Скончался "следователь Знаменский" - народный артист России Георгий Мартынюк

Feb 13, 2014 23:48



Печальная весть - умер знаменитый "Пал Палыч Знаменский"... В Москве 13 февраля 2014 года скончался народный артист России Георгий Мартынюк. Ему было 73 года. Умер за 2 недели до 74-летия из-за тяжелой болезни легких. Перед смертью Мартынюк долго болел.
Прощание состоится 17 февраля с артистом пройдет в Театре на Малой Бронной 17 февраля с 10:00 до 11:30.

Артист, работавший в театре более 50 лет, прославился в основном благодаря своим киноролям. В частности, широко известна его роль полковника Знаменского в телефильме «Следствие ведут знатоки». Также он снимался в картинах «Жили-были старик со старухой», «Метель», «А зори здесь тихие», «Первая конная» и других.






Биография

Георгий Яковлевич Мартынюк родился 3 марта 1940 года в Оренбурге.

Детство

Детство Георгия Мартынюка прошло на Урале, в послевоенном Оренбурге. Гоша рос скромным, застенчивым парнишкой. Его сверстники целые дни проводили у речки, а он мог часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали какие-нибудь драматические радиопостановки. Он слушал, и в его воображении разворачивались целые представления. А еще Гоша любил бывать на репетициях и спектаклях старшего брата (тот работал артистом в одном из театров Оренбурга). Это было так интересно, и Гоша мечтал, что когда-нибудь и сам выйдет на сцену.

Гоша учился в старших классах, когда однажды увидел объявление, что при городском Доме учителя организуется детский драматический кружок. Он и сам удивляется, как тогда у него хватило набраться смелости и придти записаться. А вскоре состоялся его дебют. Мальчик сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация». Спектакль очень понравился зрителям, и Драматический театр стал даже предоставлять им в свободные дни свою сцену.

ГИТИС



Георгий всерьез «заболел» театром. После окончания школы он отправился в Москву поступать в ГИТИС. Родители были категорически против - хватит и одного артиста на семью. Но Георгий был так решительно настроен, что пришлось смириться.

Конкурс был огромный - человек 200 на место. Но к своему удивлению Георгий поступил с первого раза. А затем началась студенческая жизнь: учеба, общежитие, нехватка денег. Студентами они бегали на «Мосфильм» в надежде получить хоть какую-нибудь маленькую роль. Но дальше массовки дело не доходило.

На последнем курсе Георгий Мартынюк много играл в учебных спектаклях. Один из них - «Проводы белых ночей», дипломный спектакль Петра Фоменко (он учился в ГИТИСе на режиссерском факультете) прогремел на всю Москву. Тогда в учебный театр трудно было попасть, спрашивали лишний билетик. Успехи начинающего актера привлекли к нему внимание его земляков. К Георгию приехал директор Оренбургского театра и пригласил работать к себе, обещая предоставить квартиру. Очень заманчиво! И Георгий уже было настроился после окончания института вернуться в родной город, но тут…

Спектакль «Проводы белых ночей» ставился под патронажем руководителя Московского драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) А.А. Гончарова. Режиссеру приглянулся талантливый студент, и по окончании института в 1962 году он пригласил его в свою труппу. Георгий не стал долго выбирать между Москвой и Оренбургом. Актер проработал в театре до конца жизни и сыграл в нем более 60 ролей. Среди них - Епанчин в «Идиоте» Достоевского, Боровцев в «Пучине» Островского, Веничка Ерофеев в «Москве - Петушках», римлянин в «Матери Иисуса», Базарин в «Жидах города Питера» и Первый в «Счастливых днях несчастливого человека»...
Последней театральной работой Мартынюка стала роль в спектакле «Я не Раппапорт» в постановке Льва Дурова. Артист сыграл в нем консьержа Миджа.

Дебют на экране

В начале своей театральной карьере Георгию Мартынюку довольно долгое время пришлось играть эпизодические роли. Не ладилось поначалу и с кино. Это, естественно, расстраивало молодого артиста. Счастье улыбнулось ему в 1963 году, когда Владимир Басов пригласил в свою картину «Тишина». Георгий Мартынюк вспоминает: «Это был мой первый фильм, и он прошел с огромным успехом - это было время «оттепели», в фильме многое касалось культа личности Сталина, поэтому фильм был успешным, удостоенным участия во многих фестивалях. Таким образом, даже не мечтая, первую большую роль я сыграл не в театре, а в кино».



Уже в следующем году Георгий Мартынюк снялся еще в одной картине Владимира Басова «Метель» - экранизации одноименной повести А.С. Пушкина, исполнив роль Бурмина. Среди других работ 60-х годов - роли в деревенской киноповести Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», драме Владимира Довганя «Гибель эскадры», киноповести «Щит и меч».



Личная жизнь

В 60-е годы произошли изменения в личной жизни актера. Он женился на молодой актрисе. Поскольку первая жена Георгия Мартынюка была москвичкой, то решился и квартирный вопрос. Некоторое время они с женой жили в коммунальной квартире, а со временем жилищные условия удалось улучшить.

Со своей будущей второй женой Ниеле Георгий Мартынюк познакомился в больнице, где она работала врачом. Актер, шутя, говорит: «Она на всю жизнь нашла постоянного пациента, а я - домашнего врача». Вместе они уже почти три десятка лет.



Знаменский



Поворотным этапом в кинокарьере Георгия Мартынюка стал 1971 год. Режиссер Вячеслав Бровкин задумал снимать телевизионный спектакль «Следствие ведут Знатоки» о деятельности советской милиции. Главными действующими лицами должны были стать следователи Знаменский, Томин и Кибрит - из начальных букв их фамилий и складывалось: «Знатоки». Георгия Мартынюка Вячеслав Бровкин знал по Театру на Малой Бронной. Ему-то они и предложил роль Пал Палыча Знаменского. На роль Томина режиссер пригласил Леонида Каневского, а очаровательную Зиночку Кибрит сыграла актриса Театра-студии киноактера Эльза Леждей.



Первая серия «Черный маклер» вызвала большой интерес у зрителей. В том же году были сняты серии «Ваше подлинное имя», «С поличным», «Повинную голову», в следующем - еще четыре серии… «Знатоки» задумывавшиеся, как телевизионный спектакль, превратились в настоящий телевизионный сериал.

С каждой серией росла и популярность сериала. В середине 70-х в период, когда по телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально вымирали. Знаменитая троица следователей пользовалась невероятной народной любовью. Георгий Мартынюк вспоминает: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был - Пал Палыч Знаменский».
В чем же была причина такого обожания? Просто люди увидели в «Знатоках» тот самый идеальный тип милиционера. Справедливые, обаятельные, смелые, интеллигентные.

Для того, чтобы лучше вжиться в образы, «Знатоки» нередко приезжали в МУР, присутствовали на допросах, ездили на происшествия, бывали на обысках. Георгий Мартынюк вспоминает, как он однажды присутствовал на допросе: «Как всегда, заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо».

В 1981 году Георгию Мартынюку было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР.

Заложник образа



Весь сериал снимался под жестким контролем МВД. Как говорится, никаких шагов ни вправо, ни влево. Из серии в серию «Знатоки» делали одно и то же, и актерам, естественно, это стало приедаться. «Мне порой было даже скучновато играть эту роль, - признается Георгий Мартынюк. - Там же в характерах ничего не развивалось». Актеры не раз обращались с предложениями внести какие-нибудь изменения в сюжет, например, добавить своим героям личную жизнь. Но, получая очередной сценарий, видели все то же самое: допросы, выезды, расследования, и актерам ничего не оставалось, как надевать свои привычные маски.

Роль Знаменского принесла актеру не только всесоюзную славу и любовь, она практически закрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Режиссеры не хотели приглашать его в свои фильмы, - актер стал слишком узнаваемым. За два десятилетия он снялся в двадцати двух сериях «Знатоков» и лишь в паре-тройке фильмов. Да и в тех картинах запомнилась, пожалуй, лишь одна небольшая роль Лужина («А зори здесь тихие»).



А в это время в театре Георгий Мартынюк играл самых разнообразных персонажей, нередко характерных и комедийных. За годы работы в театре он был занят в спектаклях: «Лулу» Ф. Ведекинда (Щиголих); «Метеор» Ф. Дюрренматта (Великий Мюггейм); «Если…» С. Алешина (Крылов); «За час до полуночи» (Эрих Гансен); «Гроссмейстерский балл» (Филипп); «Уйти, чтобы остаться» (Вадим); «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова (Первый); «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера (Пьеро); «Мать Иисуса» А. Володина (Римлянин); «Занавески» (Петр); «Отпуск по ранению» В. Кондратьева (Николай Егорович); «Москва - Петушки» В. Ерофеева (Веничка Ерофеев); «Солдатами не рождаются» К. Симонова (Захаров); «Золотая карета» Л. Леонова (Тимоха); «Варвары» М. Горького (Прибыткин); «Пучина» А. Н. Островского (Боровцев); «Леший» А. П. Чехова (Орловский); «Идиот» Ф. М. Достоевского (Епанчин); «Король, дама, валет» В. Набокова (Мен).

Правда и в театре порой приходилось нелегко, - театралы ведь тоже смотрят телевизор, и у них нередко формируется стереотипное восприятие. Георгий Мартынюк вспоминает, как они с Леонидом Каневским играли в спектакле «Обвинительное заключение». Их персонажами были два зека. Естественно, когда открывался занавес, и зрители видели на нарах знаменитых Знаменского и Томина, то сначала их брала оторопь, а затем начинался всеобщий хохот. Бывало, из-за этого спектакль не могли начать минут пятнадцать.

90-е годы



Последняя серия «Знатоков» - «Мафия» - вышла на экраны в 1989 году. На этом кинокарьера Георгия Мартынюка надолго прервалась. Он вспоминает: «Время было абсолютно непонятное. И наша работа замерла. Кино не снимали, в театры тоже люди перестали ходить. Видимо, было не до этого. Часто на спектакле зрителей в зале было меньше, чем артистов на сцене. Отсюда и материальные проблемы. Как у всех в то время...»

В эти трудные годы единственным утешением для Георгия Мартынюка оставался театр. Да, зрителей было мало, но что поделать, даже для одного зрителя надо играть с полной отдачей. Бывало, что актер подрабатывал в рекламе. Там платили намного больше, чем за творчество на сцене. Гримасы смутного времени…

В 1996 году артист был награжден Орденом Дружбы.

Возвращение

Когда в конце 90-х Георгия Мартынюка пригласила в свою картину «Тайны дворцовых переворотов» режиссер Светлана Дружинина, это стало для него приятной неожиданностью. Тем более что и персонаж достался актеру совершенно для него необычный - архиепископ Феофан Прокопович. Он признается, что эту роль тогда сыграл с большим удовольствием.

А в 2000 году внезапно возникла идея воссоздания «Знатоков». Режиссером нового сериала выступил Владимир Хотиненко. На роли Знаменского и Томина пригласили все тех же Георгия Мартынюка и Леонида Каневского, а вот с Кибрит… Замечательная актриса Эльза Леждей к тому времени уже ушла из жизни. Решено было ввести в сериал нового следователя - Китаеву. Эту роль доверили Лидии Вележевой.



Новые серии «Знатоков» вышли, когда телеэкран был наводнен детективными сериалами. Тем не менее, поначалу зрители восприняли продолжение с восторгом. Видимо сказалась ностальгия. Сам Георгий Мартынюк вспоминает: «Это тот случай, когда войти в одну и ту же реку дважды было приятно. И волнительно!» В следующем году были сняты еще шесть фильмов, но они уже не вызвали большого интереса. Волна ностальгии прошла…



В 2003 году получил звание Народный артист Российской Федерации.

В 2009 году у Георгия Мартынюка взяли интервью, где он рассказал любопытные вещи:

- Георгий Яковлевич, вы рассказывали, что недавно вас пригласили на родину в Оренбург, и вокруг вас там был дикий ажиотаж…
- Я этого просто не ожидал. Когда мама жива была, я к ней все время приезжал. В отпуск с женой ездили, отдыхали, я там всех знал, у меня много друзей было. Как маму похоронил, перестал ездить.
Прошло ровно 20 лет. Вдруг мне позвонили из какого-то благотворительного общества, стали уговаривать приехать на четыре дня. Я спрашиваю: “А билеты на самолет?” А они мне: “Приедете в “Домодедово”, там у стойки вас будут ждать, не волнуйтесь”. Мы с женой прилетаем, в аэропорту нас встречает толпа корреспондентов, видеокамеры… Там в Оренбурге живет мой однокашник, с которым мы в школе учились. Сидели с ним за одной партой. Сейчас он большой человек, открыл первый в городе институт микрохирургии глаза. Вот там мы и жили, в палате.

- Вас это не смутило? Лучше бы номер “люкс” в гостинице предоставили.
- А это и была палата класса “люкс”. Ничего, нормально, все лучше, чем в казенном отеле. Потом нас в школу повезли, где я учился. И корреспонденты неотступно за нами следовали. А еще, представляете, пришла моя учительница по литературе. Сейчас ей под 90. Это было очень трогательно. Я плохо учился по физике, химии, но литература - это святое.

- Значит, в Москве от славы вы уже отвыкли?
- Москва - другое дело. Здесь мне тоже частенько звонят, на телевидение приглашают. Но там-то меня по улице водили, как слона. Я человек не тусовочный. Мелькать и чего-то говорить - не для меня.

- А сколько у вас фильмов?
- Я не считал. Не знаю, нужно ли засчитывать сюда все серии “Знатоков”. Их же 20 лет снимали, и каждый фильм - отдельная история. А так картин у меня не очень много. Есть даже такие, названий которых я уже не помню. Среди самых основных - “Тишина” Басова. Когда я там снялся, Басов мне сказал: “Теперь тебя будут в другие фильмы звать, но ты никуда не иди, только ко мне”. Потом он снял “Метель”, “Щит и меч”, и я там тоже сыграл. Мне просто повезло, что я к такому режиссеру замечательному попал.



- Ну а роль Пал Палыча Знаменского - это для вас проклятие или звездный час?
- Для меня это вообще не роль. Играть Знаменского мне было неинтересно - это же функция. Положительный следователь, умный, добрый. Идеал. Вот у Лени Каневского роль поинтереснее была, живее: он все-таки сыщик, переодевался, в банды внедрялся. Ну а мне, честно говоря, с годами этот Пал Палыч порядком поднадоел. Но, с другой стороны, это мне дало бешеную популярность, которую ни один другой фильм дать не мог. Двадцать лет страна приникала к экранам.

- Кроме того что вы могли нарушать Правила дорожного движения и вам это сходило с рук, какие еще плюсы были от такой бешеной популярности?
- Я мог помогать людям, квартиры выбивать. В горком, исполкомы мы ходили втроем: Лева Дуров, Каневский и я. Годы-то были тотального дефицита. Идешь в магазин, а там очередь за мясом, на прилавке какие-то кости лежат. Спускаюсь в подвал - сразу к мяснику, а он: “О-о, кто пришел…” Отрубает кусок мяса - и все в порядке. А я тогда же часто в Оренбург к маме ездил. Помню, мясник для нее аж 10 килограммов отрезал. Я упаковал этот кусок в чемодан и отвез маме. Это зимой было. А потом летом к ней приезжал, и она мне варила пельмени из этого же мяса. Ну и для себя квартиру выбить пришлось, и для мамы тоже. Она жила в плохоньком домике, без всяких удобств. Я пошел в исполком - маме тут же квартиру дали в новом доме. Она плакала, увидев горячую воду, ванну…

- В чем главное отличие Георгия Мартынюка от Знаменского?
- В том, что я не начальник. Я живой человек, и ничто человеческое мне не чуждо. А Пал Палыч - это памятник самому себе.

“Вскрыл конверт и обомлел - 10 тысяч долларов”

- Вот была ваша троица - вы, Каневский и Леждей. Но рядом снималась еще одна, знаменитая, - Вицин, Моргунов и Никулин. Теперь известно, что между ними были непростые отношения…
- У нас конфликтов не было никогда. Мы друг друга уважали, и творчески советовались, и по жизни. Не обижались ни на что. К Элочке очень хорошо относились. Сейчас же актер в наших сериалах тут же получает приглашение в другие, кругом мелькают одни и те же артисты. А тогда было по-другому. Нас в кино не брали, чтобы не разрушить светлый образ милиции.

- Но очень похожая история еще и у ментов из “Улицы разбитых фонарей”. Их тоже почти никуда не берут.
- Хотя это был лучший сериал, классика. Но тогда-то еще режиссеры снимали, а теперь непонятно кто.

- Вас можно назвать забытым артистом? Познав такую славу, не каждый же потом выдержит, когда это все улетучивается.
- У меня абсолютно нет этой ущербности. Может, потому что я - лежачий камень. Когда началась перестройка, мне же звонили, часто приглашали. Но я читал сценарий и тут же отказывался. А теперь уже и не звонят… Понимаете, я уже устал. Не физически, просто драйва нет, как сейчас говорят. В театре выхожу на сцену в месяц раз 5-6, и больше мне не надо. Энергии уже нет. Много в жизни всего было. И не хочется от чего-то зависеть. Хотя если интересную роль предложат, конечно, соглашусь.

- Ну а материально-то вы обеспечены?
- Зарплата у меня нормальная, не жалуюсь. Да я и не жаден до денег-то. На жизнь хватает. Мы иногда еще ездим со спектаклями в другие города, там хорошо получаем. Жена у меня тоже моего возраста, пенсионерка. Но она работает в Боткинской больнице зав. отделением, тоже очень хорошо получает.

- Простите, а дети у вас есть?
- У жены есть дочь, тоже врач, она со своей семьей живет в Бутове. У нас двое внуков, один большой, ему 21, а Вовке - 12. Все хорошо, и на никакую халтуру ради денег мне кидаться не надо… Помню, в 90-е, когда кино у нас пропало, меня пригласили сняться в рекламе. Я рекламировал лечебные очки с дырочками. И вот я снялся, мне дают конверт. Приехал домой, вскрыл конверт и обомлел: 10 тысяч долларов! И это тогда! А сейчас что-то в рекламу не зовут. Если бы сейчас предложили, да чтобы там было что-то пикантное, забавное, я бы согласился.

- А вы знаете про себя какие-нибудь слухи? Я вот слышал: все, Мартынюк кончился, спивается…
- Да нет, ничего такого про себя не слышал. Только когда операция была тяжелая, писали какую-то ерунду. В 2001 году я лежал в институте Герцена, мне часть легкого отрезали. Помню, даже собирал все то вранье...

“Моя любимая роль - пьяный слесарь”

- А Леонид Каневский для вас кто: партнер, друг, товарищ?
- В те годы, когда снимали “Знатоков”, мы были неразлучны. Мы же тогда в одном театре работали. Был еще Гриша Лямпе, замечательный артист, чудный. Я его обожал. И вот мы втроем ездили по стране, типа встречи со зрителями. В пик нашей популярности объездили всю страну и получали очень большие деньги. Иногда мы давали по три-четыре концерта в день. Это называлось халтуркой. Но на самом деле мы не халтурили, все честно делали.

- Слушайте, да таким образом тысячи можно было заработать. И куда вы их вкладывали?
- Да никуда не вкладывали - все уходили. То квартиру меняли, еще что-то.

- Вы не Плюшкин, не складываете ничего в кубышечку?
- Нет, но жена у меня практичная. Если какую-то крупную покупку сделать, мебель там, или ремонт осуществить, она все рассчитает. Она же у меня литовка. Так что в жизни мне грех жаловаться. Всему свое время. Раньше я был молод, все успевал. Сейчас сижу дома, вспоминаю, каким был, и удивляюсь, как же это меня на все хватало. Это же ужас! Я в театре играл много разных ролей, не зацикливался на каком-то амплуа. Самой любимой ролью у меня был пьяный слесарь. Я ее обожаю: там же можно импровизировать, дурака валять.

- У вас нет ревности к тому же Каневскому, который постоянно ведет передачу на НТВ, а сейчас в сериале его показывают?
- Программу он ведет хорошо. Ну а сериал у него такой же, как все, там один мордобой. Я его перестал смотреть, не люблю я этого. А себя я могу уважать за то, что никогда никуда не лез. Как жизнь складывалась, так я и жил. Может, это и неправильно.

- Вы помните последние съемки с Эльзой Леждей, игравшей в “Знатоках” Зиночку Кибрит?
- Она тогда болела. Последнюю серию специально написали так, чтобы она дома играла. После съемок меня встретила женщина, сказала: “Я соседка Эльзы, мы за ней ухаживаем”. А через некоторое время позвонили из Театра киноактера: “Эла скончалась”. Элиным последним желанием было, чтобы хоронили ее только родные, так что долгое время я даже не знал, где ее могила. А не так давно позвонили с телевидения и свозили нас с Леней на могилу Леждей.



- Когда в 2001 году Хотиненко снял новые серии “Знатоков” и вместо Леждей играла Вележева, как вы к этому отнеслись?
- Лида очень волновалась, нервничала. Конечно, ей было трудно. Я к ней подошел: “Да успокойся, ты, все будет хорошо”. И действительно, работа получилась достойной…

Но у меня есть несыгранная роль, о которой я жалею. Как-то мне позвонили со студии Горького: “Василий Макарович Шукшин хочет с вами познакомиться”. Приехал к Шукшину. Простецкий мужик, а в кабинете его бардак. Но уже через 10 минут он стал мне как родной. Василий Макарович сказал, что будет снимать фильм о Степане Разине и хочет предложить мне роль его брата. Я вышел от Шукшина окрыленный, боялся об этом кому-нибудь поведать, а то еще сглажу. Но через несколько дней Шукшин умер.

- Георгий Яковлевич, так вы действительно абсолютно счастливый человек?

- А на что мне жаловаться? Кроме своего здоровья - не на что. Но тут я сам виноват. А с женой мы живем хорошо. Недавно 20 лет отметили - кажется, это ситцевой свадьбой называется. Она у меня вторая, первая была актриса. У нас с ней неудачно получилось. А эта - врач в Боткинской, так что, если заболею, место мне там обеспечено. Сейчас у меня пенсия, инвалид II группы, играю немного в свое удовольствие. Люблю дома посидеть, посмотреть DVD, журнальчики полистать - и больше мне ничего не надо. Теперь я на отдыхе.
(отсюда)

Еще забавный случай:

- У вас были какие-нибудь забавные случаи, связанные со Знаменским?
- Видите ли, у меня такое впечатление, что многие зрители до сих пор не знают моей настоящей фамилии. Для них я - Пал Палыч Знаменский. Вот был случай, ездил в Оренбург в отпуск к родителям. Неожиданно меня срочно вызвали в Москву на съемки. Билетов на самолет не было. Пришлось пойти к руководству. Меня узнали, замечательно приняли, угостили кофе. Потом вызвали кассира и сказали ей, чтобы выписала мне билет. Я отдал ей паспорт, а сам остался ждать. Через некоторо
е время мне вручили билет на имя... Пал Палыча Знаменского с номером моего паспорта. Так и улетел с этим билетом. Много лет на Петровку, 38 приходили письма следователю Знаменскому. Писали и в театр - тоже на имя моего телегероя. А вот другой случай. Позвонил как-то жене после спектакля, сказал, что еду домой. Она попросила купить у метро какой-нибудь зелени. Вышел из метро, стоят бабушки. Только они меня увидели, как с криком 'Знаменский идет!' побежали в подворотню. Смешно и грустно.
(отсюда)



Заложник образа, который надоел самому артисту? Да, Мартынюк всенародную популярность приобрёл главным образом благодаря роли Пал Палыча Знаменского в телесериале «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Вглядимся же в облик этого "правильного мента", бывшего долгие годы столь популярным в народе.



Герою дана фамилия Вадима Николаевича Знаменского (1931-2005), служившего в органах МВД и прокуратуры (последнее место службы - прокуратура города Калининграда/Королёва Московской области).
Павел Павлович Знаменский, Пал Палыч (в ходе сериала вырос в звании от майора до полковника юстиции) - следователь (впоследствии следователь по особо важным делам), квалифицированный аналитик, внимательный к деталям, а главное - отличный психолог и мастер допроса. В любом подозреваемом он видит прежде всего человека, и этим побеждает в нём преступника. Очень совестливый, мужественный и добрый человек, Знаменский обладает обострённым чувством справедливости. Иной раз (серия «Динозавр») даже способен нарушить букву закона, чтобы поступить по совести.

Показательной чертой образа Знаменского является его прямота и нелюбовь к применению жёстких методов психологического воздействия на подследственных. Так, в его беседе с Шахиней в деле № 1 («Чёрный маклер»), отказавшись от напрашивающихся уловок и следственных хитростей, Знаменский открывает карты. Он не раз озадачивает Томина и Кибрит своим нежеланием «добивать» загнанного в угол подозреваемого. Например, в деле № 3 («С поличным») он прерывает допрос огорошенного Силина («Нельзя бить в самое больное место!»), а в деле № 20 («Бумеранг») - прижатого к стенке Виктора Подкидина.



В сериале Знаменский не желает ненавидеть преступника, он ненавидит лишь преступление, и искренне расстраивается, когда чьи-то вопиющие действия вызывают у него чувство ненависти. Например, в деле № 11 («Любой ценой») после того, как вскрывается подлость против Тобольцева, говорит: «Ненавижу, когда приходится ненавидеть!» Открытую ярость к подследственному Знаменский позволяет себе только в деле № 2 «Ваше подлинное имя», когда в жалком бродяге распознает холодного, расчётливого и безжалостного врага. В тех ситуациях, когда подозрения направлены против самого Знаменского («Ответный удар», «Из жизни фруктов»), он подчёркнуто устраняется от собственной защиты, объясняя это тем, что верит в систему правосудия, а если перестанет верить, то не сможет работать.



Знаменский не женат, живёт с матерью (её играет Вера Васильева) - врачом-психиатром - и младшим братом Лёнькой. Отец Знаменского, учёный-палеоботаник, погиб, заразившись «редкой лихорадкой». Пал Палыч явно неравнодушен к Зинаиде Кибрит; в деле № 8 «Побег» выясняется, что у них когда-то намечались серьёзные отношения, но потом всё «перешло в хроническую форму»...



Всё проходит. Когда-то «Следствие ведут ЗнаТоКи» пользовались огромной популярностью, и даже вносили свой вклад в борьбу с преступностью - поскольку вся страна во время просмотра сериала устремлялась к телевизорам, то в это время резко снижалась уличная преступность. Так что свой вклад в "незримый бой" вносили и "знатоки"!



Конечно, потом стали иронизировать над "идеализацией" образа "ментов", над незатейливой песенкой "Если кто-то кое-где у нас порой" ... но разве лучше, если стали изображать "позорных ментов" сплошными уродами, насильниками, негодяями? Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовётся - если всё время изображать людей определенной профессии монстрами и чудовищами, то со временем формируется негативный образ, которому следуют те, с кем когда-то вели свой незримый бой "знатоки". В том числе и незабвенный честный служака Пал Палыч...

Вечная память артисту Георгию Мартынюку, создавшему образ честного и порядочного офицера, защитника закона и порядка - таким, каким он должен быть.

Источники
Мартынюк Георгий Яковлевич
Мартынюк Георгий Яковлевич

кино, право, некролог, театр

Previous post Next post
Up