«Собачье сердце»: 30 лет выхода на экран

Nov 19, 2018 22:46



19 ноября 1988 года, ровно 30 лет назад, на экраны Советского Союза вышла экранизация повести Булгакова «Собачье сердце». Удивительно, как такая антисоветская картина вышла в советское время. Не менее удивительно то, что режиссер картины придерживается коммунистических взглядов...

Сама повесть была написана Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в 1925 году. Впервые опубликована в 1968 году одновременно в журнале «Грани» (Франкфурт) и журнале Алека Флегона «Студент» (Лондон).
В СССР повесть впервые опубликована в 1987 году в 6-м номере журнала «Знамя».
Совершенно особая атмосфера булгаковских литературных шедевров настолько фантасмагорична, что, казалось бы, невозможно перенести ироничный, грустный и насмешливый дух его произведений на экраны. Однако самая фееричная фантасмагория фильма совершенно в булгаковском духе состоит в том, что откровенно антисоветское литературное произведение, едко высмеивающее реалии большевистского строя, снимал кинорежиссер, известный своими коммунистическими убеждениями. Тем не менее гений литератора пересилил, и режиссеру Владимиру Бортко удалось создать фильм, пользующийся не меньшей, а быть может и большей популярностью, чем первоисточник.

Сейчас Бортко часто обвиняют в плагиате у итальянского режиссера Альберто Латтуада, снявшего свое «Собачье сердце» на 12 лет раньше. В интернетовских обсуждениях фильмов часто можно прочесть, что советский кинорежиссер «слизал» практически покадрово все, включая типажи. Хотя знаки у героев там прямо противоположные, и сконструированный недобрым гением советских экспериментаторов представитель «новой человеческой общности советский народ» люмпен Шариков у Латтуды скорее романтичный и шаловливый инфантильный недоросль Бобиков, которого потом становится жалко, а фанатично увлеченный научным экспериментом профессор Преображенский представлен этаким новым Франкенштейном, однозначно злым гением. Но каждый мастер вправе иметь свое видение и свое прочтение, видеть свой смысл. Для советского и постсоветского зрителя герои фильма Бортко, конечно, гораздо ближе, понятнее и исторически достовернее. Как писал критик Андрей Афанасьев, люди, которые сегодня пишут, что «Бортко не снял ничего гениального», или сплагиатил, поступают в интеллектуальном смысле не совсем честно. Это слишком простой способ - в отместку назвать все, что снято режиссером прежде, «средним».

Можно спорить о таланте - но нельзя не признать того факта, что фильм Бортко изменил в свое время сознание миллионов советских людей. О значимости фильма можно судить хотя бы по частоте упоминаний его в соцсетях. Мало какие советские фильмы вжились в новую цифровую и сетевую культуру. Фильмы Гайдая, «Мгновения» про Штирлица - «Собачье сердце» стоит с ними в одном ряду. Во всех идейных спорах в интернете вспоминают фразы из «Собачьего сердца»; или просто ставят картинку с профессором Преображенским и Шариковым - в качестве последнего аргумента в споре, или, как говорил герой Евстигнеева, в качестве «окончательной бумажки». Фраза «разруха в головах» звучит с одинаковой частотой и от правых и от левых, и от либералов, и от государственников - и мало кто сомневается в том, что эти люди цитируют не книгу Булгакова, а именно фильм Бортко. Такая актуальность фильма говорит об одном: режиссер уловил нечто даже более важное, чем конфликт идеологический. Спор между профессором Преображенским и Шариковым - это конфликт ценностный, между культурой и невежеством, между Россией и СССР.



(отсюда)

Удивительно, что такая антисоветская картина вышла на экраны в советское время. Понятно, что коммунистически режим уже начинал издыхать, но тем не менее... Не менее удивительно и то, что режиссер картины В. Бортко придерживается коммунистических взглядов. Да, такое бывает, что произведение живет своей отдельной жизнью, независимо от автора, который иногда и сам не понимает, как создал такое...
Книга Булгакова, которая многие годы была недоступна широкому кругу читателей, шагнула в народ, а экранизация этой книги еще больше увеличила популярность булгаковского произведения. Булгаковские фразы стали "крылатыми", а образы Шарикова, Швондера, профессора Преображенского - нарицательными.
Увы, шариковых-швондеров у нас хватает и по сей день...

кино, юбилей, антисоветское

Previous post Next post
Up