70 лет назад палачи из НКВД убили военнопленных польских офицеров - в Катыни, Медном, под Харьковым...
20 лет назад, 13 апреля 1990 года, появилось сообщение ТАСС, официально признающее ответственность НКВД за трагедию в Катынском лесу....
Весной-летом 1989 г. рядом советских историков, допущенных к архивам, были обнаружены документы, свидетельствующие о том, что дела поляков подлежали рассмотрению на Особом совещании при НКВД СССР, и что содержавшиеся во всех трех лагерях лица были этапированы в распоряжение областных управлений НКВД и в статистических отчетах в дальнейшем не фигурировали.
22 февраля 1990 года В.Фалин направил на имя М. С. Горбачёва записку, в которой сообщил о новых архивных находках, доказывающих связь между отправкой поляков из лагерей весной 1940 года и их расстрелом. Он указывал, что опубликование таких материалов полностью подорвёт официальную позицию советского правительства (о «недоказанности» и «отсутствии документов»), а потому рекомендовал срочно определиться с новой позицией. В связи с этим предлагалось сообщить Ярузельскому, что прямых свидетельств (приказов, распоряжений и т. д.), позволяющих назвать точное время и конкретных виновников катынской трагедии, не найдено, но на основании «обнаруженых индиций» можно сделать вывод, что гибель польских офицеров в районе Катыни - дело рук НКВД и персонально Берия и Меркулова.
13 апреля 1990 года, во время визита в Москву Ярузельского было опубликовано заявление ТАСС о катынской трагедии, гласившее:
Выявленные архивные материалы в своей совокупности позволяют сделать вывод о непосредственной ответственности за злодеяния в катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных.
Советская сторона, выражая глубокое сожаление в связи с катынской трагедией, заявляет, что она представляет одно из тяжких преступлений сталинизма.
Горбачёв передал Ярузельскому обнаруженные этапные списки НКВД из Козельска, из Осташкова и из Старобельска.
Вслед за тем, Главная военная прокуратура СССР начала расследование по факту катынского убийства.
В 1990 году Главной военной прокуратурой СССР было возбуждено уголовное дело № 159. В ходе ведения дела, действия ряда высокопоставленных должностных лиц СССР были квалифицированы по п. «б» ст. 193-17 УК РСФСР (1926 г.), как «превышение власти, имевшее тяжелые последствия при наличии особо отягчающих обстоятельств». Следствие достоверно установило гибель в результате исполнения решений «тройки» 1803 польских военнопленных и установило личность 22 из них.
В 2004 году ГВП РФ объявила о прекращении расследования «катынского дела» на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Из 183 томов дела, польской стороне было передано 67, так как остальные 116, по словам военного прокурора, содержат государственную тайну
В Польше возлагали большие надежды на расследование российской ГВП (Главная военная прокуратура РФ), которое, как полагали поляки, расставит все точки над «i», исследует все подробности, назовет имена всех жертв и всех виновных и даст преступлению квалификацию в соответствии с международным правом.
Копии этих документов были вручены Пихоя президенту Польши Леху Валенсе и таким образом обнародованы; одновременно они были переданы в российский журнал «Вопросы истории», где 3 месяца спустя состоялась их публикация. В настоящие время в научной литературе эти документы однозначно признаются подлинными.
Почерковедческая и криминалистическая экспертиза записки Берия и подписей на ней, проведённая Главной военной прокуратурой, также подтвердила её подлинность
21 сентября 2004 года ГВП объявила о прекращении катынского дела.
Как заявил в марте 2005 года Главный военный прокурор России Александр Савенков, расследование в отношении тех лиц, которые были признаны виновными, прекращено в связи с их смертью. Из 183 томов дела, полякам может быть передано только 67, так как остальные 116, по словам военного прокурора, содержат государственную тайну.
После закрытия катынского дела, в декабре 2004, в Польше было объявлено о начале прокурорского расследования массового убийства польских граждан, совершённого в Советском Союзе в марте 1940 года. Возглавляет расследование профессор Леон Керес, руководитель «Института национальной памяти» (ИНП) (польск. Instytut Pamięci Narodowej) - Комиссии по расследованию преступлений против польского народа, неправительственной, но обладающей большими полномочиями организации, созданной в 1998 г. для расследования нацистских и коммунистических преступлений.
Как говорят представители ИНП, цель предстоящего расследования - выяснить, кто отдал приказ о казни, фамилии палачей, а также дать правовую оценку деяниям сталинского режима.
К расследованию «Катынского дела» наряду с представителями Института национальной памяти привлечены 16 следователей польской прокуратуры. Следователи намерены допросить более 10 тысяч человек - родственников и потомков погибших в Катыни поляков.
Решение о проведении собственного расследования было принято в ИНП по просьбе Ассоциации родственников жертв Катыни. Как говорят представители ИНП, до последнего момента они ожидали результатов работы российской Главной военной прокуратуры (ГВП), которая почти 14 лет занималась «Катынским делом».
По словам директора ИНП Леона Кереса, расстрелы польских офицеров следует считать военным преступлением, так как Советский Союз нарушил международные конвенции об обращении с военнопленными. Кроме того, он полагает, что масштабы расправы позволяют характеризовать действия советских властей как геноцид.
Ранее Институт национальной памяти, ведущий своё расследование, договаривался с Главной военной прокуратурой России о том, что ему будут предоставлены все документы; однако ГВП затем отказалась от этих договоренностей. Расследование ИНП имеет целью добиться признания событий в Катыни геноцидом и преступлением против человечества (на такие преступления не распространяется срок давности), а также установить число расстрелянных и общее число виновных. В ИНП считают, что в засекреченных томах содержатся хорошо известные общественности имена причастных к этому делу преступников и тень обвинения может лечь на их родственников.