10 января, были и рязанские. О некоторых и хотел вспомнить сегодня.
Cвященномученик Арефа Сараевский (1888г.-†10 января 1938г.)
Священник Арефа Насонов, с. Бычки Сараевского района
Священномученик Арефа родился в 1888 году в селе Должик Волынской Житомирского уезда Пулинской волости на Украине. Происходил из крестьян - бедняков. Родился в семье крестьян Иоакима и Анны Насоновых. Семья была единоверческой. Его отец занимался хлебопашеством. После уборки урожая он, как многие односельчане, уходил на заработки и работал пильщиком.
Смолоду и Арефа помогал отцу. Это не мешало ему все-таки окончить двухклассную министерскую школу. Выдержав экзамены, он стал учителем, Некоторое время Арефа Иоакимович работал в своем селе. Женился на уроженке Пензенской губ. Агриппине Григорьевне Поляковой, окончившей гимназию и работавшей сельской учительницей.
Сельчане избрали его священником: по традиции, единоверцам было дано такое право. 1 августа 1914 года Арефа Иоакимович Насонов был рукоположен во священника.
Будучи рукоположенным во священника, о.Арефа не оставил своих преподавательских занятий. Успешно занимался миссионерской деятельностью, многих раскольников обратил в Православие, за что особо уважался архиепископом Антонием (Храповицким), управляющим Волынской епархией.
Так как отец Арефа был женат на уроженке Пензенской губернии, по ее настоянию Насоновы переехали на ее родину, где батюшка служил священником до 1930 года.
После революции был лишен избирательных прав. Он и его семья стали "лишенцами".
В 1927 г. был арестован вместе с епископом Пензенским Филиппом (Перовым) и шестью священниками Чембарского уезда Пензенской губ. по обвинению в антисоветской деятельности. С 1929г. он облагался индивидуальным налогом. В 1930 г. за неуплату гособязательств у семьи была отнята корова. А ведь в начале тридцатых годов в семье о.Арефы было уже семеро детей...
В 1931г. был арестован органами ОГПУ без предъявления обвинения. Провел в тюрьме 2 недели, притом его ни разу не допрашивали. После этого был освобожден.
Батюшка очень желал дать детям образование, для чего семья переехала в г. Можайск Московской области. Однако уже в сентябре 1932 года отца Арефу арестовало ОГПУ, предъявив обвинение по 58 ст. УК РСФСР.
Обвинение гласило: "агитация против мероприятий Советской власти, будучи священником, проживал в 3-х километровой зоне военсклада, систематически обрабатывал в антисоветском духе граждан, посещавших церковь".
О.Арефа признал, что констатировал в разговорах с прихожанами значительное ухудшение жизненного уровня из-за проводимой политики сплошной коллективизации деревни. Но в антисоветской агитации виновным себя не признал.
27 сентября отца Арефу осудили и приговорили к трем годам высылки в Казахстан, его сослали в гиблое место, где за несколько лет умерли все, даже охранники. Похоронив последнего охранника (заключенные умерли раньше), о.Арефа ушел из лагеря. Домой возвращаться было нельзя - посадят жену и детей. Он обратился к племяннику своей жены, священнику Михаилу Соловьеву, который снабдил его документами на чужое имя, дал денег и уговорил уехать на торфоразработки. Но на вокзале у о.Арефы украли документы, и ему пришлось сдаться властям. Через некоторое время его отпустили, дав чистые документы.
Некоторое время батюшке пришлось выполнять разную работу, но вскоре встреча с уроженкой Рязанской области Меланьей Суховой изменила его жизнь. Женщина приехала в Москву из села Бычки Сараевского района к епископу Иоанну (Широкову), который управлял тогда Рязанской епархией, за священником для местной церкви. Так, в 1936 году отец Арефа оказался на рязанской земле.
Каменная церковь и колокольня в Бычках были возведены благочестивыми селянами в 1910. Храм был освящен 17 декабря того же года во имя святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана. Но недолгим было служение батюшки в этом храме. 19 декабря 1937 года, в день памяти свт.Николая, Мир Ликийских Чудотворца, его арестовали, обвинив в агитации против выборов в Верховный Совет.
По имеющимся в архивно-следственном деле документам видно, что на самом деле батюшка не призывал крестьян не ходить на выборы. Наоборот. Односельчанам он предлагал выбирать людей верующих, которые не отрекаются от Бога и Церкви. Все обвинение отца Арефы строится на свидетельских показаниях: «Граждане, молитесь Богу, держитесь за храм, а то придет крах».
Отец Арефа на допросах виновным себя не признал. Дело его было передано на рассмотрение «тройки» УНКВД Рязанской области. Под стражей он содержался в Рязанской тюрьме. 31 декабря 1937 года «тройка» СССР приговорила его к расстрелу. 10 января 1938 года приговор был приведен в исполнение, отец Арефа был расстрелян под Рязанью.
Реабилитирован отец Арефа по Указу ПВС СССР от 16. 01.89 года.
Прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Россини на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2001 года.
Основание:
1. Архив УФСБ РФ по Рязанской области, архивно-следственное дело» № 11577.
2. ГАРО, Ф. Р-6775,оп. 1,д. 75.
3. ГАРО, Ф. -627, оп. 240, д. 58.
Литература:
Были верны до смерти... : Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских/ Историко-архивный отдел Рязанской епархии, - Рязань. -2002 Т. 1 / Гл. ред. митр, Симон (Новиков). - 418 с,: портр, фото, факс 3000 экз
Священномученик Леонид Викторов, священник
(5 марта 1891г.-†10 января 1938 г.)
Священник Викторов Леонид Сергеевич родился в 1891 году в Троицкой слободе города Рязани в глубоко верующей семье. Он был внуком протоиерея о. Иоанна Викторова и сыном диакона Сергея Ивановича Викторова.
Рано остался сиротой, и его приняли на бесплатное обучение в Рязанскую Духовную Семинарию. После ее окончания он служил псаломщиком в храме села Болошнево, строителем и первым настоятелем которого был его дед, протоиерей Иоанн Викторов. В дальнейшем настоятелем стал о.Михаил Викторов, дядя Леонида. В этом же храме прислуживал отрок Петр Чельцов (канонизирован в 2000г.). В 1910г. Петр Чельцов обвенчался с двоюродной сестрой Леонида Марией Стародубцевой - внучкой о.Иоанна от дочери Анастасии. В 1908г. о.Иоанн выстроил храм в с.Глебово Рязанской губ. и стал служить в нем настоятелем. В 1912 году Леонид был рукоположен во диакона и затем во священника к Богородско-Рождественской церкви в селе Курбатово. Он стал настоятелем этого храма и заведующим церковно-приходской школой. В Курбатово в семье о.Леонида родилось 9 детей. Из них четыре дочери умерли во младенчестве.
В 1930-е годы храм в селе Курбатово был закрыт. Семья священника с пятью малолетними детьми была выселена из собственного дома. Отец Леонид стал искать новое место служения. Вначале он служил в селе Павлищево, но и там храм вскоре был закрыт. В это время был арестован дядя отца Леонида, священник села Болошнево, отец Михаил Викторов, и отец Леонид стал служить вместо него. Здесь отца Леонида лишили избирательных прав, а его детей не принимали в учебные заведения.
В начале 1936 года был арестован священномученик Иувеналий, архиепископ Рязанский. Непосредственная угроза ареста нависла и над отцом Леонидом. По ночам, когда обычно производились аресты, он стал уходить ночевать в соседние деревни. Детей прятали на колокольне. В селе Болошнево объявили: «Кто приютит священника или члена его семьи, будет арестован и сослан».
Ночью 20 февраля 1936 г. отца Леонида отыскали в соседней деревне и арестовали, привезли в церковную сторожку и потребовали отдать церковную казну. Не найдя никаких денег и ценностей, чекисты забрали в тюрьму отца Леонида. При аресте у него забрали также его личный дневник и переписку. Последние слова отца Леонида, перед тем, как его увезли, были обращены к старшей дочери Анне: «Не оставляй детей и мать, я обязательно вернусь. Храни вас Господь!».
Обвинение: "участие в контрреволюционной группе церковников, возглавляемой архиепископом
Иувеналием, вел суждения антисоветского характера"
Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР
Архив УФСБ по Рязанской обл. Д.9611.
Том_Лист Т.5. Л.275.
По групповому «делу рязанских священнослужителей и мирян» отца Леонида приговорили к 5 годам лагерей. Два года священник пробыл в Сиблаге в городе Мариинске, где в начале 1938 года он скончался.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
Определение Священного Синода от 11 апреля 2006г.
Священномученик Феоктист Боровокский, протоиерей
(протоиерей Хоперский Феоктист Арсентьевич †1938 28 декабря/ 10 января)
1874г. - род. в с. Питим Тамбовской губ.
До 1937гг. - служил в с. Боровок (Сергиевский Боровок) Новодеревенского р-на Рязанской области.
12.12. 1937г. - арестован.
26.12.1937 г. приговорен к расстрелу тройкой при УНКВД СССР по Рязанской обл. Статья ст.58-10 УК РСФСР .
10.01.1938г. - расстрелян.
Реабилитирован По Указу Президиума ВС СССР от 16.01.1989
2004г. - канонизирован Определением Священного Синода РПЦ.
20 марта 2005 года в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, за Божественной Литургией в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани состоялось прославление святого священномученика Феоктиста Хоперского.
Божественную Литургию возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел в сослужении епископа Шацкого Иосифа, местного соборного духовенства.
На малом входе архиепископ Павел огласил Решение Священного Синода о причислении к лику святых священномученика Феоктиста Хоперского, и во время пения тропаря осенил молящихся иконой новопрославленного.
За Божественной Литургией присутствовали и молились родственники святого священномученика Феоктиста Хоперского: дочь Анна Феоктистовна Зюзина (Хоперская), внук Михаил Николаевич Хоперский, внучка Мария Петровна Борисова, внучка Анна Михайловна Красавина, внучка Мария Михайловна Банина.
После Божественной Литургии был совершен чин Православия, после чего Владыка Павел обратился с приветственным словом к верующему народу, поблагодарил присутствующих родственников и от имени Рязанской епархии подарил им на молитвенную память икону священномученика Феоктиста Хоперского, Затем, архиепископ Павел, благословляя прихожан, раздал всем иконки с изображением новопрославленного святого и буклеты с его житием.
Священномученик Александр Поливановский (Цицеронов), священник
(Цицеронов Александр Александрович, †10.01.1938)
Икону эту можно увидеть в Христорождественском храме г. Рязани
О священномученике Александре Цицеронове рассказывает его внучка - прихожанка храма мученицы Татианы Татьяна Васильевна Резникова.
Когда мы узнали, наконец, дату расстрела нашего дедушки - 10 января 1938 года - я попросила дежурившего в храме священника Владимира Вигилянского отслужить панихиду по нему. Батюшка выслушал меня и неожиданно сказал: «Мой дядя убит тоже в этот день и год. Давайте помолимся…»
Для начала о. Владимир посоветовал собрать воспоминания о дедушке - священнике Александре Цицеронове. Затем рекомендовал обратиться к Николаю Евгеньевичу Емельянову, сотруднику кафедры информатики Православного Свято-Тихоновского университета, где в базе данных собраны сведения о тысячах наших соотечественников, пострадавших за Христа в XX веке. Нам очень хотелось узнать, где похоронен дедушка, помолиться у его могилы. На это Николай Евгеньевич сказал нам, что надо делать следующий шаг - идти в ФСБ.
Мою нерешительность и колебания разрешил настоятель нашего храма протоиерей Максим Козлов. Он сказал, что «Церковь помнит и чтит своих верных чад» и благословил на поиски в этом направлении. Отец Максим помог мне написать запрос митрополиту Рязанскому Симону - в епархию, где служил и пострадал дедушка.
...
В этот воскресный день 25 мая 2003 года в Рязани отмечали день города. И нам с племянником Володей пришлось пробираться сквозь толпы гуляющих жителей, принарядившимися по такому случаю, радующихся яркому солнцу и зелени. Мы спешили, волновались. Слава Богу - успели. Собор был переполнен светом. Духовенство в пасхальных облачениях выстроились в центре храма. На амвоне, склонив голову в ярко-красной митре, владыка Симон слушал жизнеописание о. Александра Цицеронова. Затем, под пение тропаря и величания новомученика торжественно внесли его образ и положили на центральный аналой.
Правнук и внучка свщмч. Александра в день его прославления в лике святых
Любите Бога, мать и друг друга. О священномученике Александре Цицеронове
Священник Александр Цицеронов родился 15 августа 1893 года в селе Попадьино Михайловского уезда Рязанской губернии в семье диакона Александра Андреевича Цицеронова и его жены Александры Петровны. Трое из десяти детей диакона стали священниками. Три сестры отца Александра вышли замуж за иереев.
Александр Цицеронов - студент Рязанской семинарии
В двадцать один год Александр Цицеронов окончил Рязанскую духовную семинарию. Во время обучения он познакомился с выпускницей Рязанского женского епархиального училища Евгений Ивановной Иванковой, дочерью протоиерея Иоанна Павловича Иванкова, который благословил молодых людей на брак.
Отец Александр сначала был псаломщиком в церкви села Печерники Михайловского района. Затем был рукоположен во диакона и позже - во священника и в 1914 году определен на приход в село Поливаново. В 1915 году супруги Цицероновы отправились к месту назначения. В приход, кроме Поливанова, входили деревни Таракановка, Савинка, Студенец, Летники, Большая Хлебенка.
Священник Александр Цицеронов с супругой после назначения на приход, 1915 г.
Молодой священник отличался «весьма хорошим поведением» и тем, что читал проповеди. Растолковать как можно доступнее Священное Писание взрослым и детям - в этом видел главную цель своей жизни отец Александр. Не зря он носил фамилию Цицеронов: батюшка был замечательным рассказчиком и собеседником. В престольный праздник Поливановского храма - день памяти святого великомученика Димитрия Солунского - в село съезжались богомольцы.
После службы прямо на улице накрывали столы. Интересно, что и после революции эта традиция продолжала существовать. Причем на праздник приезжали не только верующие, но и атеисты.
Бог благословил отца Александра и матушку Евгению девятью чадами. Матушка всегда пела на клиросе (в последние перед арестом годы одна) и читала Псалтирь по умершим прихожанам. Собственные дети с раннего возраста знали наизусть утреннее и вечернее правило, тропари праздников.
Семья свщмч. Александра
Отец Александр был добрым, с мягким характером человеком. Многие обращались к батюшке за деньгами. И отец Александр, не в состоянии объяснить, что у самого ничего нет, делился последней копейкой. Прихожанину Качкину не в чем было положить в гроб умершего ребенка. Батюшка отдал рубашку сына. Дочь вдовы Агриппины Королевой, Елизавета, вспоминала, как в самые трудные моменты их жизни появлялся батюшка с узелком продуктов или вещей для четверых маленьких детей. Позже, когда батюшку арестовали, Агриппина сопровождала его до тюрьмы. Ей батюшка отдал на сохранение Евангелие и другие богослужебные книги. Годы спустя Елизавета рассказывала, что по этому Евангелию выучилась читать и что сберегла реликвию до наших дней.
В пасхальные дни отец Александр обходил самые дальние деревни (на требах приходилось проходить по пять километров). Анна Милютина вспоминала, как ее мать, уходя на работу, положила на стол трехрублевую бумажку и наказала братишке «отдать попу» деньги. А поп пришел, отслужил, приласкал детей, положил на стол крашеные яйца и десять рублей.
В 1918 году отец Александр как священник был лишен гражданских и избирательных прав, не имел паспорта. Впервые его арестовали в 1930 году за якобы неуплату налогов и хранение разменной монеты в церкви. Народный суд сначала приговорил его к десяти годам лишения свободы по обвинению в неуплате налога. Но потом батюшка был полностью оправдан. За «хранение разменной монеты» отец Александр отсидел полгода в тюрьме.
Второй раз он был арестован 20 декабря 1937 года. Батюшка шел за водой, когда его встретили уполномоченные с ордером па арест. Войдя в дом, батюшка, чтобы не испугать детей, тихонько сказал супруге: «Женя, за мной пришли». Но дети услышали и заплакали. Матушка поставила всех молиться, чтобы Господь укрепил отца и даровал всем им твердость духа. Паспортист Жаворонков потребовал сдать холодное и огнестрельное оружие. Начался обыск. Это была уже вторая конфискация. Изъяли «32 разные фотокарточки», детские кроватки, одежду. Семью из восьми человек оставили жить в деревянной пристройке, а в кирпичном доме священника открыли клуб.
Протокол обыска заканчивается словами: «больше ничего не обнаружено. Жалоб не поступало».
А вот как вспоминает об этом дочь отца Александра, Алевтина:
«Стены дрожали от плача. Сестренка Нина обняла сапоги папы и кричала: «Не пущу!» Папа благословил всех нас. Сказал: «Дети, ваш отец был честным человеком. Любите Бога, мать, друг друга». Братишка Порфирий подбежал передать отцу теплые вещи (был сильный мороз), но его отогнали».
«Когда я смотрю на портрет моего папы, - продолжает Алевтина Александровна, - всегда вспоминаю строки моего любимого поэта Надсона:
Он в мир вошел с святой любовью, учил, молился и страдал.
А мир Его невинной кровью себя навеки запятнал.
Сам же папа о себе шутя говорил: «Мне суждены лишь благие порывы, а совершить ничего не дано».
Он никогда не повышал голос. Со всеми горестями шли к нему. Потому вскоре после ареста прихожане собрали подписи под ходатайством за своего пастыря:
«Мы, верующие граждане Поливановского прихода, знаем священника Цицеронова Александра Александровича по его работе в Поливановской церкви с 1916 года. Священник Цицеронов работал до 1937 года.
За время своей работы он очень внимательно и честно относился к верующим гражданам вверенного ему прихода. Цицеронов во время своей 20-летней работы в Поливановской церкви не имел ни одного замечания или упрека со стороны верующих. Взяток и злодеяний никаких не делал. Были случаи, когда он из личных средств помогал бедным людям. Личного богатства и ценностей он не имел. Священник Цицеронов в своей работе пользовался уважением граждан, и среди нас, верующих, имел большой авторитет. За время своей работы ни один из верующих не слышал от священника Цицеронова никаких грубостей. Вся его работа проводилась честно и благородно. Мы, верующие, любили и уважали его».
Алевтина Александровна продолжает: «Наша мама умерла в 1993 году в 99-летнем возрасте, так и не узнав правду о муже. В 1946 году прошел слух, что папу освободили и он сразу умер от разрыва сердца. Затем, в 1948 году, маму вызвали в районную милицию. Я пошла с мамой, чтобы проститься с ней, так как мы были уверены, что ее заберут. Ей дали стакан воды и сказали, что папа скончался в 1944 году.
Мама была очень серьезным человеком, решительно предана Православию. Много молилась, не жаловалась. Лишь в конце века мы ознакомились с делом № 518 (в архиве значится под номером 6044), решившим земную участь нашего папы. В нем даже есть отпечатки его ладоней. В протоколе допроса четверых свидетелей: Соловьева Михаила Прокопьевича, колхозника; Крючкова Александра Сергеевича, председателя сельсовета; Качкина Виктора Тимофеевича, председателя сельсовета, и Черкасова Александра Федоровича, инвалида, - записано следующее: «В августе 1937 года служитель религиозного культа (поп) Цицеронов А. А. не отдал ключи от церкви под засыпку зерна. Напротив, собрал церковный совет с целью воспрепятствовать решению колхозного актива. Среди колхозников села Поливанова вел злостную антисоветскую агитацию, высказывал террористические намерения в адрес членов ВКП(б)».
Рязанский СИЗО - бывшая расстрельная тюрьма НКВД
...Отца Александра держали в Рязанской тюрьме. В архивно-следственном деле есть протокол допроса отца Александра от 21 декабря 1937 года, то есть на второй день после ареста. На все вопросы об антисоветской агитации он ответил отрицательно. Виновным себя не признал. 22 декабря на основании свидетельских показаний было подписано обвинительное заключение:
«обвиняется... в том, что среди колхозников с. Поливаново вел злостную анти-советскую агитацию, распространял пораженческие настроения, выступал в защиту известных врагов народа и высказывал террористические намерения к членам ВКП(б)».
«Тройка» при УНКВД СССР по Рязанской области вынесла приговор 26 декабря: расстрелять...
Приговор приведен в исполнение в ночь на 10 января 1938 года.
14 февраля 1958 года священник Александр Александрович Цицеронов реабилитирован Рязанским областным судом за отсутствием состава преступления.
Источники:
1. Архив УФСБ РФ По Рязанской области, архивно-следственное дело №6044, 1938 г.
2. Личные воспоминания, собранные Т. В. Резниковой, внучкой священника Александра Цицеронова.
Убиенные 10 января коммунистами:
протоиерей Родимов Николай Данилович
Гамаюнов Иван Степанович
Ильин Владимир Васильевич
Хромин Сергей Никифорович
священник Павлов Федор Елисеевич
священник Кулинич (Кулинин) Николай Дмитриевич
Шамонина Варвара Михайловна
священник Бельский Михаил Иванович
священник Худяков Тихон Максимович
Камбалин Иван Михайлович
Черкасов Василий Иванович
Никифоров Петр Степанович
священник Вязовский Лаврентий Петрович
монахиня Попова Ксения Андреевна
монахиня Чернова Матрена Ермолаевна
монахиня Ишина Варвара Ильинична
монахиня Обухова Анна Ивановна
монахиня Ланкина Евдокия Афанасьевна
монахиня Хохулина Мария Алексеевна
монахиня Щербинина Дарья Ивановна
монахиня Копцова Екатерина Никитична
монахиня Кабанова Екатерина Ивановна
монахиня Сушнова Татьяна Павловна
монахиня Синельникова Прасковья Родионовна
монахиня Савельева-Ермилова Марина Федоровна
монахиня Мигачева Елена Карповна
монахиня Кривоногова Агафья Семеновна
монахиня Андреева Евдокия Дмитриевна
Беззатиев Михаил Дмитриевич
Горячев Иван Матвеевич
Рыбалкин Павел Иванович
монахиня Макиева (Макеева) Екатерина Севастьяновна
монахиня Малофеева Ирина Филипповна
священник Дмитриевский Константин Адрианович
священник Кузьмин Василий Матвеевич
священник Купчевский Павел Петрович
священник Лузанов Лука Васильевич
священник Никонишин Максим Акимович
диакон Пальмин Петр Никитич
священник Петров Николай Петрович
диакон Пиперов Сергей Иванович
священник Рязанов Василий Иванович
священник Светлов Иван Сергеевич
священник Смирнов Владимир Михайлович
священник Смирнов Константин Николаевич
священнослужитель Трегубов Филипп Георгиевич
протоиерей Хоперский Феоктист Арсентьевич
иерей Цицеронов Александр Александрович
священник Викторов Леонид Сергеевич
священник Насонов Арефий Акимович
Панфилов Михаил Степанович
Спиридонов Иван Петрович
иеромонах Иероним (Корнеев Иван Осипович)
староста церкви Корелов Павел Васильевич
монахиня Коренец Парасковья Васильевна
протоиерей Нефедьев Павел Григорьевич
священник Огорельцев Яков Михайлович
епископ Никодим (Кононов Александр Михайлович)
епископ Памфил (Лясковский Петр Александрович)
диакон Решетников Аркадий
священник Шевелков Афанасий Миркианович
священник Беллюсов Николай Владимирович
священник Багаев Зиновий Тимофеевич
священник Войк Василий Васильевич
священник Дьяконов Владимир Евграфович
священник Покровский Агапий Тимофеевич
священник Сафронов Петр Николаевич
протоиерей Мелентьев Василий Иванович
монахиня Калябина Анна Николаевна
монахиня Овчинникова Мария Ивановна
протоиерей Овчинников Петр
протоиерей Тихонравов Василий Петрович (Павлович?)
***
Страшное это было время. Обагрена русская земля кровью мучеников, убиенных безбожными большевиками. И среди этого моря крови - потоки крови убиенных и замученных рязанских новомучеников.
Упокой, Господи, души усопшихъ рабъ Твоихъ, за Тебя пострадавшихъ и сотвори имъ вечную память.