В ночь на воскресенье 19 марта умер Чак Берри - гитарист, певец, композитор, один из главных изобретателей рок-н-ролла. Автор Johnny B. Goode, Roll Over Beethoven и еще нескольких десятков рок-н-ролльных хитов. Ему было 90 лет. Он был Легендой рок-н-ролла.
Стиль Чака Берри - это элементы кантри и ритм-энд-блюза. Его песни посвящены по большей части простым человеческим радостям, а его сценический образ оказал колоссальное воздействие на его многочисленных последователей. Музыкальные критики считают, что именно благодаря Берри рок-н-ролл выделился в отдельное направление. Джон Леннон сказал о нем: «Если попытаться дать рок-н-роллу другое имя, это имя будет Чак Берри».
Чак Берри вырос во вполне благополучной семье (отец был подрядчиком и диаконом баптистской церкви, мать - директором школы) и с детства увлекался музыкой, дал свой первый концерт в 1941 году, когда ещё учился в школе. Но в 1944 году, ещё учась в школе, Берри с двумя друзьями, пользуясь сломанным пистолетом, ограбил в Канзасе три магазина и угнал машину, за что все трое были признаны виновными в вооружённом ограблении и осуждены на 10 лет лишения свободы. В заключении Чак продолжал заниматься музыкой: он организовал музыкальный квартет. Его освободили досрочно, когда ему был 21 год, выйдя из тюрьмы, он не бросил гитару. Хотя основной заработок Чака был другим: прежде, чем выйти на сцену, он успел поработать на автомобильном заводе, а потом стал косметологом.
Первой песней Берри была Maybellene, которую он записал по совету руководителя звукозаписывающей компании Chess Records Леонарда Чесса. Эта запись, сделанная в 1955 году, была продана тиражом более миллиона экземпляров и заняла пятое место в национальном хит-параде. Сегодня, впрочем, о ней уже мало кто помнит.
Первое время Берри работал на стыке кантри и ритм-энд-блюза. В этом сочетании энергетики и оптимизма и был найден стиль, который сделал Чака Берри одним из самых известных музыкантов планеты. Найдя свой стиль, Берри стал выпускать один за другим хит-синглы, ставшие классикой рок-музыки: «Thirty Days» (1955), «Roll Over Beethoven» (1956), «Brown Eyed Handsome Man» (1956), «Rock and Roll Music» (1957), «Sweet Little Sixteen» (1958), «Johnny B. Goode» (1958) и другие.
Click to view
С 1958 года стали выходить и долгоиграющие пластинки певца; помимо рок-н-ролла, они включали также блюзовые композиции, нередко инструментальные. Берри активно гастролировал и принял участие в съёмках двух рок-н-ролльных художественных фильмов - «Рок, рок, рок» (1956) и «Давай, Джонни, давай!» (1959).
Удивительно, но ни один из двадцати его альбомов так и не добрался до первых строчек национальных хит-парадов.
В этом году Берри анонсировал альбом Chuck - первый за почти 45 лет...
В конце 1950-х годов движение за права чернокожих в США только начиналось, сегрегация по расовому признаку была обычным делом, особенно в южных штатах. А Берри жил в Сент-Луисе, штат Миссури. Многим там не нравилось появление лихой и самоуверенной черной звезды, модника и начинающего миллионера, игрой на гитаре сбивающего белую молодежь с пути истинного. На рок-н-ролльщика быстро нашли управу: в декабре 1959 года Берри арестовали, обвинив в сексуальном контакте с несовершеннолетней. Сначала ему присудили пять лет тюрьмы, но после апелляций и нескольких повторных судебных процессов срок был сокращен до полутора лет. И Берри отправился за решетку, выпустив на прощание песню Come On.
Click to view
Выйдя из тюрьмы в 1963-м, Берри, не без удивления, увидел, что его имя несут на знаменах молодые англичане, участники так называемого британского вторжения в США: The Beatles, The Rolling Stones и иже с ними. Он вернулся в студию, выпустил несколько новых хитов вроде Nadine, но история показала, что основной корпус своих сочинений он уже написал, и большую часть своего времени гитарист посвятил гастролям. Со временем он перестал заботиться о сопровождающем составе: Берри являлся в клуб один и за минуту рекрутировал находящихся там местных музыкантов. Те, естественно, почитали за честь подыграть своему кумиру. О том, что кто-то мог не сыграть сходу какой-нибудь песни Чака Берри, речи не шло.
Click to view
Берри выступал почти до самой смерти, раз в месяц он считал за обязанность сыграть в ресторане Blueberry Hill в Сент-Луисе. Несколько раз приезжал в Россию - и всегда это было нечто из ряда вон: например, совместный концерт с Александром Розенбаумом. В другой раз Чак Берри, уже 80-летний старец, показал такую в высшей степени разнузданную и пофигистичную игру, какая не снилась большинству панк-рокеров. Это был не тот отполированный нафталиновый рок, который аккуратно воспроизводят во всевозможных кафе седовласые виртуозы. Это было нагло, свободно и весело. В общем, рок-н-ролл в его лице был жив. Более чем.
Click to view
Неожиданную волну популярности в 1990-х принес фильм Тарантино «Криминальное чтиво». Песня Берри 1964 года You Never Can Tell стала одной из главных тем саундтрека - именно под нее танцуют свои странные танцы Винсент (Джон Траволта) и Миа Уоллес (Ума Турман) в ресторане «Джек Рэббит Слимс».
Click to view
В своей долгой жизни Берри не мог пожаловаться на забвение. Просто потому, что имя Чака Берри - ну это все равно что имя Пушкина. Как можно забыть Пушкина?
Еще при жизни Чак Берри стал Легендой рок-н-ролла.
Click to view
RIP.