Скончался экс-президент Польши Войцех Ярузельский

May 26, 2014 00:02



Экс-президент Польши Войцех Ярузельский скончался 24 мая 2014 года.

6 мая его дочь Моника Ярузельская, не раскрывая деталей, сообщила, что экс-президент Польши перенес операцию. В эфире местного радио она оценила состояние здоровья отца как у «сильно больного девяностолетнего человека».
В последние годы Ярузельский часто попадал в больницу. В начале мая генерал перенес в госпитале инсульт. После этого он не приходил в себя и умер 24 мая 2014 года в нейрологическом отделении госпиталя Военно-медицинского института в Варшаве.

6 июля ему исполнился бы 91 год. Не дожил. Но всё же жизнь прожил долгую. Войцех Ярузельский был последним из руководителей социалистических стран Восточной Европы начала 1980-х годов. С 1985 по 1989 год он занимал пост председателя Государственного совета Польской народной республики (ПНР) - высшего государственного поста в стране. В 1989 году он был избран президентом Республики Польша. В 1990 году ушел с политической сцены.

Кстати, свой боевой путь Ярузельский начинал на рязанской земле...

В 2010 году dudkinisback писал в рязанском сообществе
Я думаю, что рязанские коммунисты, протестуя против участия в параде натовцев, демонстрируют свой гнилой популизм.
Если бы рязанские коммунисты хотели сделать что-то для истории, они бы занялись борьбой за переправку руководителя Войска Польского Войцеха Ярузельского, которое формировалось в Рязани сюда, для того, чтобы старик достойно дожил здесь свои годы ветерана.

На что я тогда отвечал:
А что сейчас с Ярузельским не так? С судом давно уже тянулось, но вроде никто его сажать не собирается. И Лех Валенса Ярузельского сейчас одобряет. Думаю, если бы Ярузельскому что-то грозило на родине, он давно мог бы всех послать и переехать в Россию. Наверное, у него нет в этом необходимости. Кстати, с 1940 по 1943 годы Ярузельский валил лес в Алтайском крае - его семья и он сам были тогда репрессированы. Там и получил ожоги глаз, когда кругом был снег да в яркий солнечный день. А потом он начинал свой путь в армии в Рязанском пехотном училище им. Ворошилова - на его так называемом польском отделении, где готовились кадры для польской армии. Здесь получил первое звание - младшего лейтенанта, польского хорунжего и почти сразу, еще в январе 1944 года, за год до боев под Варшавой, оказался на фронте. И где бы вы думали? В районе Смоленска, недалеко от Катыни!
Кстати, годы спустя Ярузельский настоял, чтобы Горбачев открыл документы по Катыни...

Год назад Ярузельскому исполнилось 90 лет:

Войцех Ярузельский - 90 лет генералу, который не захотел стать маршалом




6 июля исполняется 90 лет последнему из ныне живущих руководителей социалистических стран Восточной Европы начала 1980-х годов - бывшему президенту Польши генералу Войцеху Ярузельскому. Как Ярузельский проведет 90-й день рождения - неизвестно. «Нет повода радоваться, когда тебе исполняется 90 лет», - сказал он в коротком интервью газете «Речь посполита», добавив, что не любит праздников в свою честь и не хотел бы в них участвовать...

Маленькое лирическое отступление. Когда в советские времена по ТВ без конца зудели про "беспорядки в Польше", и показывали выступления Ярузельского, у нас многие (отнюдь не диссиденты-антисоветчики, а обычные советские граждане), сравнивали польского руководителя с Пиночетом. Как понимаю, из-за темных очков...
Мне интересно вспомнить о Ярузельском еще и потому, что свой боевой путь он начинал на рязанской земле.

Время шло, социалистическая система рухнула - и слава Богу. А вот Ярузельский, один из вождей, несмотря на ряд претензий к нему, все же остался на свободе, и есть немало людей, которые считают, что Ярузельский своими действиями спас Польшу от новой советской оккупации, хотя и дорогой ценой.

Войцех Витольд Ярузельский родился 6 июля 1923 года в семье служащего в городе Куров Люблинского воеводства. В начале Второй мировой войны, когда Германия и СССР ввели войска на территорию Польши, семья Ярузельских бежала в Литву. После присоединения этой страны к СССР семья была депортирована в Сибирь, на территорию нынешнего Алтайского края. Там родители Войцеха умерли, а сам он работал на лесоповале на Алтае и в шахтах Караганды. Войцех на всю жизнь повредил спину и зрение, обжег роговицу одного из глаз. По этой причине Ярузельский впоследствии всегда ходил в темных очках, за что соотечественники прозвали его Сварщиком. В лагерях он великолепно изучил русский язык, на котором говорит практически без акцента. Отмечая это, Михаил Горбачев даже называл его Войцехом Владиславовичем.



В 1943 году Ярузельский окончил Рязанское пехотное училище им. тов. Ворошилова (ныне - Рязанское воздушно-десантное училище) и вступил добровольцем в формирующуюся на советской территории 1-ю польскую пехотную дивизию имени Костюшко.

В чине поручика сражался в составе второй пехотной дивизии им. Генрика Домбровского. С 1943 года - командир взвода автоматчиков, с весны 1944 - командир взвода конной разведки, с января 1945 - помощник начальника штаба 5-го пехотного полка по разведке. Принимал участие в военных операциях на Висле, на Магнушевском плацдарме, в освобождении Варшавы, штурме Поморского вала, в боях на Балтийском побережье, Одере и Эльбе (Лабе). За отвагу в боях награждён многими польскими боевыми медалями и орденами, в том числе и высшей военной наградой Польши орденом «Virtuti Militari». Войну окончил в звании лейтенанта и с множеством боевых наград.



После войны Ярузельский продолжил карьеру военного, в 1945-1947 участвовал в боях с «WiN» -Свобода и Независимость и УПА...
Министром обороны генерал Ярузельский стал в 1969 году, после того, как принял участие в операции по вводу войск Варшавского договора в Чехословакию. С октября 1981 1-й секретарь ЦК ПОРП, а с февраля 1981 года - Председатель Совета Министров ПНР.

В декабре 1981 года он ввёл военное положение, интернировал лидеров «Солидарности», составлявших основную оппозицию власти партии, и подавил все попытки дестабилизировать своё правление. В то же время категорически выступил против предложений о вводе советских войск на территорию Польши.

13 декабря 1981 года, в зимнее воскресенье накануне Рождества, проснувшись утром, поляки не узнали своей страны - на улицах стояли танки и бронетранспортёры, солдаты с автоматами грелись у печек.
По телевизору передавали выступление главы государства - человека с большим лбом, в толстых очках и с маленьким подбородком - генерала Ярузельского. Он говорил строгим, подчёркнуто спокойным голосом, в котором всё же улавливалось волнение: «Гражданки и граждане! Великая тяжесть ответственности легла на меня в этот драматический момент польской истории. Объявляю, что сегодня был создан Военный совет национального спасения. Государственный совет в соответствии с требованиями конституции ввёл в полночь военное положение на территории всей страны».



Первое объявление о введении военного положения прозвучало в 6 утра. Фактически всё началось в 00 часов. Была выключена телефонная связь, средства массовой информации перешли под контроль государства. Издавались только две газеты - «Трибуна люду» (орган ЦК ПОРП) и «Жолнеж вольности» (орган Министерства обороны). Введены цензура, комендантский час, запрещены забастовки. В министерства и на крупные предприятия направлены военные комиссары. Выбор пал на 13 декабря, потому что 17 декабря «Солидарность» планировала проведение массовой демонстрации в Варшаве, а 18-20 декабря из Войска польского в запас увольнялись старослужащие солдаты, это ослабило бы вооружённые силы. Дивизии Советской армии стояли наготове на территории Польши и на её границах на тот случай, если Ярузельскому не удастся взять ситуацию под контроль самостоятельно.
В проведении этой крупнейшей в истории ХХ века военно-полицейской операции участвовало почти 100 тысяч милиционеров и сотрудников госбезопасности, 250 тысяч военнослужащих Войска польского, тысячи танков и бронетранспортёров. Почти 10 тысяч человек было интернировано. Из них 5 тысяч - активисты и эксперты «Солидарности» - были арестованы уже ночью 13 декабря.
К удивлению организаторов военного положения они не столкнулись с активным сопротивлением, в целом всё прошло гладко. Сила в отношении рабочих, занявших некоторые предприятия, была применена по тем масштабам в исключительных случаях (на 40 предприятиях по всей стране), и наиболее трагичной стала гибель людей на шахте «Вуек».

Введение военного положения в Польше тщательно готовили несколько месяцев. Власти заявляли, что таким способом они встали на путь «контрреволюции и анархии», а может быть, и гражданской войны. Впоследствии Ярузельский и его сторонники утверждали, что военное положение спасло Польшу от советского военного вторжения, братоубийственной войны, от роста конфронтации Востока и Запада. Но до сего дня споры об обстоятельствах введения военного положения не утихают в Польше и на Западе. Была ли эта акция благом или горем для поляков, спорят историки, политики и простые граждане. Не утихают дискуссии о том, был ли генерал Ярузельский «спасителем отечества» или «кремлёвской марионеткой», «польским Пиночетом», «советским генералом в польском мундире» или «генералом меньшего зла», как называли его журналисты...



С ноября 1983 года Ярузельский - Председатель Комитета обороны и Верховный главнокомандующий Вооружёнными Силами ПНР.
С 1985 по 1989 год занимал высший государственный пост председателя Государственного совета Польской народной республики.

Любопытно, что в 1980-е годы, когда Ярузельский был практически неограниченным правителем Польши, он отверг идею своего окружения о присвоении ему звания Маршала, сказав, что маршалы в войну командовали армиями, а он командовал всего лишь кавалерийским взводом...

5 сентября 1984 года Ярузельский принял участие в открытии монумента Советско-Польскому Братству по оружию в Рязани.

Авторы памятника - польские скульпторы Бронислав Хромы, Станислав Хохула, Яцек Сарапту, Генрих Фудали и советские специалисты: архитектор Ю. Вознесенский и инженер-конструктор Хаджибаров.



В 1989 году Ярузельский был избран президентом Республики Польша и тогда же сел за стол переговоров с оппозицией, что стало началом плавной и мирной передачи власти некоммунистическим силам. Осенью 1990 года новым президентом Польши был избран Лех Валенса.

В 2007 году Ярузельский стал главным обвиняемым на суде по делу о введении военного положения в Польше в ночь с 12 на 13 декабря 1981 года, когда спецслужбами были арестованы и интернированы около 3 тысяч оппозиционеров. Среди них были почти все члены руководства профсоюза «Солидарность», включая его лидера и основателя Леха Валенсу. Ранее, в декабре 1992 года, выступая перед комиссией сейма, Ярузельский взял на себя ответственность за этот шаг. Однако в августе 2011 года суд исключил его из состава участников процесса в связи с состоянием здоровья: у Ярузельского была обнаружена лимфома - онкологическое заболевание, в настоящее время он регулярно проходит курсы химиотерапии.



Ну что сказать? Полякам наверное виднее, раз они сочли, что Ярузельский заслуживает снисхождения.

Из комментариев на рязанском сайте:
s47 :Дай Бог здоровья. Порядочный человек. Родители знали его, когда он был в войну в Рязани. Поляки его совсем затравили. Были не раз с ними беседы на эту тему. Разговор всегда кончался, когда приходилось напоминать, что если бы не поручительство Ярузельского, то в Польшу ввели бы Советские войска, как в Чехословакию в 1968 году.

Что ж, история и Бог рассудят, какую роль сыграл пан Ярузельский в истории Польши.
( отсюда)

Wieczna pamięć, pan Jaruzelski.

allin777 приводит документы о пребывании Войцеха и Владислава Ярузельских в СССР:

























Источники:
Ярузельский, Войцех Витольд
Совершенно секретно: Победы и поражения генерала Ярузельского
Как Ярузельский не стал Пиночетом
Памятник Советско-Польскому Братству по оружию
Последний лидер социалистической Польши, выпускник рязанского училища Войцех Ярузельский отмечает 90-летие
Войцех и Владислав Ярузельские в СССР.

Польша, некролог

Previous post Next post
Up