Литературный критик и литературовед Лев Аннинский скончался 6 ноября в возрасте 85 лет.
Гражданская панихида и прощание пройдут 8 ноября в Малом зале Клуба писателей Центрального Дома литераторов. Начало церемонии в 12 часов.
Невероятно доброжелательный, писавший и мысливший свободно во все времена, уважаемый читателями и литераторами, Лев Аннинский был одним из самых известных литературных и кинокритиков страны. Он легко перешел из одной эпохи в другую, потому что не обманывал, не хитрил, не притворялся.
Он говорил, что человек не выдерживает правды, в лучшем случае - ищет истину. Сам Лев Аннинский ее искал не как литератор, а как философ.
«Со временем я понял все дело в слове, и все дело в книге и в книге таится секрет того что с нами происходит. Слово - концентрат невиданной силы», - говорил он.
Лев Александрович родился в 1934 году в Ростове-на-Дону. Отец - кинопродюсер, мечтавший о славе актёра, родную фамилию "Иванов" заменил псевдонимом Аннинский по названию казачьей станицы Новоаннинская, откуда был родом.
Странное сочетание цифр: в этом году знаменитый фильм «Подкидыш» («Муля, не нервируй меня») отмечает 80-летие, но мало кто знает, что именно с этой ленты началась «телекарьера» Льва Аннинского. Маленьким мальчиком он снялся в эпизодической роли и произнес диалог, написанный Агнией Барто. Главная героиня спросила, кем он хочет быть. «Танкистом», - ответил мальчик. - «Нет, ты маленький». - «Пограничником», - сказал его герой. - «Нет, ты маленький», - уперлась девочка. - «Ну тогда пограничной собакой», - сказал Лев. Девочка великодушно разрешила.
Став уже маститым критиком, Аннинский в шутку называл себя пограничной собакой: «у меня такая позиция, я вынюхиваю связи, как собака, а сам - ни с правыми, ни с левыми».
Он говорил, что человек не выдерживает правды, в лучшем случае - ищет истину. Сам Лев Аннинский ее искал не как литератор, а как философ.
Лев Аннинский - выпускник филологического факультета МГУ. Первой рецензией критика стал отклик на роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», всего выпустил более 5 тысяч статей, а также несколько книг, в частности, посвященных режиссеру Василию Шукшину и актеру Николаю Губенко.
Про Аннинского говорили, что он стал чуть ли не единственным критиком, получившим телевизионную известность. Мало кто не видел его знаменитых литературоведческих фильмов на канале «Культура». «Серебро и чернь» о поэтах Серебряного века, «Медные трубы», «Засадный полк»... Роли поэтов и писателей в этих фильмах исполняли известнейшие актеры. Так в «Серебре и черни» Пастернака играл Евгений Стеблов, а Анну Ахматову - Лидия Федосеева-Шукшина. Пятнадцать лет назад за эту работу Лев Александрович удостоился премии «Тэфи».
В 2006 году за кинокритику он удостоился премии гильдии киноведов «Слон».
Писатель Александр Архангельский, работавший с Аннинским в литературном журнале «Дружба народов», вспоминает:
«Если кого из советских критиков и знали широкие читающие массы, то его. И он едва ли не первым в своем поколении научился ставить правильные слова в правильном порядке, то есть писать легко и вольно, что потом станет нормой, но эту норму задал он - вместе с двумя-тремя сверстниками. Я с ним работал вместе в перестроечной Дружбе народов... сам он к себе относился критично, ему странным образом понравились жестковатые слова (кажется) Георгия Владимова о том, что у «Левы» короткое дыхание, он боится набрать в легкие воздуху, потому что их разорвет. Почти с гордостью пересказывал... А еще жаль, что ему не дали блистательную книгу о Льве Толстом и кинематографе назвать «Охота на Льва», навязали советское, гладкое. Там был и двойной смысл, автобиографический. Мир ловил Льва Аннинского в свои силки, а Лев уклонялся, и хитро косил глазом.
Вечная память».