Ну, кто, скажите, не знает ибсеновского Пуговичника! Этого «мастеровитого» парня встретил ночной порою Пер Гюнт на страницах одноимённой себе драмы, а конкретнее - в глухом норвежском лесу. Пуговичника и его инфернальную Ложку (или «ковш», как выражаются иногда господа-переводчики). В неё, родимую, попадают на переплавку никчемные серенькие души, по причине своей мелкопакостности не сгодившиеся ни Богу, ни чёрту. Как ушлому Перу удалось отвертеться от непосредственного «участия» в столь занимательном алхимическом процессе, уже мало кому интересно. Интересно другое.
Во многих и многих критических статьях «пуговичник», «пуговичных дел мастер», и (даже!) «тролль-пуговичник» практически единогласно признаётся аутентичным сказочным персонажем, позаимствованным стариной Генриком из нордических закромов народной фантазии. Но! Ни единого реального фольклорного материала, подтверждающего правомерность этого мнения, в сих литературоведческих опусах приведено не было. И тем не менее. Случайно открыв «Мифы финно-угров» Владимира Петрухина, я обнаружила, что и на просторах нашей великой и необъятной нашлось место героям северных легенд. Правда, в весьма неожиданном ракурсе. В общем, привожу здесь весь «лакомый кусочек» целиком:
«В фондах Российского этнографического музея в Петербурге хранится деревянная «кукла», обнаруженная во время этнографической экспедиции к тверским карелам. Кукла была вырезана пастухом и прибита к дереву в лесу. Фигура эта имеет странный вид: на голове куклы фуражка, а на туловище вырезаны пуговицы, как на мундире. Оказалось, что это - изображение лесного хозяина, которого звали нюбликяз - «пуговичник». Кукла представляет собою пример того, как древняя традиция делать изображения на деревьях трансформируется в условиях современной культуры: образ лешего в мундире с пуговицами явно передаёт фигуру лесничего - государственного чиновника, опасного для людей, занимающихся лесными промыслами».
Так кого же встретил в своём ночном лесу Пер - потустороннего ремесленника? стража мира мёртвых? или просто стража чащобного правопорядка?)
Ярослава Радогость