7 лет назад был уничтожен рязанский трамвай. 15 апреля 2010 года - окончание истории рязанского трамвая... Трех лет не дотянул рязанский трамвайный парк до юбилея - 50 лет существования трамвая в Рязани.
Уничтожение шло несколько лет. И наконец рязанский трамвай убили.
15 апреля 2010 года рязанский трамвай прекратил своё существование.
14 апреля 2010 года, 14:56
В четверг, 15 апреля, рязанский трамвай прекратит своё существование. Об этом заявил заместитель главы администрации Рязани Андрей Савичев на брифинге в среду, 14 апреля.
Он отметил, что администрация города приняла такое решение не случайно - трамвайное сообщение для города является убыточным. «Нам очень жаль, что нам приходится принимать такое решение, - подчеркнул Андрей Савичев, - но как бы мы не любили рязанский трамвай, нам придётся прекратить его работу, ведь ежемесячно он приносит городу убыток в 1 млн рублей».
Кроме того, отметил замглавы, трамвай также не отвечает требованиям безопасности. Ремонт трамвайных путей не проводился длительное время. На некоторых участках износ рельс превышает допустимые значения.
В свою очередь, начальник отдела транспорта и связи администрации Рязани Сергей Тарарако отметил, что провозные способности трамвая используются лишь на 16%, в среднем за один рейс перевозится 25 человек при вместимости вагона 211 человек. По его словам, в ближайшее время начнётся демонтаж трамвайных путей, а параллельно трамвайному сообщению будет запущено ряд маршрутов. Так, уже открыт автобусный маршрут «16А» - «Горроща - Ново-РязанскаяТЭЦ», однако он будет ходить чаще, с интервалом в 12 минут. Кроме того, на этот маршрут будет дополнительно привлечен и коммерческий транспорт. Так, по данному маршруту будут ходить десять «Газелей» маршрута №60, 36 «Газелей» 58-го маршрута и столько же 99-го маршрута.
Что же касается работников трамвайного сообщения, то, заверил директор МУП Рязани «Трамвайно-троллейбусное» управление» Сергей Новиков, все 100 человек, которые работали в трамвайном депо, будут трудоустроены.
Свои вопросы и предложения по транспортному обслуживанию рязанцы могут задать по телефонам «горячей линии»: 32-54-70 и 76-47-88.
© RZN.info ***
Замечу, что в официальной версии кое-что вызывает вопросы. Хотя о закрытии рязанского трамвая разговоры шли уже давно, но официально водителям и кондукторам начальство не сообщило - люди узнавали об этом из выпусков новостей. И это при том, что согласно КЗоТу предупредить в письменном виде их были обязаны минимум за 2 месяца...
И как собираются трудоустраивать ? Ну кондукторов можно просто пересадить в троллейбус. Но что делать с вагоновожатыми? Переучивать на водителя троллейбуса? Так там другая специфика, а вагоновожатые уже не молодого возраста...
Да и экономическая целесообразность вызывает большие вопросы. Так, на демонтаж путей потребуется 30 млн руб. Эта та самая сумма, которая требовалась на восстановление 3 км трамвайных путей. Такие расходы и назывались одной из причин уничтожения трамвая.
При этом демонтаж путей себя не окупит - рельсы будут сданы по цене металлолома...
Увы, поезд... то бишь , трамвай уже ушел -
МУП "ТУ" выставило на своем сайте вагоны на продажу, некоторым из них нет и 20 лет, при том, что служить они могут 30-40 лет.
А ведь рязанский трамвай успел даже попасть в Википедию, где ему была посвящена статья
Рязанский трамвай Ряза́нский трамва́й - вид общественного транспорта в Рязани. Единственная линия трамвая расположена на окраине города и служит для связи с нефтеперерабатывающим заводом. Уникальная особенность рязанского трамвая заключается в том, что на момент его пуска (1963 год) в городе уже существовало троллейбусное сообщение.
В 1960 году в пригороде Рязани был построен нефтеперерабатывающий завод. Поскольку завод был расположен в районе, где не была развита транспортная инфраструктура, а ежедневно на предприятие было необходимо доставлять тысячи людей, было решено построить трамвайную линию. Она прошла по улице Черновицкой (раньше называвшейся проспект Энтузиастов) и соединила завод с районом Городская Роща (Горроща).
Поскольку линия была построена предприятием для собственных нужд, то до 1990-х годов рязанский трамвай представлял собой одно из подразделений Рязанского НПЗ.
Первоначально на трамвайной линии использовались вагоны КТМ/КТП-2, а также небольшое количество трамваев РВЗ-6. В 1979-1983 годах на смену им пришли КТМ-5.
В конце восьмидесятых - начале девяностых годов наполовину был обновлён подвижной состав (стали использоваться трамваи 71-608К, всего было закуплено 12 вагонов), но вскоре в связи с ухудшением экономической ситуации трамвай оказался на грани вымирания. Рязанский нефтеперерабатывающий завод обанкротился и был куплен Тюменской нефтяной компанией. Новый собственник решил избавиться от всех непрофильных активов завода, в том числе и от трамваев. Однако муниципалитет не захотел принимать трамвайное хозяйство на свой баланс, и трамвай превратился в коммерческое предприятие ЗАО «Рязанский трамвай». В 2006 году был закрыт участок линии от ТЭЦ до завода "Химволокно" в связи с ликвидацией последнего.
К началу 2007 года финансовое состояние ЗАО "Рязанский трамвай" стало критическим и 25 января трамвайное движение было остановлено. 26 января между ЗАО «Рязанский трамвай» и городскими властями состоялось совещание, по итогам которого было подписано соглашение о передаче трамвайного хозяйства в собственность города. Через несколько дней, 28 января, трамвай возобновил свою работу.
В сентябре 2009 года рязанский выпуск на линию сокращён до двух вагонов. Маршрут дублирован автобусным маршрутом, закрытие сети запланировано на начало апреля 2010 года.
И дополнено: "И с 15 апреля Рязанский Трамвай закрыт."
Описание сети
Система рязанского трамвая состоит из одной линии, на которой имеется тринадцать остановок:
Памятник Фёдору Полетаеву - ул. Островского - Трамвайное депо - Школа - посёлок Южный - Московское шоссе - Сысоево - завод Центролит - трест Нефтехим - рязанский нефтезавод ТНК - промбаза - катализаторная фабрика - Новорязанская ТЭЦ
Короткое ответвление в сторону депо расположено между остановками Трамвайное депо и Школа. В выходные дни почти все рейсы следуют до кольца Центролит, подвозя пассажиров к жилым домам и кладбищам.
Ширина колеи - 1524 мм.
А вот как эмоционально описал историю появления, взлета и падения рязанского трамвая автор
неформального сайта:
Знатоки истории трамвая называют Рязанский трамвай уникальным. Дело в том, что построенный в 1961 году трамвай впервые в истории СССР совершил свой первый рейс тогда, когда по улицам Рязани уже вовсю бегали целые табуны троллейбусов! Т.е. в первый и пока в последний раз в новой истории трамвай был построен намного позже троллейбуса. Почему так произошло? А на это есть вполне однозначный ответ, который лишний раз доказывает преимущество трамвая перед любым другим наземным видом транспорта.
В 50-х годах в Рязани был введен в эксплуатацию далеко не самый маленький в Центральной России нефтеперерабатывающий завод. Завод, надо сказать, построили по всем правилам, за низиной, вдалеке от города. Производство росло, резко росло и население города, особенно то, которое каждый день вынуждено было добираться на нефтезавод и обратно. Пущенные к заводским проходным автобусы не справлялись с многотысячной массой людей, трижды в день (завод работает в три смены) осаждавших автобусные остановки. Тянуть троллейбус к заводу - "менять шило на мыло", да и дорогое это удовольствие. Для троллейбуса нужна хорошая асфальтированная дорога с опорами контактной сети, которой в то время еще не было. Кстати и по сей день ул. Черновицкая не претендует на звание хорошей улицы. Вечно разбитая тяжелыми грузовиками и бензовозами, на большей своей части не имеющая даже фонарных столбов эта улица похожа на полузаброшенное загородное шоссе, каковым впрочем и является.
Решение приняли быстро и неординарно. От крупной городской транспортной развязки, которую все рязанцы называют район "Городская роща" или просто Роща, по шоссе Энтузиастов, ведущее на завод (а за одно и на городское кладбище:-) прямо на грунт спешно бросили рельсы и пустили ... паровозик! Паровозик явно не вписывался в городской ландшафт, и было принято решение постепенно заменить его на трамвай. Да и шоссе Энтузиастов впоследствии переименовали в ул. Черновицкая, вероятно решив, что граждане, которым на заводы ехать уже поздно, не должны отправляться в свой последний путь по шоссе с таким обнадеживающим названием.
Есть и альтернативное мнение, почему в Рязани привыкшей к троллейбусу и автобусу вдруг появился трамвай. Рязанский трамвай возможно является прямым потомком бесславно погибшего Грозненского трамвая. Нефтезавод проектировало и строило большое количество людей приехавших в 50-х годах в Рязань из Грозного. Кстати среди этих людей были и мои родители, отучившиеся в грозненском нефтяном техникуме и приехавшие в Рязань по направлению. В Грозном трамвай был основным и хорошо развитым видом транспорта. Привыкли грозненцы ездить на свои нефтезаводы и скважины на трамвае и привезли эту хорошую привычку в Рязань, не пожелав расстаться с любимым трамваем.
Итак в 1961 году в Рязани появился трамвай. Примечательно, что трамвай юридически был ни чем иным, как одним из подразделений транспортного цеха нефтезавода. Вагоновожатые - кстати только женщины, как и все нефтяники, получали ежедневный бесплатный пакет молока. Мужики на трамвай не шли, зарплата не устраивала. Первым подвижным составом Рязанского трамвая являлся КТМ-2. Это невероятно скрипучее чудо довело до инфаркта не одну старушку проживающую вблизи трамвайного круга. Конечную остановку в Роще все рязанцы зовут кругом. Круг - настолько известное и заметное место, что в рязанском диалекте есть понятия: "на кругу", "за кругом" и всем понятно без уточнений, где это находится. Среди КТМ-2 изредка появлялся РВЗ-6. Выходили на линию они не каждый день и было их всего 2 или 3 единицы. Почему РВЗ-6 не прижился в Рязани я не знаю. Помню только, что прокатиться на нем удавалось нечасто и что их все любили за мягкий ход и комфорт по сравнению с КТМ-2.
Звездный час Рязанского трамвая наступил в самом начале 80-х годов. За период примерно с 1979 по 1983 гг. весь подвижной состав был заменен на КТМ-5, активно применялись сцепки из двух вагонов. К сожалению под резак вместе с КТМ-2 попали и все РВЗ-6. Заводы работали на полную мощность и пассажиропоток трамвайной линии был запредельным. Трамвай обслуживал четыре огромных предприятия (нефтезавод, завод Центролит, завод Химволокно, ТЭЦ) и массу расплодившихся вокруг них строительных трестов, управлений механизации, автопарков. Ни один другой вид транспорта уже не годился. Интервал движения вагонов в часы пик составлял менее трех минут. Почти каждый второй трамвай работал в сцепке. Однако столь напряженная эксплуатация линии сыграла свою роль. Все чаще происходили сбои, трамваи начали сходить с разболтанных путей, поизносился подвижной состав.
В начале 90-х годов Рязанский трамвай пережил еще одно хорошее, но вероятно последнее в своей истории значительное событие. Почуяв свободу демократии и вкус нефтедолларов Рязанский нефтезавод закупает новенькие КТМ-8, которые заменили половину всего подвижного состава, проводит капитальный ремонт всей линии с полной заменой рельсов и шпал. Однако времена уже не те. Пассажиропоток падает на глазах, один за другим останавливаются заводы. Начинается безработица и исчезает вечная проблема трамвайного парка - нехватка вагоновожатых. На трамвай идут работать мужики. Нефтезавод остается единственным крупным потребителем услуг трамвайной линии. Из КТМ-8 не делают сцепок, а КТМ-5 расцепляют и частично списывают. Две оставшиеся цепки из КТМ-5 выходят на линию только в часы пересменки на нефтезаводе. После того как Рязанский нефтезавод сначала был доведен до стадии банкротства, а затем скуплен Тюменской Нефтяной Компанией ("ТНК") началась массовая распродажа собственности завода. Завод гасил долги и продавал все, что только можно. От роскошного "Дворца Нефтяников" с концертным залом до детсадов и подсобного хозяйства. Трамвай постигла та же самая незавидная участь. Хуже того, трамвай оказался никому не нужен. Городские власти отказались принимать его на баланс заявив, что трамвай городу погоды не делает. В настоящее время Рязанский трамвай можно считать коммерческим. Он выживает за счет своих ресурсов. На начало 2001 года трамвайный билет стоил 3 рубля, никаких льгот на проезд в трамвае нет.
У Рязанского трамвая нет будущего. Жаль, но судя по всему скоро мой сайт станет единственным напоминанием о том, что в Рязани когда-то был трамвай. Этот мрачный прогноз подтверждается еще и тем, что городские власти в планах развития гортранспорта решили делать ставку на подержанные автобусы Икарус в изрядном количестве коптящие рязанское небо уже сейчас. Автобусы закупаются в бывшей ГДР по бросовым ценам, дизтоплива в Рязани хватает ("ТНК" то на что?). Прекращается закупка троллейбусов - гордости всех рязанцев и самого массового вида общественного транспорта, т.к. новый троллейбус стоит заметно дороже старого Икаруса, а что уж тут о трамвае говорить. Когда я вижу трамвай с рекламой "ТНК" на боку, то каждый раз грустно улыбаюсь и вспоминаю известную фразу: "Я тебя породил, я тебя и убью".
А ведь еще недавно трамвай развивался, ему прочили великое будущее, я своими глазами видел план развития города до 1990 кажется года, согласно которому Рязанский трамвай, зародившийся в виде заводского пригородного аппендикса должен был постепенно превратиться в полноценный вид городского транспорта, соединив собой крупнейшие жилые массивы разросшегося города. Но увы, ребята :-( Началась новая эра и не нашлось в ней места радужным пенопластовым стендам с кубиками - домами и макетом радостно катящегося через весь город трамвайчика.
(
отсюда)
***
Кстати, автор прав. Я помню, как в 1985 году читал проекты развития Рязани, где указывалось, что трамвайную линию продолжат от Горрощи через ул. Татарскую к Центральному рынку, а линию от завода "Химволокно" предполагалось продолжить до Дашково-Песочни. Таким образом, Южный промузел и Горроща оказались бы связаны с центральной частью города и Дашково-Песочней быстрым и экологически чистым видом транспорта, значительно быстрее стало бы добираться.
Увы, как уже указывалось, эти планы так и остались на бумаге. А жаль. Разрушить-то быстро, а вот строить...
Нельзя не заметить, что трамвай как вид транспорта имеет свои достоинства и недостатки. Считается, что при достаточно большом пассажиропотоке эксплуатация трамвая обходится дешевле эксплуатации автобуса и троллейбуса. Вместимость вагонов, как правило, выше, чем у автобусов и троллейбусов. Трамваи обеспечивают бо́льшую провозную способность, чем автобусы и троллейбусы. Оптимальная загрузка автобусной или троллейбусной линии - не более 3-4 тысяч пассажиров в час, «классического» трамвая - до 7 тысяч пассажиров в час, но в определённых условиях - и больше.
Хотя трамвайный вагон стоит намного дороже автобуса и троллейбуса, трамваи отличаются бо́льшим сроком службы. Если автобус редко служит дольше десяти лет, то трамвай может эксплуатироваться 30-40 лет. Так, в Бельгии, наряду с современными низкопольными, успешно эксплуатируются трамваи PCC, выпущенные в 1971-1974 годах. По Варшаве ездит более 200 трамваев Konstal 13N выпуска 1959-1969 годов. В Милане в настоящее время эксплуатируются 163 трамвая серии 1500, выпущенные в 1928-1935 гг.
Трамваи, как и другой электрический транспорт, не загрязняют воздух продуктами сгорания (хотя электростанции, вырабатывающие для них ток, могут загрязнять окружающую среду). В отличие от троллейбусов, трамваи вполне электробезопасны.
К тому же это единственный вид транспорта, который может быть переменной длины за счёт прицепления вагонов в час пик и отцепления в остальное время.
Мировая практика показала, что автомобилисты активно пересаживаются только на рельсовый транспорт. Введение скоростных автобусных/троллейбусных систем давало от силы 5 % перетока с личного на общественный транспорт. А переход на общественный транспорт как раз и позволяет решить проблему пробок в городах.
Но трамвай имеет и недостатки. Одним из которых является то, что строительство трамвайных линий с нуля обходится дороже автобуса и троллейбуса, хотя и дешевле метро. Так что уничтожив трамвай, трудно потом надеяться на его восстановление... :(
Странно, но факт - решение об уничтожении рязанского трамвая приняли фактически без учета мнения рязанцев, которые активно протестовали. Хоть в зимнее время пассажиров на трамвае (согласно официальным сведениям) мало, но летом-то пассажиров больше - трамвайная линия проходит мимо Сысоево, где полно дачных участков. И рядом с Сысоево - старое и новое кладбища...
Пожилым людям на трамвае удобнее добираться до дачных участков и до кладбища, чтобы навещать могилы родственников...
На Пасху - толпы рязанцев ...
Любопытное обсуждение на форуме
"Рязанский трамвай. Последняя агония". Видно, что к уничтожению трамвая в Рязани власти загодя готовились, а юзеры недоумевали и возмущались...
Boris 18.12.2009 20:43
Сегодня на
http://www.rzn.info была опубликована заметка о том, что движение трамваев прекращено, рабочие разбирают рельсы. С конторы я рванул сразу на "Рощу" и ... увидел на кольце живой трамвай! Вагоновожатая сказала мне такую новость, что да, разбирают рельсы на недействующем уже давно участке ТЭЦ-ЗХВ. На линии осталось всего три вагона, это что бы с дублирующим автобусом №16а, ходящим раз в 70 минут не конкурировать. "кто надо" приказал.
Придя домой, на вышеуказаном сайте я этой новости уже не нашел, затёрли похоже. Пиарят купленые троллейбусы "Слобода". У нас тут вообще юбилей "троллейбусно ТРАМВАЙНОГО управления". Но всё в общем то понятно, чем кончится. Торжественной ликвидацией трамвая. Как в Воронеже. В угоду купленым 13 машинам "Слободы". Жаль, что неизвестен точно последниий день работы трамвая (всё бодаются, когда же его закрыть), чтоб хоть заснять последний выход. В назидание потомкам, как не надо себя вести.
P.S. Кто хочет и может, приезжайте, снимайте. Последние уникальные кадры истории. В депо вроде можно беспрепятственно зайти. Там полный бардак.
http://www.rzn.info/news/transport/36470В Рязани начали разбирать трамвайные пути. Об этом сообщил заместитель главы администрации Рязани Андрей Савичев на заседании комитета по городскому хозяйству Рязанской городской Думы в пятницу, 18 декабря.
Он подчеркнул, что рязанский трамвай экономически невыгоден городу и не востребован среди населения. Параллельно трамвайному сообщению открыт новый автобусный маршрут «16 А»
Сергачёв Андрей 19.12.2009 11:06
А чем власти обосновывают планы закрытия? Как я сам совсем не давно убедился, народ на трамвае ездит, что еще надо? Прямо скажем, все это очень странно. Если бы это был такой трамвай как в Иваново или Воронеже, это был бы другой разговор, но тут получается полный идиотизм! Как бы они потом не пожалели!
Кто-нибудь вообще по простому в администрацию, в приемную, писал? Что там отвечают?
Вроде обосновывают тем...
МаксеЛ 19.12.2009 14:08
Вроде обосновывают тем, что почти все вагоны отработали свой срок и надо менять ПС и всё путевое хозяйство нужно ремонтировать, но денег, естественно на это нет, поэтому выход один - закрыть. Так считают власти, судя по репортажам в СМИ.
Boris 20.12.2009 08:20
Весной, летом и осенью рязанский трамвай был в основном городским транспортом. На нём едут на дачи, кладбища, в бесчисленное количество гаражных кооперативов, построеных в зоне отчуждения нефтезавода. Обитатели промзоны им пользовались эпизодически, во время пересменок, да и то не все. Кому дальше Полетаева ехать, норовили забиться в служебные автобусы, а из контор без таковых, норовили взять штурмом ПАЗик №60 или маршркутку №99.
Да и сейчас, ждущие автобус №16А практически все садятся в автобус №16, если он подвернётся. Что означает только одно, зимой дальше пос.Южный никто не едет, а пос.Южный - это что ни на есть город, уж давно даже не считающийся далёкой окраиной (есть окраины и подальше).
На 1 января 2010 года ...
Boris 02.01.2010 10:04
... трамвайное движение всё ещё присутствует. Рельсы аккуратно очищены от снега, вагоны ходят регулярно, но редко. Со слов кондуктора на линию выпускают не более трёх вагонов КТМ-5КМ, хотя был замечен и КТМ-5А. В основном выходит самое рваное и старое, что видимо можно изыскать из живого. Судя по всему вагоны КТМ-8 на линию болше не выходят.
Разумеется, присутствует движение и автобуса №16А, представленного доживающими свой век драными "трофейными" Икарус-280 из Восточной Германии. Когда то их город много купил. На маршруте замечен единстваенный в городе ЛАЗ-А291 (гармонь), а вот ЛиАЗ-6212 (по крайней мере мной) не был замечен ни разу.
Несмотря на пафосное официальное заявление властей, что автобус "честно завоевал симпатии рязанцев, а трамвай невостребован", народ упрямо идёт на трамвай. Автобус как возил случайных "две с половиной старушки", так и возит. Остальные, включая не уместившуюся в автобус половину третьей старушки, пока предпочитают ехать трамваем. И видимо перестанут им пользоваться только по факту закрытия.
...Кстати вот по этой ссылке хорошо видно, насколько вагон востребован и сколько в нём "две с половиной старушки" едет.
Далеко не в шпроты, кончно. Но следует заметить, что снимок сделан не в пиковое время, а как раз в самое затишье, когда в вагоне действительно кроме пенсионеров почти никого нет. Собственно в это время в троллейбусах народу едет не больше, так же гарантированно есть свободное сидячее место.
те же автобусы №16А в подавляющем большинстве такие пепелацы, что откапиталеные КТМ-8 на их фоне просто новенькие! Заходишь в салон, а пол под ногами прогинается, внутри "гармошки" я вообще боюсь стоять, скрип, гарь и грязь столбом через дыры, того гляди порвётся. Не думаю, что текущие расходы на такой вот пепелац, который каждое утро чуть не с толкача заводят (в мороз они вообще дохлые), чинят практически перед каждым выходом, ниже, чем на трамвайный вагон.
Нет сходов, нет прямой эксплуатационной опасности - зачем миллионы? Похоже причастные к транспортному хозяйству люди банально разыгрывают беспроигрышный для себя вариант. Будут миллионы - разворуем миллионы, не будут - украдём трамвай. Про эти миллионы разговор идёт уже почти десяток лет, с начала 2000 годов, когда впервые была озвучена идея грохнуть трамвай. А он знай себе ездит и ездит без миллионов. Хорошо ездит, шустро.
Я не слышал ни одного мышиного писка, что за утилизированные тонны меди, металла, проданные вагоны (в металлолом или всё же частично другим городам, где власти поумнее), высвобожденные под застройку земли для Рязани и рязанцев будет сделано вот тото и вот это, ну те же ЛиАЗы куплены, например.
Цитата (Роман Антипов)
А платить зарплату персоналу и оплачивать электроэнергию - не нужно? Если считать, что в трамвайном парке работает 10 водителей трамвая и получают по 10 тысяч рублей зарплаты...
А для этого надо несколько десятков миллионов рублей? Могильщик трамвая господин Шишов один получает зарплату больше, чем все вагоновожатые депо вместе взятые.
...
В начале 90-х линию закрыть никому и в голову не приходило. В начале 90-х Рязань активно закупала новенькие КТМ-8, эксплуатировались двухвагонные системы. И были те самые "проездные" для рабочих нефтезавода, роль которых выполнял нефтезаводской пропуск. У ТЭЦ, кстати находится вторая проходная нефтезавода, которой многим работникам пользоваться удобнее, чем центральной. Поэтому трамвай до ТЭЦ нужен в первую очередь самому нефтезаводу.
Но, тогда ещё были живы в основной массе крупные заводы промзоны, а коммерческого извоза не было совсем. Вот в начале 2000-х - это да, как раз сложилась та самая ситуация. Заводы передохли, скуксились, появились маршрутки и ПАЗики.
Но трамвай выполняет не только роль извозчика для работяг. Летом, как принято выражаться, у него большая социальная нагрузка. Тысячи пенсионеров устремляются на свои клочки земли, выращивать подножный корм, бесконечной вереницей тянутся к могилам родственники на кладбища. Жизнь вдоль линии бурлит, на остановках идёт бойкая торговля церковно-кладбищенской атрибутикой и средством от колорадского жука. Вагоны бойко наполняются разношёрстной толпой с вёдрами, с лопатами. И этот праздник жизни (несмотря, что во многом он связан с поминовением усопших) наполняет подножие южной промзоны каждую весну и не затихает до глубокой осени.
Boris 02.03.2010 07:39
Цитата (дмитрий)
что там сейчас с трамваем? все еще агонирует?
Ходит устойчивый слух, что трамвай закроют сразу же после выборов депутатов, которые состоятся 14 марта. Затем начнётся "оптимизация" троллейбуса.
Рязанцы протестовали против закрытия трамвая, даже вывешивали такие объявления:
Агония трамвая, длившаяся эти годы, в 2009 году приняла уже обреченный характер... И в рязанском сообществе появилась тема
Рязанскому трамваю приходит окончательный и бесповоротный конец Юзеры вспоминали историю трамвая, переживали его уничтожение....
Как подытожил один из участников:
Блин(( Какой то хоть колорит был... особенность...
Просто чувствую кто всем этим заправляет интересуют не растраты на поддержание в нормальном состоянии всех коммуникаций этого вида транспорта...
А то что никто за трамвай на лапу класть им не будет(как владельцы коммерческого транспорта)...
Рязанские фотоблоггеры запечатлели уходящую натуру:
Трамвайная прогулка 2009 (и далее по ссылке)
И вот в конце концов пришел этот день - последний день трамвая в Рязани
Рязанские блоггеры откликнулись на это грустным
"Прощание с Рязанским трамваем"Вчера в 22.00 Рязанский трамвай совершил свою последнюю поездку по маршруту «Горроща» - Новорязанская ТЭЦ.
А в рязанских новостях появилось сообщение:
В последний путь рязанский трамвай проводили под «Катюшу» и гимн России. А вот билетик достался не всем.
15 апреля 2010 года, 09:01
Вечером в среду, 14 апреля, с остановки «Полетаевский рынок» рязанский трамвай отправился в последний путь.
Двери трамвая с бортовым номером 56 закрылись, машинист объявил: «В последний путь отправляется трамвай!», трамвай тронулся и...часть пассажиров запела «Катюшу». Экипаж был приятно удивлен такими проводами: «Какие веселые подобрались последние пассажиры!», - прокомментировала машинист Раиса Данюкова. Раиса управляет трамваем практически со школьной скамьи. С грустной улыбкой она коротко сказала: «Жалко, конечно, жалко, но что поделаешь...». Тем временем пассажиры напевали «Звезду по имени солнце» и другие песни, а к концу пути исполнили и гимн России.
«Надо было последний гвоздь раздавить! - с досадой сказал пассажир последнего рейса Александр.- В детстве всегда подкладывали гвозди на рельсы, трамвай проезжал и плющил их».
В последний рейс рязанского трамвая горожане шли как на праздник - с друзьями, фотографировались с «транспортом детства» на память, желали машинисту и кондуктору всего наилучшего. Но вот приобрести билетик на память и сделать в нем четыре дырочки при помощи компостера не получилось - билеты в этот день закончились намного раньше конечной остановки. «Мы не ожидали такого ажиотажа!- поделилась кондуктор Надежда Климкина. - Я думала сейчас буду дремать, а получилось совсем наоборот».
Надежда Климкина работает на трамвае относительно недавно - всего полтора года, но провожает его, как и все коллеги, со слезами на глазах: «Очень обидно и очень горько, что было принято решение закрыть трамвай».
© RZN.info Всё, рязанский трамвай прекратил своё существование.
Эх, трамвайчик....
Прощай, рязанский трамвай!
Ссылки по теме:
Неофициальный сайт рязанского трамваяФотографии трамвайных вагонов РязаниЗаводские номера вагонов Рязани Прощай, рязанский трамвай...